Что такое домра? История и фото музыкального инструмента. Домра – русский народный музыкальный инструмент Как выглядит домра

И спокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколение, чтобы лучше выражать мироощущение народа, его эстетические и этические представления.

Отношение духовенства к русским инструментам было двойственным и во многом определялось их социальной ролью. Народные инструменты блюстителями православия именовались не иначе как “гудебные бесовские сосуды”, орудия “песен сатанинских”, “богомерзких игр” и т.п. лишь в руках бродячих скоморохов, совершавших языческие обряды.

Однако в руках самих блюстителей православия народные инструменты могли стать средством “воспевания божественной мудрости и вознесения молитвы к небесам”.

И не случайно первое дошедшее до нас упоминание о домре на Руси мы находим в “Поучениях митрополита Даниила”. Митрополит констатирует, что на ней, в числе других русских инструментов, музицируют сами служители православия. Даже “пресвитери, и диакони, и иподиакони... играют в гусли, в домры, в смыки”.

Само название “домра” получило известность лишь в XVI столетии, однако первые сведения о щипковых с грифом (“танбуровидных”) инструментах на Руси относятся уже к X веку. “Танбур” в числе русских музыкальных инструментов описан арабским путешественником X века Ибн Даста, посетившим Киев (Куяб) между 903 и 912 годами. Примечательное наблюдение принадлежит Ахмеду ибн Фадлану, секретарю посольства багдадского халифа, оставившему интересное и детальное описание своего путешествия по Волге. Оказавшись очевидцем погребального обряда у “русов” в 921 году, он отметил, что умершему ставили в могилу, наряду с пищей и питьем, также и “тунбур”.

Таким образом, первые сведения о подобных инструментах у славянских племен относятся к периоду, предшествовавшему расцвету Киевской Руси. Это в корне противоречит суждениям некоторых ученых о домре, как инструменте, тип которого будто бы был заимствован у восточных народов лишь в XIII-XIV веках, во время татаро-монгольского нашествия.

Древнерусская домра являлась инструментом, предназначенным, в первую очередь, для коллективного музицирования, и существовала в различных тесситурных разновидностях.

Русские народные музыкальные инструменты не могли развиваться изолированно от инструментов других народов, живущих по соседству. Действительно, у многих восточных народов, которые входили в состав Российской империи, нетрудно обнаружить целый ряд инструментов, чрезвычайно схожих с домрой. Это домбра у казахов, домр – у калмыков, думбыра – у башкир, танбур – у узбеков, думбра – у киргизов и т.д. Связь, например, русской домры и казахской домбры не случайно проявляется даже в названии; они настолько родственны, что нередко и сегодня многие музыканты путают термины “домра” и “домбра”!

В 1648 году последовал “высочайший” указ царя Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожении суеверий”. Этот беспрецедентный по своей жестокости документ был направлен на полное истребление скоморошества. Царский указ был разослан воеводам всех русских городов. Предписания Алексея Михайловича старательно осуществлялись на практике. Русские народные инструменты безжалостно уничтожались. Широко известный факт: по велению патриарха Никона пять доверху груженых телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву-реку и там публично сожжены.

С искоренением бродячего скоморошества изменяется инструментарий и в народном быту. К концу XVII столетия домра полностью выходит из употребления, фактически исчезает даже упоминание о ней. Исчезает профессиональное исполнительство музыкантов-домрачеев, прекращается производство домр. Однако народу по-прежнему нужен был струнный щипковый инструмент, подобный домре, и, главное, максимально простой в изготовлении. Именно так, изготовляемый кустарным способом, и возник новый вариант домры – балалайка.

Домра же была возрождена в 1896 году. Образцом для ее возрождения послужил инструмент, найденный в Вятской губернии. Подробности этой находки описаны участником Андреевского оркестра С. А. Мартыновым в письме от 15 мая 1914 год.

На основе инструмента, найденного в Вятской губернии, по чертежам В. Андреева, основателя первого русского оркестра, и при участии Николая Петровича Фомина к концу 1896 года музыкальным мастером Семеном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая возрожденная домра. Назвали ее домрой малой. Раскладка ладов на гриф была дана Фоминым, конструктивное же решение в целом принадлежало Налимову.

Вслед за домрой малой Налимов сделал домру-альт со строем на октаву ниже, а затем и домру-бас – на две октавы ниже малой домры. Внешне оба инструмента мало чем отличались от домры малой, но были, соответственно, большего размера. В дальнейшем инструменты домровой группы изменились.

