Алексей Учитель: скандал вокруг фильма "Матильда" устроили сторонники мракобесия. Скандал вокруг «Матильды»: почему общественные деятели требуют запретить к показу историческую киноленту В чем конфликт с фильмом матильда

Я помню:

В октябре на экраны вышел самый скандальный российский фильм - историческая мелодрама «Матильда» режиссера Алексея Учителя , которая рассказывает об отношениях балерины Матильды Кшесинской и будущего царя Николая ІІ. Страсти вокруг картины начали разгораться задолго до премьеры. После публикации первого трейлера православные радикалы обнародовали призывы к верующим не смотреть фильм, где «праведника хотят выставить блудником и прелюбодеем».

Нешуточный размах скандал начал приобретать после вмешательства депутата Госдумы Натальи Поклонской. В конце 2016 года она направила генпрокурору Юрию Чайке запрос о проверке фильма на предмет «оскорбления религиозных чувств». Премьеру фильма отложили на полгода. В обществе началась ожесточенная полемика о картине, которую еще никто не видел.

«Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда. Нельзя допустить, чтобы в массовый прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой , направленной на дискредитацию, глумление и клевету над одними из самых почитаемых Святых нашей Церкви - Царя Страстотерпца Николая Второго и членов Его Семьи». (Наталья Поклонская).

«В "Матильде" наш святой император предстает в образе блудника, а императрица Александра - колдуньи». (координатор общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин)

За громкими заявлениями со стороны радикалов последовали попытки запретить фильм, угрозы кинопрокатчикам и серия поджогов в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Злоумышленники забросали коктейлями Молотова офис Алексея Учителя. Об отказе показывать фильм заявляли в разных регионах России.

Среди высшего руководства страны одним из первых высказался Владимир Путин: «Я уважаю его (Алексея Учителя - ред.) как человека, очень патриотически настроенного, насколько я представляю его взгляды, и человека, который делает талантливые вещи. Мне бы не хотелось вступать в его спор с депутатом Государственной думы Поклонской. Она тоже имеет право на свою точку зрения. Вы сказали, что пытаются запретить. Никто не пытается запретить. У нее есть позиция, она пытается эту позицию защитить».

Вопреки всему фильм получил прокатное удостоверение. В сентябре прошли предпремьерные показы , во время которых были приняты беспрецедентные меры безопасности. Состоялся также закрытый показ для представителей Госдумы и членов различных комитетов. И зрители, и представители властей позитивно высказались о картине, заявив, что не понимают, «из-за чего весь сыр-бор».

С выходом фильма на экраны общественный конфликт стал стихать сам собой. Зрители вовсе не ломились в кинотеатры, а те, кто ждал пикантных сцен, были разочарованы. Картина не только не стала лидером проката , но и получила кассовые сборы намного меньше ожидаемого. Похоже, тема россиянам порядочно поднадоела.

Мнение эксперта

Гражданское общество в России, к сожалению, застряло в своем развитии примерно там, где его застала волна русских революций начала 20-го века. Основная масса населения пассивна и продолжает ждать милостей от государя (этого или альтернативного). Среди более активной части населения преобладает стремление не к консенсусу, а к конфликту, оппоненты вызывают раздражение у большинства, основным способом дискуссии является переход на личности. В целом 2017 год только усугубил нашу общественную ситуацию - общество все больше отрывается от действительности, погружаясь в навязанную фиктивную повестку, взгляды маргинализируются, градус дискуссии растет, а страна с каждым годом теряет шансы догнать стремительно уходящий вперед развитый мир.

Андрей Мовчан
финансист, директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги

Мнение эксперта

История вокруг «Матильды» - это опасный симптом постепенного отказа от принципов светского государства и вообще от тезисов, задекларированных в российской Конституции. Первым шагом к этому стало принятие абсурдных законов о защите прав верующих, по которым сейчас все пишут друг на друга доносы: язычники на христиан, христиане на мусульман - и даже, говорят, есть одно уголовное дело в защиту прав атеистов. Вокруг православно-патриотической риторики в последние годы идет настоящее соревнование: кто покажет наибольшее рвение в установлении благочестия? Старые лидеры этого забега, стоявшие на относительно умеренных позициях, постепенно выдыхаются. Теперь наступает время персонажей вроде Поклонской, которой ее «историческая роль» в событиях 2014 года явно далась непросто и которая теперь компенсирует это сектантско-неофитским активизмом на почве православного фундаментализма. Важно, что в этот момент мы дошли до первых акций прямого действия - уже сейчас в России есть люди, утверждающие, что во имя веры можно убивать.