Все разновидности домры имели единый квартовый строй. Диапазон домры малой составлял чуть больше двух октав от ми первой октавы до фа третьей. Спустя двенадцать лет московский музыкант Григорий Павлович Любимов расширил возможности андреевской домры за счет увеличения диапазона, изменения квартового строя на квинтовый, увеличения кузова и добавления струны. Сегодня диапазон современной трехструнной домры увеличен еще на одну октаву от ми первой до фа четвертой, что значительно расширило возможности исполнителей.

Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра долгое время представлялась инструментом, предназначенным исключительно для оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько лет при Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр.

Первым профессиональным домристом был П. П. Каркин. Именно ему обязаны разработкой основных приемов звукоизвлечения. Каркиным в начале века осуществлены первые издания для домры. Это были в основном переложения произведений зарубежных исполнителей. В 1909 году состоялось первое сольное выступление домриста.

В 1926 году на рабфаке Московской консерватории, наряду с классами других народных инструментов, был открыт класс домры, а в конце 20-х годов класс трехструнной домры открылся и в Музыкальном училище им. Октябрьской революции, которое стало готовить специалистов для профессиональных оркестров русских народных инструментов.

В 30-е годы классы домры открыты в некоторых консерваториях Украины, в музыкальных техникумах, в детских и вечерних музыкальных школах большинства областных центров страны. Если в 20-х годах домра была в основном ориентирована на рабочий класс, то уже к концу 30-х именно классическая музыка поставила домру (пока только четырехструнную) в ряд современных сольных инструментов и выдвинула ее на концертную эстраду.

Основные приемы виртуозной техники, нашедшие применение в исполнительской практике на классических струнных инструментах, – быстрые и трудные пассажи, флажолеты, сложные ритмические фигуры, разнообразие штрихов и приемов, игра двойными и тройными нотами – все это блестяще продемонстрировали исполнители на русских инструментах.

Возможности солирующей домры по-настоящему открылись в середине 40-х годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения. И первым из них по праву следует назвать “Концерт для трехструнной домры с оркестром” Николая Павловича Будашкина, написанный и впервые исполненный в 1945 году. Можно смело сказать, что с этого произведения начинается новый период в истории домрового исполнительства, поскольку концерт послужил началом создания оригинальной литературы.

В 1951 году Ю. Шишаков написал одночастный “Концерт № 1 для трехструнной домры с русским народным оркестром”, ставший новым этапом в раскрытии ее художественных возможностей. В начале 60-х годов домровая литература пополнилась концертом Б. Кравченко, а также чуть ранее написанным концертом Ю. Зарицкого. В конце 50-х и начале 60-х появляется еще ряд превосходных исполнителей-домристов (В. Никулин, Ф. Коровай, М. Васильев).

Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В. Красноярцев, а несколько позднее – Т. Вольская, В. Круглов, А. Цыганков, С. Лукин, Б. Михеев, В. Ивко, возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов. В домровом репертуаре художественно полноценными оказались, например, транскрипции сонат для скрипки и чембало, скрипичных концертов И.С. Баха, вальса-скерцо П.И. Чайковского, фантазий Г. Венявского, образцов флейтовой музыки – скерцо из Сюиты h-moll И.С. Баха, сонаты Ф. Пуленка, вокализа М.И. Глинки или “Сапатеадо” П. Сарасате.

Широкое общественное признание с 70-х годов получает творчество Александра Андреевича Цыганкова. Благодаря его самобытной игре авторитет трехструнной домры стал еще выше в глазах музыкальной общественности и самых разнообразных аудиторий слушателей. Именно ему удалось в транскрипциях и в собственных пьесах, концертных обработках и фантазиях на темы народных песен привнести в домровое исполнительство целый ряд новых приемов игры, таких, как двойные флажолеты, сочетание флажолетов с pizzicato правой и левой рукой и т.д.

Доцент кафедры народных инструментов РАМ им. Гнесиных Наталья Иосифовна Липс: – Домра – достаточно эклектичный инструмент, на ней хорошо могут прозвучать и клавирные сонаты А. Скарлатти, и скрипичные романтические сочинения П. Сарасате, К. Сен-Санса, Г. Венявского и многих других авторов. Прекрасно звучат обработки мелодий народов мира – это и русские, кубинские, цыганские и сербские мелодии. На домре играют транскрипции Д. Гершвина, А. Пьяццоллы, джазовые композиции, сочинения этнического характера. Но, конечно, только оригинальный репертуар может способствовать развитию домры, двигать ее вперед. Мы должны привлекать композиторов к созданию нового репертуара, найти такого автора, который бы слышал домру и писал для нее. Поэтому и своим студентам я говорю: “Ищите своего композитора, ходите на экзамены студентов-композиторов”. Сейчас на домре играют сочинения А. Цыганкова, Ю. Семашко, В. Пожидаева, Е. Подгайца, Н. Хондо и многих других авторов – это новые оригинальные сочинения для нашего инструмента. Также в репертуаре домристов огромный корпус транскрипций сочинений для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано – это финал концерта для скрипки Д.Д. Шостаковича, сонаты С.C. Прокофьева, концерты и сонаты Н. Паганини, сочинения С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, транскрипции современных сочинений А. Розенблата, Е. Подгайца. Список можно продолжать и продолжать. Сейчас композиторы обратили внимание на инструмент, отметили, что домра может очень интересно прозвучать в ансамбле. Сочетания могут быть самыми различными. Домра хорошо звучит в ансамбле с флейтой, клавесином, гитарой, фортепиано, а также со своими однородными разновидностями. Очень редко крупные композиторы, работающие в других жанрах, обращаются к домре. Мне очень приятно, что три цикла по 5 пьес по мотивам татарского фольклора Софии Губайдулиной были исполнены впервые в моем классе. Одна из моих студенток впоследствии сыграла все три цикла на фестивале современной музыки в Швейцарии и получила высокую оценку присутствовавшего в зале автора.

Таким образом, начиная с середины 40-х годов прошлого столетия, домра предстала как инструмент профессионально-академического плана. Сегодня исполнители на домре готовы представлять сольные программы в двух отделениях, включающие произведения различных жанров и направлений, поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью исполнения, теплотой и благородством звучания. За последние годы уровень исполнения значительно возрос. Домру можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров. Ежегодно проводится множество конкурсов среди исполнителей на народных инструментах, как детских, так и профессиональных, выявляя целый ряд талантливых музыкантов. Все это позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Солистка Национального
академического оркестра народных
инструментов России им. Н.П. Осипова
Анастасия Щеглина

Т рехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры. Здесь показано устройство ведущего инструмента в таком оркестре - малой домры.

Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.

Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками.

На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Это место должно находиться на одинаковом расстоянии как от верхнего порожка до 12-го металлического порожка, так и от 12-го металлического порожка до подставки. На верхней части подставки делают наклейки ровные или фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента.

Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека - из прямолинейной (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки - клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.

Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину): первая - 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая - 0,40 мм, третья - 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя-тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.

Все части инструмента должны быть хорошо пригнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.

Что такое домра? Легендарная «балалайка» и «арфа» украинских кобзарей, белорусских песняров и русских сказителей уже много лет не теряет своей популярности. Домра - музыкальный инструмент, успевший за долгие годы стать национальным символом юга России, Украины и Беларуси. Активно используется тысячами артистов в записях как инструментальных мелодий, так и песенных композиций.

Что такое домра

Домра - это струнный относящийся к подгруппе народных инструментов и характерный для южнославянских народов. По своему строению домра похожа на балалайку или хомэс. Также эти инструменты объединяет стиль игры - с использованием особенного медиатора, которым задеваются струны. Такой стиль игры называется щипковым.

Домра - инструмент, использующийся для сольного исполнения каких либо текстов под аккомпанемент, реже - как часть состава ансамбля либо оркестра народных инструментов.

Как представитель семейства струнных, домра - инструмент, требующий особого подхода в освоении и использовании. Благодаря акустическим особенностям строения, в умелых руках домра способна издавать чарующие, необычные для человеческого уха звуки.

Название инструмента

Само слово «домра» было получено путем обработки нескольких слов из тюркских языков, обозначающих струнные музыкальные инструменты, например, в татарском языке есть слово dumbra, переводящееся как «балалайка». Крымско-татарский диалект имеет слово dambura - «гитара». Турецкий язык содержит в себе слово tambura, также обозначающее гитару, а казахский язык называет балалайку - dombıra. К казахскому языку очень близок калмыцкий вариант - dombr̥, также обозначающий балалайку.

История возникновения

Что такое домра? Музыкальный инструмент, который может интересовать любого, кто увлекается историей и теорией народной музыки.

Первое упоминание о музыкальном инструменте, похожем на нее, мы можем встретить в дворцовых записях XVI—XVII веков, где рассказывается о домрачеях - музыкантах, играющих на домре.

Она пользовалась популярностью у скоморохов, бродячих артистов и шутов. Так как при своей простоте и удобстве в использовании, имела хороший звук и довольно богатые тембральные возможности, что позволяло артисту без труда аккомпанировать себе во время исполнения песни или сказания.