Проект «Матильда» появился еще в 2010 году по инициативе Фонда Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства. Первые кадры фильма были обнародованы в 2015-м, однако пристальное внимание общественности к нему было привлечено лишь в ноябре 2016 года, когда депутат Госдумы и бывший генпрокурор Крыма Наталья Поклонская по просьбе общественного движения «Царский крест» обратилась к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с требованием проверить фильм на предмет оскорбления чувств верующих. В то же время на сайте Change.org была создана петиция за запрет фильма, собравшая почти 19 тысяч подписей.

В январе 2017 года Генпрокуратура отчиталась о проверке фильма и заявила, что ничего предосудительного в том ролике, который авторы фильма выложили в сеть, обнаружено не было. Поклонская направила генеральному прокурору новый запрос, на этот раз с предложением поручить проверку фильма экспертной комиссии. «Уважаемый Юрий Яковлевич, прошу организовать проведение тщательной проверки, в части проведения исследования утвержденного к съемкам сценария фильма «Матильда», а также провести проверку законности расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание указанного фильма», - говорилось в запросе депутата. По словам Поклонской, за три месяца она получила больше 10 тысяч обращений от граждан с просьбой «решить проблему антироссийской и антирелигиозной провокации». Наибольшее возмущение обратившихся вызывал тот факт, кто картина посвящена роману канонизированного (пусть и посмертно) святого и «развратной женщины». По настоянию депутата комиссия была сформирована. В нее вошли юристы, культурологи, психологи и лингвисты.

Практически одновременно с этим в начале февраля некая общественная организация под названием «Христианское Государство – Святая Русь» разослала в российские кинотеатры письмо с требованием отказаться от показа фильма «Матильда». В тексте письма фильм назван «сатанинской грязью» а в случае выхода картины в прокат активисты пообещали, что «кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди». Наталья Поклонская написала обращение в Главное управление по противодействию экстремизму МВД России - на этот раз с требованием проверить «Христианское государство» на экстремизм.

Решительность «христиан» насторожила Алексея Учителя, и режиссер сам обратился в Генпрокуратуру: в одном заявлении он попросил «оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской», в другом – проверить православную организацию на экстремизм после прозвучавших угроз в адрес создателей картины и будущих зрителей. В тот же день, когда об обращениях Учителя стало известно СМИ, на ситуацию отреагировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что у министерства юстиции нет информации о регистрации движения «Христианское государство – Святая Русь» и фактически его представители действуют как анонимные экстремисты.

«Матильда»: что говорят эксперты?

17 апреля Наталья Поклонская опубликовала PDF-документ с итогами экспертизы. 39-страничный текст представлен комиссией, у которой уже есть опыт в подобных делах: те же самые специалисты ранее давали заключение по концерту Pussy Riot и опере «Тангейзер». В качестве материалов для экспертизы были использованы распечатка сценария и два трейлера фильма. Этого оказалось достаточно. Члены комиссии согласились с тем, что образ императора Николая II в фильме Учителя оскорбляет религиозные чувства и унижает человеческое достоинство православных христиан, причем сделано это преднамеренно, ибо создатели фильма должны быть в курсе «исторической правды». Авторы текста не стесняются в выражениях и пишут, например, что «усиливает негативный образ Николая II приписываемый ему выбор в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладающей яркой классической европейской красотой Александрой Федоровной».

Еще одно оскорбление, по мнению экспертов, создатели фильма нанесли верующим при выборе актеров. Роль последнего русского царя исполняет германский актер Ларс Айдингер, сыгравший в 2012 году «вульгарную порнографическую роль» печатника Амоса Кводфри в «порнографическом фильме» Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». «Этим приемом создатели фильма «Матильда» избавляют себя от необходимости включать полностью порнографические сцены непосредственно в фильм «Матильда», фактически используя в этом фильме метонимическую отсылку к образам, содержащимся в вышеназванном порнографическом фильме с участием актера Ларса Айдингера», - говорят эксперты, как-то игнорируя тот факт, что в фильмографии Айдингера есть еще 50 ролей в кино и почти столько же - в театре.

Вердикт экспертов однозначен и неутешителен: «Фильм направлен на формирование вполне определенного - пейоративно и дисфорически денигративного (очерненного), девальвированного и литотизированного - ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека, не обладающего внутренними нравственными ограничениями, ставящего сиюминутные личные интересы сексуального удовлетворения в крайне сомнительных и социально-порицаемый с нравственной точки зрения обстоятельствах выше интересов Российского государства и репутации правящего Дома Романовых».

Александру Федоровну эксперты на основании двух трейлеров и сценария фильма определили как «психически неуравновешенную и неадекватную личность, нравственно порочную женщину, экзальтированную и погрязшую в вульгарных и социально-порицаемых оккультно-религиозных предрассудках и практиках, в том числе связанных с относимыми к религиозному сатанизму кровавыми ритуалами».

Чтобы донести свою точку зрения до атеистов и агностиков, авторы экспертизы приводят пример, предлагая представить, что кто-то обвиняет их родителей в педофилии и зоофилии - примерно так, по мнению экспертов, почувствует себя православный человек во время просмотра фильма «Матильда».

«Публичная демонстрация фильма «Матильда», учитывая намеренное применение его создателями приемов, посредством которых осуществляется грубейшее унижение человеческого достоинства верующих Русской Православной Церкви и крайне болезненное оскорбление их религиозных чувств, - совершенно недопустима», – заключают эксперты.

Будущее фильма «Матильда»

Наталья Поклонская 17 апреля передала результаты экспертизы в Генеральную прокуратуру РФ. Ответной реакции пока не последовало. Премьера фильма по-прежнему назначена на 6 октября, показ состоится в Мариинском театре. В российский и зарубежный прокат картина выйдет 26 октября.

Тем временем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что находит странной попытку оценивать фильм, который еще не готов. С ним согласился министр культуры РФ Владимир Мединский. «Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?» - ответил министр на вопрос журналистов о его мнении по поводу сложившейся ситуации.

До премьеры нового фильма Алексея Учителя еще больше трёх месяцев, но он уже успел заработать звание, пожалуй, самой скандальной российской картины последних десятилетий. Чем же фильм, который рассказывает о первой любви императора Николая II, так возмутил общественность

Кадр из фильма «Матильда»

В центре сюжета любовные отношения царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Однако их отношения длились сравнительно недолго – а именно, до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Ходят слухи, что у балерины и Николая II даже родилась дочь.

После отношений с царевичем Николаем Александровичем Матильда была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Всё это время она успешно воспитывала внебрачного сына. После революции 1917 года навсегда покинула Россию.


Молодой Николай II с Матильдой Кшесинской

Судьба Кшесинской, как и ее биография, очень насыщены и любопытны. Родившись в Петербурге, она была прима-балериной императорских театров и просто влиятельной особой, в которую легко влюблялись властные мужчины из знатных родов. На роль главной героини Алексей Учитель пригласил польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен, знакомых уху российского зрителя: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина изначально задумывалась и позиционировалась Учителем как масштабная историческая реконструкция: специально для съемок были кропотливо воссозданы Успенский собор того времени, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки по большей части проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Бюджет картины составляет 25 млн долларов, что для российского кино просто огромная сумма.

С чего (или кого) начались протесты против картины

Алексей Учитель приступил к съемкам исторической драмы еще в 2014 году, и тогда все ждали только подробностей о новом творении именитого режиссера. Когда же производство фильма подошло к логическому завершению, общественность неожиданно захлестнула волна агрессивных возражений и требований запрета показа фильма и даже завершения его производства. Возможно, всему виной стал первый трейлер к фильму, который мог показаться несколько провокационным - именно с момента его появления и посыпались жалобы.

Среди главных недовольных были члены общественного движения «Царский крест», которые активно выступали с обвинениями Учителя и его картины в клевете царя Николая II и его царского рода. Именно с них и начался масштабный «флешмоб» против выпуска фильма. «Царский крест» обратился за поддержкой к депутату Госдумы Наталье Поклонской, и тогда скандал получил действительно широкую огласку.

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников.


Наталья Поклонская. Фото: lenta.ru

Наталья Поклонская, в свою очередь, вполне ожидаемо встала на сторону «Царского креста» и дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Однако в обоих случаях проверка не нашла нарушений. В 2016 году к протестам подключился и рунет - на сайте Change.org появилась петиция за запрет фильма в России.


Кадр из фильма «Матильда»

Однако Поклонская не остановилась и на этом - в конце января 2017 ей был отправлен депутатский запрос в Генеральную прокуратуру с целью проверки законности расходования средств, выделенных «Фондом кино» на создание картины. Очевидно, что Поклонская захотела снять фильм с проката иными способами - а тот факт, что ежегодно в России выходят десятки откровенно провальных и финансируемых «Фондом кино» второсортных блокбастеров-пародий, депутата, видимо, не волнует.

Но и это не было концом эпопеи - уже в апреле письмо было направлено в экспертную комиссию для оценки сценария и трейлера фильма. Члены комиссии вполне ожидаемо усмотрели в них массу критических замечаний: от морального облика царя до некрасивой и «нечестной» внешности его возлюбленной. Вердикт комиссии не заставил себя ждать: в фильме изображается ложный образ святого Николая II, а также оскорбляются чувства верующих. Результаты снова были отосланы в Генпрокуратуру.


Кадр из фильма «Матильда»

Недовольство растёт и по сей день - так, буквально вчера в СМИ появились сообщения о том, что глава Чеченской республики Рамзан Кадыров направил обращение российскому министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой не показывать в республике фильм Алексея Учителя «Матильда». В тексте обращения отмечается, что такое решение было принято после ознакомления с информацией, полученной от Натальи Поклонской, о многотысячных заявлениях православных и мусульман об оскорблении религиозных чувств верующих сюжетной линией фильма.

Кто поддержал прокат «Матильды»

Разумеется, подобный скандал привлекает к себе внимание общественности особенно если речь идет о фильме. Многие кинокритики и поклонники творчества Учителя говорят, что преждевременно выносить мнение о фильме, который еще не вышел. Деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

В ответ на многочисленные нападки открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Примечательно, что министр культуры Владимир Мединский, несколько раз лично посещавший съемки картины, тоже поддержал «Матильду».


Кадр из фильма «Матильда»

Что думает Алексей Учитель

Режиссер «Матильды» назвал дискуссию вокруг его новой картины бесполезной и ненужной.

«Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

Кстати, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с ответной жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской. Он заявляет о «необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда». Таким образом, между Поклонской и Учителем вспыхнула настоящая гражданская война. Лишь одно остаётся ясным в данной ситуации - несмотря на все скандалы вокруг картины, премьера фильма состоится в запланированную дату.

Когда фильм выйдет на экраны кинотеатров

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Эта история началась в ноябре 2016-го, а скандалы вокруг нее не утихают и по сей день. Хоть по этой теме не высказался разве что ленивый, Caspart не отстает от тенденций и, собрав воедино главные факты и мнения о кинокартине, посвященной роману последнего царя Российской империи Николая II и балерины Матильдой Кшесинской , вместе с читателями пытается понять, есть ли здесь правые и виноватые.

Ноябрь 2016-го. Экс-прокурор республики Крым , а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская направляет запрос на проверку тогда еще не завершенного фильма «Матильда» генпрокурору России Юрию Чайке . Наталья объясняет природу своего обращения как некий сформировавшийся протест со стороны нескольких общественных организаций (в т.ч. «Царский крест») против проекта, являющегося «угрозой нац. безопасности». На самом деле Алексей Учитель , режиссер картины и один из самых уважаемых деятелей культуры нашего времени, всего лишь снял фильм о любви между балериной и наследником престола, ставшим последним императором Российской империи и причисленным к лику святых. По мнению Поклонской, кинокартина порочит имя Николая, искажая его образ, а история, взятая за основу фильма, не более чем миф. Режиссер от этой проверки только отмахнулся, назвав ее «маразмом», ведь фильм тогда даже не был доснят. После Учитель выступал с заявлением, что прокуратура проводила проверку, но никаких нарушений не выявила.

30 января этого года Наталья Поклонская подает запрос на вторую проверку, продолжая настаивать на своем. РИА новости цитирует ее: «Нельзя допустить, чтобы в прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, клевету и глумление над одним из самых почитаемых святых нашей Церкви - царя Страстотерпца Николая II и его семьи». В новом запросе Поклонская запрашивает дополнительную проверку сценария с привлечением историков и богословов, а также источников бюджетного финансирования.

В ответ на повторное обращение Поклонской, наконец, последовала ответная реакция от Алексея Учителя, который в свою очередь подал заявление в прокуратуру (прокуратура в данном деле, видимо, выступает в роли родителей повздорившей малышни). Он просил оградить съемочную группу от клеветнических нападок, и, что не маловажно, «угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности». Под эгидой Поклонской против кинокартины выступает множество религиозных общественных организаций, неоднократно угрожавших как съемочной команде, так и потенциальным зрителям.

Если вы подумали, что знаете, какой ответный шаг предприняла Наталья Поклонская, спешу обрадовать: заявление было отправлено (нет, не в прокуратуру) в управление МВД по борьбе с экстремизмом с просьбой проверить высказывания Алексея Учителя и его адвоката, Константина Добрынина , которые обвинили депутата Госдумы Поклонскую в провокации псевдорелигиозных организаций на экстремистскую деятельность. Подобные высказывания со стороны режиссера побудили члены движения «Христианское государство - святая Русь», рассылавшие письма с угрозами кинотеатрам, которые будут прокатывать «Матильду». Так что же здесь происходит?

О чем фильм Алексея Учителя?

Матильда Кшесинская - молодая балерина, познакомившаяся с царской семьей на своем выпускном балу Императорского театрального училища. Практически сразу после первой встречи между молодыми людьми, Кшесинской и наследником Николаем, возникло чувство. Однако романтические отношения начались лишь спустя некоторое время. Кшесинская отчетливо понимала, что брака между ними быть не может, и после помолвки Николая с Алисой Гессенской они больше не встречались. Об этом говорит история. Судя по трейлерам, фильм несколько разворачивает фокус на любовный треугольник самой Кшесинской (между ней, наследником Николаем и графом Воронцовым) и вынужденное смирение Николая с разбитым сердцем - посредством чрезмерно пафосных выражений: «Ты - царь. Ты имеешь право на все, кроме любви».

Почему Поклонской не все равно?

С ней все понятно. Поклонская - глубоко верующий человек, и о последнем русском императоре Николае II, причисленном вместе со своей семьей к лику святых, говорит всегда и везде. Окончательную ясность в картину внесло выступление депутата в эфире «Царьград ТВ», где Поклонская с благоговением в голосе рассказывала о «мироточащем» бюсте последнего императора.

После многочисленных запросов Поклонская сама заказывает экспертизу фильма. Итоги ее достаточно предсказуемы по своему содержанию, но невероятно впечатляющи по своей формулировке. Медуза коротко пересказывает содержание экспертизы, а мы лишь выведем заключение: фильм «Матильда» показывать нельзя, так как он совершенно точно, намеренно и предумышленно оскорбляет чувства верующих. В ответ на экспертизу совсем ошарашенный Учитель обращается в комитет по этике Госдумы, явно сомневаясь в правомочности действий Поклонской. Занавес.

Во время нешуточной борьбы между заявлениями в органы власти известные кинематографисты подписывают открытое письмо, в котором призывают к запрету цензуры не только на страницах Конституции.

Как реагирует правительство?

Первый замминистр культуры Владимир Аристархов заверил, что минкульт не будет учитывать экспертизу фильма «Матильда» при решении вопроса о выдаче прокатного удостоверения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил мнение большинства: «пытаться оценивать фильм, который еще не готов, ну по меньшей мере странно», выявляя озадаченность существованием экспертов, способных определять соответствие тому или иному каноническому образу. Председатель правительства Дмитрий Медведев также выразил непринятие преследований авторов, произведений искусства которых еще никто не видел.

Митрополит Волоколамский Иларион уже посмотрел фильм (не совсем готовый, но целиковый) и назвал его «апофеозом пошлости». РБК цитирует: «Это человек, который церковью канонизирован. У церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей и проходят крестным ходом. Они идут от места расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идет этот крестный ход из 60, 70, 80 тыс. человек. Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет вот этот фильм?», - сказал митрополит.

Казнить нельзя помиловать

Осилив эту историю (которая, несомненно, окончится еще не скоро), можно выдохнуть - большинство понимает, что скандал, у истоков которого стоит депутат Поклонская, фактически высосан из пальца. Она называет образ Николая, начертанный в «Матильде», мифом, но Ларс Айдингер (исполнитель роли наследника) раскрывает перед нами истинное символистское звучание персонажа: «Для тех, кто видит Николая святым, это не реальный, а мифологический персонаж. Если как художник ты имеешь дело с реальным человеком, надо показать драматизм его жизни, его соблазны и его ошибки. Я показал любовь Николая к двум женщинам - Матильде и Александре. Это история конфликта двух чувств: одно символизирует незыблемую традицию монархии, другое - стремление быть свободным человеком. Матильда - метафора анархии и свободы.»

Когда зарождалось искусство, вместе с ним появилось непреложное правило: искусство - вне политики и религии. Я не говорю о его абсолютной изоляции, или об отсутствии неразрывной связи между автором и временем, эпохой, политическими режимами и настроением общества. Полотно искусства создается именно благодаря таким связям. Однако искусство не может, не должно ущемляться столь дерзновенно, кощунственно, попросту глупо.

Тем не менее, онлайн-петицию о запрете проката «Матильды» подписали 13 тысяч человек. Не принимающих искусство в его первозданной чистоте, не осознающих, что мы постепенно и неотвратимо возвращаемся во времена цензуры, испытывая при этом мнимое чувство свободы. А ведь так еще опаснее.

Одно известно точно - общественный резонанс, созданный скандалом, выяснение отношений на государственном уровне для многих дадут пищу для размышлений, к сожалению - не самых радостных.

А в заключении - такие важные слова от Марины Разбежкиной, режиссера-документалиста. Цитирует «Медуза»: «Никто не имеет права указывать художнику, как ему снимать кино, писать музыку и создавать картину. Ни прокурор, ни главы государства, ни христианское сообщество, ни зрители или слушатели. Независимость художника - это его абсолютное право, которое имеет конституционные основания».

Маргарита Агаджанян

Скандал вокруг новой картины Алексея Учителя "Матильда" набирает все большие обороты. В связи с недавней инициативой участников общественного движения "Царский крест", еще даже не вышедшая на экраны историческая драма стала объектом пристального внимания всех ведущих критиков, депутатов и даже Генпрокуратуры. Дни.Ру решили разобраться: в связи с чем возник столь сильный ажиотаж вокруг любовного увлечения Императора.

Известно, что о "недопустимой лжи" и "клевете" в фильме уже неоднократно заявили не только участники нескольких православных организаций. Директор канцелярии российского императорского дома Александр Закатов уже пояснил в нескольких интервью, что, по его мнению, рассуждать о личной жизни царей и даже святых можно, но остается один вопрос: с какой целью? По мнению Закатова, история, представленная в фильме Учителя, является ничем иным как "извращением".

В первую очередь отметим: хоть новое творение известного режиссера и является исторической драмой, от этого оно не перестает быть художественным фильмом. Следует отличать байопик от киноискусства: ведь если в первом все должно быть выдержано в строгих рамках исторического сюжета, то во втором режиссер может смело себе позволить какие-то "вольности". Например, рассказать историю любви, которая в реальности определенно могла быть, но не случилась.

Балерина Матильда Кшесинская, как она сама заявляла, являлась любовницей и фавориткой Николая II до его помолвки с Алисой Гнессинской. Это подтверждают и мемуары известной примы, которые были опубликованы в Париже в 1960-м году. Сам Учитель, отстаивая свою позицию,ссылается именно на исторические события, которые он, вероятно, весьма основательно изучил.

Кшесинская еще в возрасте 20 лет покорила сердце цесаревича Николая и на протяжении двух с половиной лет состояла с ним в любовной связи. Судя по дневникам и воспоминаниям его современников, Николай не скрывал своего более чем трепетного отношения к приме Мариинского театра.

По факту возмущение общественности вызвал не сам исторический фильм (который к слову, никто на сегодняшний день не видел), а сам намек на то,что у столь знаковой исторической фигуры как Николай II вообще могла быть личная жизнь. Во все времена находятся критики, считающие непозволительным затрагивать тему каких-либо личных страстей людей, ставших своеобразными "иконами" целой эпохи.

По данным информационного агентства ТАСС, на сегодняшний день Генпрокуратура не нашла в фильме никаких нарушений. Вернее, в той его части, которую они смогли посмотреть. Известно, что кинолента готова не полностью, ее премьера намечена на март 2017 года.