Долгое время игра на домре считалась занятием унизительным, недостойным человека высшего и среднего сословий. Именно поэтому не существовало и единого вида домр - каждый экземпляр изготавливался кустарным домашним способом. Часто артисты сами делали себе домру или выполняли такие работы на заказ.

Вскоре домра исчезла из исторических документов, и вплоть до XIX века никто не знал о ее существовании. Связано это было с введением цензуры и активной охотой на скоморохов, кроме которых этот инструмент больше никто не использовал. С исчезновением потешных песен, как жанра, на время забылся и инструмент. Что такое домра - не знали даже потомки некогда известных сказителей.

«Второе рождение»

Лишь в начале XX века руководитель первого в СССР «Оркестра народных инструментов» Василий Андреев смог восстановить исходную форму домры, а также гипотетически восстановить ее звучание, основываясь на плохо сохранившемся экземпляре музыкального инструмента, найденного им в орловской области.

Несмотря на то, что многие музыковеды до сих пор не считают находку Андреева настоящей домрой, этим словом теперь называют все семейство музыкальных инструментов, созданных на основе его чертежей.

В настоящее время этот народный инструмент, популярен в России, Украине и Белоруссии, а также пользуется успехом за рубежом, благодаря своему экзотическому звучанию.

Для домры, как и для многих других народных инструментов, создаются концертные и камерные произведения.

Конструкция

Традиционная домра высшего качества изготавливается из различных дорогих пород дерева. Причем существуют строгие традиции изготовления инструмента. А также правила сочетания древесины в строго прописанных пропорциях.

Кузов инструмента изготавливается из белого клена и остролистой березы, подставка из редкой породы клена, дека - из ели или пихты, гриф - из лиственницы, накладка грифа - из черного дерева.

Русская домра - это инструмент, выполненный по модели Семена Ивановича Сотского, знаменитого мастера-ремесленника, хранителя русской музыкальной культуры. Модели народных инструментов, созданные им, используются в элитных мировых оркестрах с 1936 года.

Строение домры аналогично строению практически любого струнного инструмента.

Она состоит из двух частей - резонирующего корпуса и грифа. Корпус, в свою очередь, делится на звукосберегающий кузов и деку.

Разное звучание

С давних времен известны два стиля игры на домре: с медиатором и без него.

При ударе жесткой пластинкой струны инструмента имеют немного дребезжащее звучание, характерное для украинской фольклорной мелодики конца XVII века.

Белорусы же, не знавшие до конца XVI века, что такое домра и вдохновленные на ее создание западными аналогами струнных инструментов, не были склонны к игре медиатором. Они предпочитали играть щипками, получая совершенно иное звучание.

Если же при игре на домре медиатор не используется, то звучание становится мягким, плавным и объемным. Чрезвычайно схожим по тональности со звучанием акустической гитары. Такой метод игры на домре считается более академическим и используется в оркестрах народных инструментов.

Разновидности

Домра - музыкальный инструмент, имеющий малое количество разновидностей. Всего существует два его вида: трехструнная и четырехструнная домра.

Единственное отличие их проявляется в их музыкальном восприятии. Четырехструнная домра имеет большее количество тонов, а также звучание ниже на одну октаву, нежели у трехструнной версии этого инструмента.

Никаких различий в процессе изготовления, в составе материалов попросту нет. Это можно объяснить ментальными особенностями народов, создавших ту или иную версию домры.

Трехструнный инструмент получил широкое распространение на Украине, а четырехструнный - в западной Белоруссии. Там на ее конструкцию оказали существенное влияние польские струнные инструменты.

Четырехструнная домра, обладающая большими возможностями для извлечения звука, традиционно используется в оркестрах народных инструментов, а также в камерных оркестрах. Многие ведущие домрачеи предпочитают ее более древнему трехструнному прототипу именно за схожесть с бас-гитарой, которая обеспечивает более комфортную игру во время выступления.

Производство

Первое упоминание об изготовлении домры мы можем найти в летописи Савино-Сторожевского монастыря на Кубани. Монастырская писцовая книга хранит запись, датированную 1558 годом и повествующую о том, как некий мастер стал изготавливать особые балалайки со странным звукоизвлечением.

В конце XVIII века именно здесь возникает первой серийное производство народных музыкальных инструментов. На Кубани открывается «Первая гусельная мастерская», производившая домры, гусли, балалайки, гитары и другие струнные инструменты в промышленных масштабах. Заведовал этим заводом, по преданию, местный крестьянин Емельянов, сумевший не только поставить производство домр, но и изготавливать струнные инструменты высшего качества, что было отмечено даже грамотой от Императорского двора.


Домра - старинный русский 3-х или 4-хструнный щипковый музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из которого извлекается с помощью медиатора.

История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках XVI-XVII в, из которых очевидно что домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на Руси.

Документальные свидетельства встречаются у витебского воеводы А. Гвагнина, который писал в 1582 г. о москвичах и русских, которые «без всякого искусства обращаются с пандурами», называя домру «пандурой» - лютнеобразным инструментом, распространенным в те времена в Европе. Этот документ - одно из подтверждений того, что домра - родственница старинных европейских струнно-щипковых инструментов.


- лютни , разновидности которой использовались с древнейших време н в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии, а затем и в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате;

На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», «скрыпотчики», «гудошники» и другие музыканты развлекали народ на всевозможных празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям, песням. Домра также поддерживала мелодическую линию в народных песнях.

Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу... В середине XVII в в истории домры наступает драматический момент. Скоморохи в своих выступлениях не стеснялись поднимать социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться и власти и церкви:
«Игрища стоят утоптаны, а церкви - пусты».

Представления скоморохов были объявлены «бесовскими игрищами». В 1648 году царь Алексей Михайлович издал знаменитый указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ»:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия...

«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту Василию Васильевичу Андрееву, создателю первого великорусского оркестра, композитора и дирижера, имя которого пользуется большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки.

В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в руки Андрееву. Сравнив инструмент с изображениями на старинных лубочных картинах и гравюрах, и с описанием в старинных документах, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В. Андреева, в качестве основного оркестрового инструмента: группе домр была доверена мелодическая функция. По указаниям В.В. Андреева было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас.

До середины ХХ века домра использовалась, в основном, в качестве оркестрового инструмента. В 1945 году Н. Будашкин написал Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов g-moll.

Н.Будашкин Концерт для домры. Исп. А.Цыганков

Впервые на высоком профессиональном уровне композитору удалось подчеркнуть богатые технические и выразительные возможности инструмента, блестящую виртуозность и в то же время лиричность, задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло. С этого момента домра начинает свою «сольную карьеру» и весьма успешно двигается вперед не только как народный, но и как солирующий академический, а потом и джазовый инструмент.

Благодаря маме я выросла разносторонне развитым человеком. Среди моих увлечений танцы, спорт, игра на музыкальных инструментах: домре и гитаре. Здесь я решила написать о таком музыкальном инструменте как домра. Выбрала я именно это хобби, так как мало кто знает, что это за инструмент и в чем его особенности.

Домра - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами. Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа и головки. Для извлечения звука используется медиатор.

Рисунок 1 - Четырехструнная домра

Медиатор - это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа домры, лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец .


Рисунок 2 - Медиатор для домры

История домры

История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с Семеном Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику Василия Андреева, пианисту и композитору Николаю Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая .

Рисунок 3 – Родоначальник современной домры, создатель первого оркестра народных инструментов

Устройство домры

Корпус домры имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки.


Рисунок 4 – Устройство домры

Мое отношение к инструменту

Впервые я узнала об этом инструменте, когда в 5 лет пошла с мамой в ДК им. Горького для того, чтобы начать заниматься музыкой. Планировала я играть на пианино или гитаре, но когда увидела домру, решила, что хочу научиться играть именно на этом инструменте. И нисколько об этом не пожалела. Год я занималась в ДК им. Горького с Нинель Леонидовной Морозовой, которая привила мне любовь к домре. Потом я поступила в музыкальную школу № 2. Там я начала играть в оркестре народных инструментов под руководством Александра Антоновича Корогодина, у которого позже стала учиться игры на гитаре. Каждый год я сдавала экзамен, на котором обязательно нужно было сыграть три произведения. Экзамены всегда проходили в концертном зале музыкальной школы. Туда меня приходили поддержать друзья и мама. Возможно, благодаря поддержке дорогих мне людей все экзамены я всегда сдавала «на отлично». Также в музыкальной школе нам преподавали сольфеджио и музыкальную литературу. Данные дисциплины помогли мне развить музыкальный слух и музыкальную память, а также узнать много нового из жизни великих композиторов и музыкантов.Даже сейчас, когда обучение в музыкальной школе позади, меня приглашают играть в оркестре на различных концертах. Последний раз я играла в Донецкой областной филармонии на отчетном концерте музыкальной школы.Я рада, что умею играть на таком замечательном музыкальном инструменте, и каждый раз, когда беру в руки домру, вспоминаю, как интересно было учиться играть на ней.Ссылки на материал:

1.Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа.