Евгений Сидоров: Элиту не выбирают и не назначают. Записки из-под полы Сидоров евгений юрьевич министр культуры

Биография

Литературный критик, литературовед, общественный и государственный деятель, профессор, доктор культурологии, ректор Литературного института им.А.М.Горького (1987-1992), действительный член Академии русской современной словесности. Министр культуры Российской Федерации (1992-1997), Чрезвычайный и Полномочный посол, Постоянный представитель России при ЮНЕСКО (1998-2002), Посол по особым поручениям МИД России (2002-2004), член Государственной комиссии России по делам ЮНЕСКО (с 1992 по настоящее время), профессор Литературного института им. А.М. Горького. Родился в г.Свердловске (ныне Екатеринбурге)11 февраля 1938 года. Окончил с отличием юридический факультет Московского Государственного Университета (1961), а также аспирантуру на кафедре теории литературы и литературной критики Академии общественных наук (1974), где защитил кандидатскую диссертацию по филологии. Работал членом редколлегии по литературе и искусству газеты "Московский комсомолец" (1962-1965), зав.отделом русской литературы "Литературной газеты" (1965-1967), зав.отделом критики журнала "Юность" (1967-1971). Член Союза писателей, Союза журналистов, Союза кинематографистов России. Избирался депутатом Государственной Думы России в 1993 и в 1995 году. Автор книги о Е.Евтушенко (2 издания). Опубликовал сотни статей по проблемам русской и многонациональной литературы СССР. Много писал также о современном театре и кинематографе. Его работы неоднократно переводились на иностранные языки. Среди книг Е.Ю.Сидорова: "Время, писатель, стиль" (2 издания), "На пути к синтезу", "Мысли в дороге", "Страницы и судьбы", "Теченье стихотворных дней...". "Ориентиры культурной политики". В центре внимания критика - вопросы стиля, формы прозаического и поэтического высказывания. Его герои - М.Булгаков, О.Мандельштам, Ч.Айтматов, В.Аксенов, Б.Ахмадулина, И.Бродский, Б.Пастернак, Ф.Абрамов, В.Распутин, Ф.Искандер, В.Шаламов и другие прозаики и поэты нашего времени. Лауреат отечественных и зарубежных литературных премий, в том числе премии "Золотая олива - Медитерранио" (Италия, 1991). Почетный гражданин города Джексона (столица штата Миссисипи, США, 1996). Почетный Доктор гуманитарных наук Университета Южной Юты (США., 1997). В 1987-1999 годах ежегодно выступал с лекциями на отделениях руссистики в университетах Германии (Кёльн, Бремен), Италии (Турин, Милан, Удине, Генуя, Верона), Франции (Сорбонна), США (Нью-Джерси, Южная Юта). Член жюри Букеровской литературной премии (1998) и Председатель жюри российско-итальянской премии "Москва - Пенне". Избирался секретарем Правления Союза писателей СССР (1986-1991 гг.), заместителем Генерального секретаря Ассоциации писателей Азии и Африки (1986- 1990 гг.). Награжден орденами За заслуги перед Отечеством IV степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знак почета, высшим литовским орденом Великого Князя Гедиминаса, польским орденом «За заслуги а области культуры», отечественными и зарубежными медалями. Лауреат Международной премии им. Петра Великого (2002) "За выдающийся личный вклад в развитие культурных и научных связей России с зарубежными странами". Женат, двое детей.

Евгений Сидоров - экс-министр культуры, литературный критик, первый секретарь Союза писателей Москвы

Ольга Кузьмина

«...Мои листки шуршат, требуют выхода... Вот беда: то, что интересно читателям - правительственная и думская закулиса, - мне неинтересно. Я как пришел туда, так и ушел чужим. Так что можно назвать написанное «Записки чужого»...

- Читая ваши «Записки...», Евгений Юрьевич, я так и не смогла определить их жанр. Дневник? Вроде нет...

- Нет, записки - это и есть записки. Можете посмотреть в кабинете - не рукопись, а клочки бумаги в буквальном смысле слова. Я просматриваю эти осколки памяти и состояний, потом складываю в отдельную кучку, начинаю тасовать, как карточки. Техника у меня такая - как бог на душу положит... Но в целом получается что-то... да. Нечто вроде человека в истории.

- У вас удивительная биография. С советской точки зрения образцовая: мальчик из низов. Фантастически образованный при этом. Не знаю, возможно ли сейчас такое.

- Ну почему же из низов? Это для меня слишком лестно.

Очень интеллигентная семья, рано распавшаяся из-за смерти мамы. С 14 лет жил в Москве один. Поздний сирота.

Но был бешено активный общественник: юрфак, комсомол, целина, фестиваль молодежи и студентов и прочее.

Ведь только что прошел антисталинский ХХ съезд КПСС. Забавная деталь: для Международного московского форума молодежи в 1959 году выпустили плакат, изображающий единство трех рас. Так вот, белый парень - это я! Специально снимали для фотомонтажа. А в дальнейшем так случилось в жизни, что каждая моя следующая работа была лучше предыдущей.

- Ваши воспоминания о работе на обувной фабрике описаны просто и трогательно. Кстати, вы написали, что не знаете, кто такой Капранов. Специально узнала : большевик Виктор Павлович Капранов был рабочим-шорником, председателем ЦК профсоюза кожевников.

- Вот оно как... Затяжка носка на шпиц-аппарате произвела, выходит, на вас впечатление. Да все было. Начало смены на фабрике без пятнадцати семь, пошивочный цех номер три. Пятьдесят пятый год.

- А в постперестройку, пройдя журналистский и литературный путь, вы возглавили Минкульт. Чем памятен тот период?

- Денег нам тогда почти не давали, но зато ни президент, ни правительство не мешали, особо не вмешивались. Какието принципиальные вопросы удавалось решать так, как мне казалось правильным. Например, когда возник вопрос об обмене трофейными ценностями с немцами, мы ничего им не отдали, а поставили вопрос о компенсации. Они разрушили Смоленский кремль? Разрушили. Так пусть восстановят до камушка, а потом поговорим. Простите за невольную похвалу самому себе, но я действительно считаю своей заслугой возвращение музейному миру плененного трофейного искусства - коллекций Шлимана, Кенигса, бременских рисунков. Такая у нас была политика. Удовлетворенность от работы заключалась в том, что я в своей епархии был достаточно самостоятельным. За исключением Большого театра. Тут я промахнулся…

- Вы о вопросе его подчинения?

- Да. Я уехал отдыхать. А тут как раз «Ивана Сусанина» переименовали в «Жизнь за царя», на премьеру пришел Ельцин, ему подсунули на подпись указ о том, что Большой театр как театр «императорский и президентский» должен быть «выше всего». Ельцин поставил подпись. Так Большой вынули из Минкульта, и он попал под администрацию президента. Потом, лет через десять, его опять вернули. Такой весьма своеобразный стиль госруководства первым театром страны сохранялся долго. Топорно и унизительно поменяли Григоровича на Васильева, потом и с ним поступили как с Григоровичем - убрали внезапно, ни с кем не советуясь и даже с ним не поговорив. О дальнейшем вы знаете сами. Нынешнему гендиректору Владимиру Урину желаю твердости и успехов.

- Кстати, во всех ваших рассуждениях в книге слышен не чиновник, а гуманитарий.

- Так ведь я и не был кадровым чиновником. У меня вышло несколько критических книг, сотни статей, а перед тем как стать министром, был ректором Литинститута, где преподаю до сих пор. Конечно, это многое меняло.

«Пошлость неимоверная, но именно из пошлости и состоит человек, на три четверти, не меньше. Это прекрасно понимал Чехов...»

- Как вы оцениваете положение культуры сегодня?

- Сразу скажу: не имею дурной манеры публично критиковать преемников. А в остальном открытия не совершу. Самое опасное, что существует сейчас в России, - это пошлость. Не большая, не маленькая, а пошлость как мирочувствование. У нас, увы, пока победительное торжество середины. Творческая одаренность в сочетании с человеческой независимостью отодвинуты на обочину общественной жизни. Если посмотреть с точки зрения материальной, то при всех трудностях, санкциях и прочем среднестатистический обыватель сегодня живет неплохо. Но при этом довольно тускло живет! Эта тусклая обыденность припудрена всякими модами на то и на это, телешоу, безвкусной эстрадой. Я не против, можно веселиться, развлекаться, но все же глубже надо заглядывать - что там? Самое печальное, на мой взгляд, это отсутствие стратегии, культурной и социальной. Мы заняты тактикой.

И, в общем-то, не видим, куда бредем или скачем. Я вот думаю, что в России почти невозможно прямо бороться с коррупцией. Но она как следствие системной борьбы за модернизацию экономики может в свое время и снизиться. Когда-то, в начале дискуссии о выносе тела Ильича из Мавзолея, я написал: «Сам должен уйти». Так и будет.

И тут - примерно то же. Не столько с коррупцией надо бороться, сколько с человеческим разложением.

- Вы полагаете, это возможно?

- Конечно, возможно. Семья, школа... Если на это направлены осмысленные усилия государства и общества. Нельзя удовлетворяться маленькими радостями, маленькими идеями, какими-то очередными беспочвенными сюжетами.

Мечтать - хорошо, но надо что-то и делать. Осмысленно! Для этого - иметь четкое представление, что именно мы хотим построить.

А не как обычно, в нашей манере, сначала все сломать, потом быстро построить нечто, причем без всяких на то экономических и духовных оснований.

- Вы хотите сказать, что мы, сегодняшние, сиюминутны?

- Абсолютно! Знаете, как бы ни была утопична коммунистическая идея, она все же очень близка к раннему христианству. Она несет в себе почти религиозное (а не только экономическое и социальное) чувство человеческого братства. Кстати, Маркс у нас не прочитан как следует, изрядно опошлен практикой. Вот почему я думаю, что к социализму в каком-то виде у нас еще вернутся.

- «Отсутствие стратегии» - звучит как упрек властям.

- Вы знаете, я во Франции внимательно изучал их законы в области культуры. Мы с Францией похожи. Для них характерна та же несколько шовинистическая позиция: там не любят все чужое, в первую очередь американское, и очень любят руководить культурой по-имперски. Там франкофония, культ французского на экспорт и регионализм внутри. Их законы о культуре, творческих объединениях поддержаны ЮНЕСКО и могут быть легко адаптированы к нашим более сложным реалиям. Мы все это перевели. Затем под моей редакцией в 90-е вышли две программы - основы нашей культурной политики.

Иногда я их перечитываю, такое впечатление, что сегодня их совершенно не учитывают, все начиная с нуля.

- Простите, я не поняла - так эти законы были приняты?

- Нет, два главных закона, о творческих союзах и об освобождении их от налогов, приняты не были. Мне Чубайс говорил «по-дружески»: «Вам волю дай, вы водку гнать будете». Водку гнали другие. Льготы отдали газовикам, нефтяникам. А у ЮНЕСКО есть рекомендации для взаимоотношений культуры и государства в цивилизованных странах.

Почему они для нас негодны?

- Да, почему?

- После их принятия трудно воровать и вводить тайную или явную цензуру. Там есть условия, не позволяющие это делать. Этот кодекс обязывает государство выделить литературу и искусство в особый мир. А у нас по закону «Об общественных организациях» Союз писателей, к примеру, ничем не отличается по своим правам от Союза пчеловодов или Союза филателистов.

«Общее мнение: власть портит человека. Рискну заметить, что не всегда, потому что человек во власти сам кое-чего стоит, и никакая власть его не испортит, если он к тому не будет склонен и вовремя откажется от нее...»

Вы говорите об этом и с грустью, и с иронией, которой наполнена и ваша книга. Почему-то кажется, что многие проблемы нашего мира происходят от потери чувства самоиронии.

- Абсолютно согласен. Без чувства юмора, без самоиронии невозможно никакое душевное строительство. Это обязательное условие. Посмотрите, как серьезны и насуплены практически все наши руководители. Мне иногда сказать хочется - да улыбнись ты, черт возьми, сделайся человечнее, раз торчишь в ящике с утра до ночи. Это на самом деле непременная часть политической культуры.

«Интеллигенция покидает поле битвы...»

- Вы в книге многое адресуете интеллигенции или говорите о ней. Она вообще у нас есть?

- В самой семантике слова присутствует «ум», мыслительная деятельность. Я не берусь дать точное определение интеллигенции, давайте попробуем его сформулировать через официальные коннотации.

Это не обязательно наличие высокого формального образования, но обязательная любовь к знанию, сопряжение своей судьбы с судьбой своего Отечества, народа, с его устремлением. Интеллигенция лишь тогда интеллигенция, когда она объединена в своих уставах, неписаных правилах морального поведения, где главное - совесть.

Она - вершина национального мыслящего айсберга, ведущая сила перемен.

- Она для власти оппозиция или опора?

Может быть и этак, и так.

В России был период, когда интеллигенция абсолютно поддерживала власть - во время первого горбачевского Съезда народных депутатов.

Но часто интеллигенция с властью не совпадает, а творческая интеллигенция не совпадает почти всегда. Даже такой царедворец, как Мольер, который служил Людовику и кормился от него, все равно был внутренним оппозиционером. Идеи, которые его обуревали, никак не могли совпасть с государственными идеями Людовика. Но поймите главное - этот фермент необходим для нормальной жизни общества! Чтобы в воздухе бродила «идея пути». Почему я написал, что интеллигенция покидает поле битвы? Потому что сегодня она занялась элементарным выживанием.

Или лизоблюдством. Не все, конечно, есть и замечательные персонажи современной отечественной истории. Но их голос не слышен повсеместно. И еще - не надо все валить на власть и государство. Мы, обычные люди, поразительно утратили способность к самодеятельности и социальной отваге.

- Ждем, что решат сверху? Ну а что же тогда элита общества? Вернусь к вашей книге. Посиделки под разговоры о культуре. Споры. Где это?

Наше государство носит откровенные черты корпоративной системы. Но элита - это не корпорация. Вот, скажем, писатели. Они разобщены совершенно. Даже в нашем писательском городке Переделкине раньше, помню, гуляли по двое-трое по тропинкам, что-то обсуждали, Чуковский с Катаевым, например. Сейчас не гуляют. Сидят по своим дачам. Элита возникает, когда четко выражена и структурирована идея общественного развития.

И именно от элиты хотелось бы услышать какие-то мысли по поводу этого развития. Но ничего подобного почти не слышно. А вообще-то элита появляется там, где есть сословное деление. В Великобритании, например, элита - это те, кто приходит в Вестминстер на бракосочетание кого-то из членов королевской семьи. У нас же к элите вполне серьезно относят какого-нибудь полуграмотного силовика или кого-то из раскрученной телетусовки.

- Раньше все было иначе?

Сейчас причислить себя к элите невозможно, потому что произошла подмена понятий, и то, что иногда подается как элитарность, на самом деле расчетливая стадность, и не более того. У нас есть рынок, но нет буржуазии, зато мелкобуржуазности хоть отбавляй.

- Тогда уместны ли вообще разговоры о влиянии искусства на человека, способности его воспринимать? Или это можно как-то... возбуждать в себе?

Нет-нет. В глубине живут и дышат силы, о которых мы даже не подозреваем. Но, к несчастью, для их выхода, как правило, необходим некий взрыв, чаще всего негодование. Что же касается влияния искусства, то вот простая мысль: настоящее искусство уничтожает былого человека.

- Да, вы написали - напрасно, мол, думают, что восприятие большого искусства иногда не удовольствие, а мука. Но про «уничтожение былого человека» попрошу вас объяснить…

Вот ты живешь себе, а потом читаешь что-то, и оно потрясает тебя совершенно и - меняет тебя. И ты - совершенно другой человек! В тебе что-то произошло. Так может случиться после «Анны Карениной». Когти стиля… Они уже не отпускают. Но чтобы иметь их, должна быть львиная сила дара. Нужно быть Толстым.

«Никто из известных и знаменитых не стал писать лучше за последние кризисные годы. Иные стали писать много хуже. Иные вовсе замолчали…»

В современной литературе очень много… вымороченного. А вы в книге как-то очень хорошо написали о простодушии…

Знаете, у нас качественная литература, не хуже, чем в Европе. Другое дело, в искусстве великое не может быть сложным. Простодушие - это величина исключительно ясная, определенная степень открытости автора, когда у читателя ни на мгновение не возникает мысли, что сказанное - неправда. Его основа - именно простая душа, понимаете? Она обнажена, но это не стриптиз. Писатель не должен говорить о себе все, да и права такого у него нет. И кому ты нужен со своей подноготной? Но то, что говорится, должно быть простодушно: не вычурно, и идти из глубины души.

- А как случилось, кстати, что у нас все стали писателями?

Это было всегда. Даже в крестьянском стародавнем мире слово всегда играло роль какого-то наслаждения, давало иллюзию свободы, откуда и бесконечные пословицы и поговорки в России и Малороссии. Это свойство немного придавленной души, желающей распрямиться. И, конечно, Россия - страна поэтов и графоманов. Я преподаю литературу почти сорок лет, столько поколений студентов прошло. Вот, кстати, замечу, что сейчас с преподаванием творится ужасная вещь! Зарплата преподавателя в творческом вузе зависит от числа студентов. Как это может быть? В консерватории или Литинституте на то и существует отбор и творческий конкурс, чтобы можно было кого-то выделить. И творческие вузы отдельной строкой и уставом выделять необходимо! Вы можете представить, что в балетное училище, скажем, будут принимать за деньги? А в литературе… Любая девочка с богатым папой после школы уже может что-то написать и издать. Раньше у нас на курс принимали сорок человек, сейчас сто, многие - на платные места. Это надо менять!

- Не потому ли у нас перестали читать дети?

А я бы не сказал, что перестали. У меня трое внуков. Те дети, которым читают родители, потом начинают читать сами. Для каждого ребенка нужно составлять свою библиотеку. Все эти разговоры, что компьютер вмешался в нашу жизнь и бумажная книга исчезает, - ерунда.

Она не может исчезнуть.

Электронные носители умирают раньше, чем пергамент и бумага. Компьютер - удобное подспорье, но рукопись, книга останутся. Недавно умер замечательный человек, всемирно известный семиотик и постмодернист, прозаик Умберто Эко. Мы с ним однажды разговаривали. Он заметил - а почему нужно обязательно отрицать бумажный вариант, ведь можно сочетать! В культуре одна эпоха не смещает другую, не вычеркивает, а продолжает, изменяя.

Ничто из действительно великого не исчезает, оно цепляется и перетаскивается в другой век, в другое время. А пустое исчезает, как прошлогодние листья. И мы даже не знаем, что оно было.

- Почему-то новая литература не богата шедеврами.

Во всем мире не стало шедевров. Куда-то делись большие люди и большие идеи. Говоря об идейности, я не имею в виду идеологию. Идея - дитя мысли, идеология - дитя политики.

- При всей сложности этого разговора у меня все равно остается ощущение, что вы хорошо замаскированный оптимист.

Каким бы пессимистом я ни был, точно знаю, что жизнь - это яркая вспышка солнца посреди вечного ночного безмолвия. Но в рамках отпущенного срока ты должен быть и весел, и добр, и счастлив.

Любить женщин, вино, театр, музыку, поэзию, детей и животных. Жизнь - великий дар, даже если чувствуешь за спиной дыхание трагедии.

Когда живешь долго, замечаешь (да и философы писали об этом), что основа эволюции - повторение. Оно может идти не по спирали, а быть замкнутым циклом.

Я не очень верю, что человек создан для свободы и братства, а человечество - для прогресса: во Вторую мировую войну сколько людей погибло, а мы что, стали дальше от войны? И мне очень жаль мою любимую Родину, потому что она не заслужила таких испытаний, в каждом столетии... Но все равно, повторяю, я счастлив, что жил и живу в такой гениальной, безумной пьесе, ничего не ведая о ее развязке и ее финале.

- Этим чувством ваша книга и наполнена. Остается ждать продолжения. Когда?

СПРАВКА

Евгений Юрьевич Сидоров родился в 1938 году, критик, эссеист, публицист. Министр культуры РФ (1992–1997), посол России в ЮНЕСКО (1998–2002). Первый секретарь Союза писателей Москвы. Автор книг и статей по проблемам отечественной культуры, литературы, кино и театра.

ЕВГЕНИЙ СИДОРОВ

Сидоров Евгений Юрьевич родился 11 февраля 1938 года в Свердловске. Окончил юридический факультет МГУ (1961), аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС (1974). Работал в МГК ВЛКСМ, заведующим отделом в газетах «Московский комсомолец» (1962–1965), «Литературная газета» (1965–1967), в журнале «Юность» (1967–1971), в АОН при ЦК КПСС (1975–1978, заместителем руководителя кафедры теории литературы и литературной критики в АОН при ЦК КПСС (1975–1978), проректором (1978–1987) и ректором (1987–1992) Литинститута, министром культуры РФ (февраль 1992 - август 1997), постоянным представителем РФ в ЮНЕСКО (с марта 1998). Кандидат филологических наук (1974), доктор культурологии, профессор (1981), чрезвычайный и полномочный посол РФ (с 1998). В июне 2008 года избран первым секретарем Союза писателей Москвы.

Печатается с 1969 года. Сотрудничал как критик и эссеист с «Литературной газетой», журналами «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Огонек». «Точность позиции и вкуса» выделяет Константин Ваншенкин в его авторской деятельности. А сам Сидоров говорит: «У нас в критике есть таланты, но явно не хватает твердых и ясных убеждений. А без убеждения и веры талант - ничто».

Член Союза журналистов СССР (1964), СП СССР (1971), Союза кинематографистов СССР (1980), Русского ПЕН-клуба, Избирался членом правления и секретарем (1986–1991) правления СП СССР, сопредседателем секретариата правления СП СССР (1991–1992), был заместителем генерального секретаря Ассоциации писателей Азии и Африки (1986–1990), членом редсовета журнала «Юность», редколлегий журналов «Литературная учеба» и «Феникс - XX», попечительского совета АО «Общественное российское телевидение» (декабрь 1994 - февраль 1998), Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (до 2001). Избирался депутатом Государственной Думы РФ (1993–1995 - от движения «Выбор России» и в 1995 - от движения «Наш дом - Россия»). Председатель комиссии по литературному наследию А. К. Воронского, вице-президент Международного союза писателей, артистов и ученых, член Президиума и первый заместитель председателя (с декабря 2001), сопредседатель (с февраля 2003) Международного Литфонда. Академик Международной академии информатизации, Академии русской современной словесности (1999), почетный доктор гуманитарных наук университета Южной Юты (США, 1997). Был председателем жюри международной премии «Москва-Пенне» и жюри премии «Русский Букер» (2008), членом президиума Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (до 1998), жюри премий «Вехи» (1995), им. Аполлона Григорьева.

Награжден орденами Дружбы народов (1984), «Знак Почета», Трудового Красного Знамени (1988), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1998), медалями. Заслуженный деятель искусств России (2008). Отмечен премией СП СССР (1978), золотой медалью «Золотая олива - Медитерранио» (Италия, 1991). Заслуженный деятель культуры Польши (1997), почетный гражданин города Джексона (США; 1995).

Книги Е. Сидорова

1977 - О стилевом многообразии современной советской прозы. М.

1978 - Время, писатель, стиль. М.: Советский писатель (Переиздано в 1983 г.)

1979 - На пути к синтезу: Статьи. Портреты. Диалоги. М.: Современник.

1983 - В поисках истины: Статьи и диалоги о литературе. Алма-Ата: Жазушы.

1986 - Мысли в дороге: Критические статьи и литературные портреты. Тбилиси: Мерани.

1989 - Евгений Евтушенко: Личность и творчество. М.: Худож. лит.

Теченье стихотворных дней: Статьи. Портреты. Диалоги. М.: Сов. писатель.

1995 - Концепция развития культуры и искусства: Статьи, интервью, доклад. М.: издание Мин-ва культуры РФ.

2005 - Необходимость поэзии: Критика. Публицистика. Память. М.: Гелеос.

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Евгений Савойский Евгений Савойский, принц кариньянский, маркграф Салуццо, австр. генералиссимус (1663 – 1736), младший сын принца Е. Морица Савойского. Оскорбленный отказом Людовика XIV дать ему полк, он оставил Францию, поступил волонтером в австр. войско и во время нашествия

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

ЕВГЕНИЙ, Флавий Римский император в 392-394 гг. Умер 394 г.Евгений сначала был грамматиком и преподавал римскую словесность, а потом, покинув школу, поступил в придворную военную службу и сделался царским секретарем Уважаемый более прочих за свое красноречие, он не мог

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Словарь современных цитат автора

Из книги Контрабанда и контрабандисты [Наркотики, антиквариат, оружие] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Из книги автора

СИДОРОВ Всем знакома присказка: Иванов, Петров, Сидоров, перечисляющая самые распространенные русские фамилии. Если по отношению к Иванову (первое место) и Петрову (третье место) это верно, то Сидоров в первой сотне самых популярных русских фамилий занимает лишь 71-е место.

Из книги автора

СИДОРОВ Виктор 87 Люди идут по свету.Назв. и строка песни (1963), мелодия Р.

Из книги автора

ИВАНОВ, «ПЕТРОВ», СИДОРОВ... БЕЗ АКЦИЗНЫХ МАРОК Помните анекдот: встречают на улице вдрызг пьяного мужичка, спрашивают: «Ты чего пьешь?», а он в ответ: «Так зарплата у меня маленькая», «Ну, а пьешь-то зачем?» - «Так на закуску не хватает».Считается, что

Из книги автора

ДЮРИНГ, Евгений (D?hring, Karl Eugen, 1833–1921), немецкий философ 517 Строго научное мировоззрение. «Курс философии как строго научного мировоззрения…» (1875) Иронически процитировано Энгельсом в «Анти-Дюринге» (1878), гл. 14. ? Маркс – Энгельс, 20:147. Выражение «научное мировоззрение»

Из книги автора

Евгений Онегин 933 Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, <…> Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. «Евгений Онегин» (1823–1831; опубл. в 1825–1833), посвящение? Пушкин, 6:3 934 Мой дядя самых

Из книги автора

СИДОРОВ, Игорь Саввич 215 Люди идут по свету. Назв. и строка песни (1962?), мелодия Р. Ченборисовой 1-е публичное исполнение песни состоялось в 1963 г.; авторы были тогда студентами Московского геологоразведочного института (МГРИ). 216 Щемящее чувство дороги. «Люди идут по

(из новой книги)

Об авторе | Евгений Юрьевич Сидоров (1938 г.р.) - литературный критик. Министр культуры Российской Федерации (1992-1998), Посол России при ЮНЕСКО (1998-2002), профессор Литературного института им. А.М. Горького. Автор книг и статей о советской многонациональной литературе, кино и театре.

Не фига в кармане, не записки из подполья, а именно из-под полы.

Как мелочь сыплется наружу из нечаянно продырявленного кармана плаща.

Возвращаю известному словесному обороту буквальный смысл, вопреки переносному, общепринятому.

Это не отрывки из дневника, не эссеистские размышления, а именно записки. Что вспомнилось, то и записалось, а потом собралось на отдельную бумажку, чтобы не пропасть. Без сюжета и композиции. Вразброс. Как карта ляжет.

Хотя бы раз в день мы мысленно или вслух произносим слово “любовь”, чаще всего всуе, не вдумываясь глубоко в смысл этого божественного чувства, этой тайны. Мы боимся любви, боимся признаться, что не знаем ее, что это редчайший дар, непостижимый рассудку или уму, что любовь, как жизнь и смерть, только тогда подлинна, когда трагична, когда резко клонится от зарождения и рассвета к упадку и гибели. Не помогают и великие слова из Послания Павла к коринфянам: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто”.

Любовь больше веры, и если вера не подлежит познанию и критике разума, то как же мы можем достоверно судить о любви?

А ведь сколько слов сказано о ней поэтами и философами всех времен и народов!

Свое первое стихотворение я попытался написать в Москве. Мне было восемь лет, и я болел корью.

Я не запомнил Москву в первый приезд. Я был оглушен новым бытом, где мне не было места.

Помню черный ход, вещь, неожиданную для провинциала, и стойкие запахи кухни, которые навсегда слились в моем сознании с выходом на “черную лестницу” и с маленькой каморкой, где жила разбитная пьяненькая тетя Паша, совсем еще не старая, но, по моим тогдашним понятиям, пожилая дворничиха.

Она любила оперетту и водку, наверное, у нее была своя трудная вдовья жизнь, но я проносился мимо, хищно внимая запахам мокрого стираного белья и водки, запах которой я научился распознавать гораздо позже, но запомнил именно в то время, когда сломя голову слетал, восьмилетний, с крутой лестницы черного хода в разлинованное пространство московского двора, где был совершенно чужой и как- то упоительно несчастен. Пацаны постарше, сбившиеся в кучу на скамейке, читали вслух “Луку Мудищева”. Тогда я впервые услышал непонятное слово: “мулафья”.

Мы играли в футбол и в “цепи”, и я любил светлую девочку, которую звали Нина Цветкова.

До сих пор помню это имя и чувство растерянности и восторга, когда мне удавалось взглянуть на нее и поймать ответный взгляд, холодный и рассудительный.

Тетя Паша любила разговаривать со мной. У нас с мамой не было своего угла. Жили у знакомых. Повсюду было горе, в моей семье было горе, и меня неловко берегли от него, обижая сердце.

Ничего другого, кроме беспомощных стихов, в этом своем состоянии я придумать не мог.

Тетя Паша слушала по радио “Сильву”. Она никогда не была в театре. Дверь ее комнатушки всегда была открыта в коммунальную кухню - здесь была ее жизнь.

Именно “Сильва” остановила меня однажды и заставила задуматься, очнуться, перевести дух.

Сладкая утрата, которая дышала в вальсах Кальмана, напоминала мне о недоступной Нине Цветковой. Я инстинктивно понял, что в жизни есть освобождение, “удвоение” себя - творчество. Это была великая тайна, в которую я проник первоклассником сорок шестого года.

С самого пробуждения души я больше всего любил стихи и музыку. И прежде всего Блока, где все это вместе. Маленький материнский томик в желтом матерчатом переплете, на котором изображены синие гиацинты.

“Ушла, но гиацинты ждали…”

Мама навсегда ушла от меня в Ваганьково, когда мне исполнилось четырнадцать, а ей не хватило и тридцати семи. До сих пор помню, как не хотел, как боялся видеть ее мертвой, выставленной в апреле 1952 года на ул. Куйбышева, рядом с Торговой палатой, в здании Верховного суда РСФСР. Наталья Даниловна Сидорова была, по воспоминаниям сослуживцев и друзей, первоклассным цивилистом, одной из лучших судей по гражданской коллегии. Ее знали и любили актеры-вахтанговцы, она выступала перед труппой, возглавляемой Рубеном Николаевичем Симоновым, с рассказом об имущественных и разводных процессах. У меня в архиве обнаружились записи этих выступлений. В Москву мы приехали из Свердловска. Отец, исключенный из партии, брат расстрелянного по 58-й статье, не мог работать в Москве и адвокатствовал на Урале. Время от времени я жил то в столице, то в Перми, то у бабушки в Евпатории, и за три первых класса переменил шесть школ. Впрочем, речь не обо мне, а о бедной, красивой маме, которая несколько лет мыкалась по знакомым, пока не обрела комнату в коммуналке на Таганке, будучи избранной членом Верховного суда. Там, на Народной улице, я жил до своего тридцатилетия.

Отца похоронил в Перми в 1972 году.

Какое счастье, что на Земле каким-то чудом и, кажется, вопреки дарвинизму сохранились жирафы!

Рассказ жены Веры:

“Когда Митя учился в шестом классе, у него обязательно должна была быть хорошая отметка по биологии. Она ведь прямиком шла в аттестат, тогда был этот дурацкий конкурс аттестатов при поступлении в институт. И вот звонит мне милейший преподаватель зоологии, фронтовик Григорий Наумович и говорит: “Если ваш сын не сдаст завтра доклад “Морфологический ряд лошади на примере лошади Пржевальского”, он выше “тройки” не получит”. Боже мой, думаю, где Митя?! Мити не было даже близко. Он где-то прыгал с крыш гаражей, тогда у них это было модно. Звоню в школу и спрашиваю: “Что же делать, где взять материал?”. “В музее Дарвина”, - отвечают. И я села в свой “жигуленок” и с тетрадью под мышкой поехала на Пироговку. Начало пятого, майский теплый день, дело к вечеру.

Музей, рядом с МГПИ им. Ленина. Здание, похожее на бывший храм, в вестибюле пусто, не считая огромного облезлого мамонта. Выходит какая-то дама среднего возраста и несколько испуганно спрашивает: “Вам что?”. “Старшего научного сотрудника!” - это я твердо заявила тоже с испуга. “Старшего нет, - отвечает, - есть только младший”. “Давайте младшего”, - говорю. Но еще больше, замечаю, волнуется вышедшая по тревоге чудная девочка с русой косой, младший, стало быть, сотрудник. Приглашает меня в зал, садимся на скамеечку, рядом еще один мамонт, тоже очень несвежий, и картинки развешаны на стенде про нашу вожделенную лошадь. Девочка все подробно рассказывает, я записываю в тетрадку, как вместе с травой, с изменениями почвы менялась малюсенькая лошадка, а морда и уши были те же, только больше, и копыта не двупалые, а трехпалые, шея крепла, грива подрастала, и так дошла постепенно до наших времен, эволюционировала, но себя не теряла. Невысокая, крепенькая, устойчивая, любимая моя лошадка Пржевальского. Уже совсем сумерки, стрельчатые окна музея пропускают последние лучи солнца. И я, подробно записав всю биографию лошади (завтра Митя ее доложит на уроке), спрашиваю: “А, скажите, откуда взялась самая маленькая, наскально изображенная, самая первая, давшая ход всей этой морфологии?”. И моя спасительница, помолчав и оглянувшись, слегка тряхнув русой косой, тихо ответила: “Бог”.

С этим я, несколько одуревшая, и она, похоже, тоже, расстались, почему-то обнявшись на прощанье”.

Странный сон в ночь перед сочельником. Будто бы большая группа людей приглашены в Кремль, и все чего-то ждут, нервничают. Оказывается, ждут Евтушенко, без него нельзя. Он является с большим опозданием, я раздражен на него, но вида не показываю, все куда-то бегут, рядом вдруг оказывается М.Ш. (он привез Евтушенко на авто) и двинулся вперед с поднятой рукой, указывая путь всей группе. Мы бежим по какой-то средневековой с виду улочке, на наш Кремль все непохоже. К своему ужасу я понимаю, что заблудился, потеряв из виду вожатого и группу, и не знаю, где нахожусь. Вбегаю в какой-то подъезд, мчусь по лестнице наверх и попадаю в совершенно пустую квартиру, сплошь затянутую красным бархатом, на стенах портреты Сталина. Мысль, что это е г о квартира, но где же охрана?! Сбегаю прочь, боясь охранной погони, и просыпаюсь. Что значит сей сон, неведомо. И при чем здесь внезапный М.Ш., мой коллега по работе в Париже, с Евтушенко совершенно незнакомый?

Пыль пошлости накрыла Россию, засыпала глазки политикам и телешоуменам. Время не бесов Достоевского, а мелких бесов Сологуба.

В России государственная власть всегда была обручем, стягивающим народную волю. Сейчас изменилась поза, но не сущность. Теперь “народная воля” игриво опоясывает думским хула-хупом властную вертикаль.

“Сталин не ревнив, он доверчив” (из письма А.А. Проханова В.Г. Белинскому).

То и дело приходится слышать и читать, что в России не может быть фашизма, ибо, в сущности, нет ни русской нации, ни русской расы. В том-то и дело, что нет, а хочется и надо - быть! Не задвигайте, господа, русского на задворки интернационализма. (Чужелюбие невозможно без себялюбия; себялюбие, себяпонимание - в чужом - вот идеальная норма).

Иное может стать могучим стимулом этнической вражды, а затем обыкновенного расизма.

Русский фашизм уже, в сущности, есть, он родился, не дай Бог, возмужает.

Нынешняя наша литература, как правило, почти не рождает глубоких и серьезных мыслей о жизни. Она превращается в текст, где слово поглотило автора. Опять требуется подполье, андеграунд, катакомбы, чтобы вернуть старым словам новый животрепещущий смысл.

Стихи в России есть, как правило, отвлечение, а не преображение. Они украшают нашу жизнь, редкие примеры не делают погоды. Стих в России не работает, даже если очень хочет, - Некрасов, Маяковский, Евтушенко. Он втайне радуется самому себе.

Так повелось исстари, исторически. Народная частушка, припевка, поговорка если и отражали нечто, закрепляли в сознании, но никогда не отрицали явления, а как бы замуровывали его в цемент вечности (басни И.А. Крылова). Правда, пропагандистский, политический сюжет в русской поэзии делал свое недолгое дело, но быстро опадал на землю увядшим листом. Вот и поспорь с чистым искусством, проиграешься напрочь! Не торопитесь опровергать меня случаями. Ваша не возьмет. Я говорю о тенденции, о правиле, а вы об исключениях.

Вадим Кожинов был артистичным провокатором, создателем репутаций, Хулио Хуренито нашей поэтической критики. Обаяние личности (с “цыганской венгеркой” наперевес) сочеталось в нем с какой-то мутной прагматикой творческого поведения. Все это странно мешалось в сумерках незаурядного русского характера. В молодости он образовал многих, но еще больших сбил с толку. Забыть его невозможно, избыть, как оказалось, достаточно легко.

Открываю свежий номер литературного журнала и читаю в рассказе Ирины Васильковой: “И только тактильный ток чистейшего телесного соития, эти черные ленты Мебиуса и завершающая топологическая инверсия родов, делают нас другими”.

Как, однако, эволюционировал язык русской прозы, и какой же читатель после тактильного тока чистейшего соития должен родиться, чтобы разобраться в “топологической инверсии” сказанного?

Виктор Ерофеев заявил по радио о покойном Дмитрии Александровиче Пригове: “Это наш Пушкин!”

Чухонцев, когда я сказал ему об этом, подтвердил: “Так оно и есть. Это и х Пушкин”.

Дмитрий Александрович Пригов был чрезвычайно умен и исключительно изобретателен. Светлая ему память!

В знаменитом немецком городе Мюнстере где-то в начале девяностых состоялась международная литературная встреча, куда пригласили и российских писателей. Славная подобралась компания: Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Иван Жданов, Д.А. Пригов, С. Джимбинов. Между докладами и поэтическими чтениями выпивали и закусывали в номере Беллы и Бориса прямо на толстой, типично немецкой перине, которая покрывала огромную кровать, занимавшую всю площадь маленькой комнаты. В своем докладе я позволил себе непочтительно отозваться о доморощенном постмодернизме, захватившем в наши дни изрядное культурное пространство. Дмитрий Александрович Пригов подошел ко мне и сказал: “Господин министр, что же мне теперь делать, эмигрировать?”. Я оценил шутку, и мы пошли с ним смотреть его инсталляцию с алым знаменем, впечатанным в пену белых простыней, которая тоже входила в художественную программу нашего пребывания. Ваня Жданов пил пиво, изредка читая хорошие, ни на кого не похожие стихи. Местная газета написала про меня: “Ну вот, новый министр, с виду демократ, а в душе новый Андрей Жданов, не терпит постмодерна”. Другая, более консервативная, боннская, напротив, поощряла: “Должен же кто-нибудь говорить, что король гол!”. Чудная осень была повсюду, мы дружно жили, ездили на какую-то ферму, белые лошади, упитанные коровы, лениво жующие сено, и совершенно голая, одинокая луна на черном мюнстерском небосводе.

Ни Салтыкову-Щедрину, ни Оруэллу не снилась потенциальная инициатива ульяновского губернатора Морозова объявить среду 12 сентября нерабочим днем под девизом: “Роди патриота!”. С призывом посвятить дарованный властью выходной улучшению демографической ситуации в области. Жаль, что после неоправданно иронических радиосообщений из центра прозвучал отбой, все переведший в государственное остроумие, в удачную шутку губернатора навстречу президентским посланиям. Я бы, наоборот, распространил этот почин на все субъекты Федерации по типу социалистического соревнования.

Однажды, уже давным-давно, в Бергамо в весьма интеллигентной писательской среде (в основном это была наша эмиграция) я выразился в том смысле, что не понимаю еврейства как принцип, как знак априорной правды, избранничества и некоего духовного высокомерия, пусть и невольного. Что тут началось! Меня заклеймили позором и потребовали отречения. Представьте, я начал оправдываться, а потом задумался. Получается, что оголтелое, псевдопатриотическое русофильство не любить и порицать мне морально разрешено, это законно, а вот осуждать национальные эксцессы в другом народе мне намертво запрещено под страхом прослыть антисемитом. Слава Богу, нашелся умный и насмешливый еврей, поддержавший меня в ту минуту. И все-таки, думаю, не стоило мне, русаку, с наскока лезть в эту тему, кровоточащую и исторической памятью, и на генетическом уровне. Точно не стоило.

Вскоре после цэдээльской дискуссии “Классика и мы”, состоявшейся в декабре 1977 года и вполне открыто полыхнувшей новым костерком антисемитизма, Толя Жигулин, больше обычного белея лицом, прочел мне за столиком ресторана только что написанное им стихотворение:

Отдам еврею крест нательный,
Спасу его от злых людей…
Я сам в печали беспредельной
Такой же бедный иудей.

Это Анатолий Владимирович писал, бывший зек-колымчанин, отпрыск известного дворянского рода Раевских:

По дорогой моей равнине,
Рукой качая лебеду,
С мечтой о дальней Палестине
Тропой российскою иду.

Честь и любовь к России продиктовала поэту эти бесхитростные строки. Он прочел их мне одному из первых (так сказал сам), потому что знал, какие партийные и гэбистские тучи повисли надо мной, как организатором и ведущим то памятное многим писательское собрание.

Впервые после отсидки Толя появился в столице в 1964 году и зашел в “Московский комсомолец”. Мы напечатали его стихи, и они сразу были замечены.

В феврале семидесятого небольшая компания молодых бухарестских поэтов и русистов решила развлечь русского гостя из журнала “Юность” демонстрацией элегантного акта в стиле мягкого (но совершенно натурального) порно. Девушка, признаться, была весьма нетрезвой, приняла правила игры и, кажется, не сопротивлялась. Неожиданно стал сопротивляться я, ибо уже совершенно раздетая Ева вдруг с томной надеждой и соответствующей актерской гримаской отчаяния потянулась ко мне рукой, как бы взывая к защите от поругания. Честно говоря, я плохо понимал, в чем дело, и на всякий случай двинул в физиономию ее партнера, слегка расквасив красивый румынский (романский) нос. Вытирая кровь платком, он произнес с оттенком укоризны и разочарования: “Все вы, русские, Карамазовы!”. Я поспешил ретироваться из квартиры, не дожидаясь продолжения волнующей сцены с таким неожиданным привкусом скандала и дурной литературщины.

10 января 1986 года я напечатал реплику в “Литературной России” под заголовком “Желтая карточка футбольному обозревателю”. Поводом послужил уникальный случай плагиата, когда главный редактор “Футбола - хоккея”, знаменитый в прошлом футболист Виктор Понедельник содрал из моей статьи большой лирический период, приспособив его к своей футбольной исповеди. Как видим, интеллигентный Понедельник почитывал-таки литературную критику и даже делал себе выписки. В чем слезно и признался по телефону, присовокупив при этом (типичное дело!), что принял выписанный текст за свой.

Как футбольный болельщик со стажем и как литератор я был горд целую неделю.

Филологическое семейство, напоминающее горьковских “Дачников”, застрявших на полдороге между Тыняновым и Мариэттой Чудаковой.

Д.С. Лихачев обмолвился как-то в разговоре, что хорошо помнит Клюева, но никак не мог принять искусственности его бытового поведения. “Все время делал вид, а в то же время очень талантливый человек”.

Собственно, в этом нет ничего феноменального и противоречивого. Хороший поэт (художник) часто старается казаться не тем, что есть его природа. Здесь важен еще оттенок некоей нормы, которая для интеллигента Д.С. Лихачева была непременной, наподобие галстука в присутственном месте.

Литературов-еды как клещи на девственно-чистом теле писателя.

Только люди средних способностей зеркально отражаются в своем творчестве, и наоборот, их творчество неотличимо от них самих.

Асеев говорил Слуцкому: “Соснора - это Лермонтов”. В чем тут дело, не в стихе же? Скорее в некоей надмирности слова-сознания, уже тогда проявившейся.

Перечитываю “Дом дней”, не могу оторваться. То ли проза, то ли стихи - Соснора.

И фамилия растительно-природная, от земли, от норы-корневища сосной к небу. И фразы таинственно-дерзкие, дикорастущие, не по правилам, а по стихии, нёбом поэта прочувствованные.

Так сгущена образность Виктора Сосноры, что перехватывает дыхание: трудно дышать, трудно читать. Надо медленно подкрадываться к водопаду ритмов и звуков, стараясь по брызгам учуять наполненный живой влагой смысл.

А какие портреты, какой дышащей силы! Вот, на выбор, Крученых с Асеевым:

“Где нет жизни и реальны стихи, я видел еще этих последних, клекочущих свои пиесы, один - как гусь степной, ощипанный, в бородавках, нищий и сидящий в пиджаке, растопырив глаза, и поющий звонко в тишину, и второй - хищный, солнечный, командующий, с гетьманским хохлом на большой башке, горбоносый орел, столичный. Так сидят они и поют - обо мне - о две головы! Этой породы уже нет, и нечего делать на этой земле”.

Итальянские студенты недавно спросили: “Исходя из политической ситуации, поэт Винченцо Монти посвящал стихи то Папе Римскому, то императору Наполеону, всегда оставаясь на гребне успеха. Какие шансы сегодня имеют российские авторы, придерживающиеся подобной гражданской позиции?”.

Я задумался. Грубая политическая сервильность в области культуры не пользуется у нас сегодня особым успехом. А так называемая “гражданская позиция” вообще превратилась в фантом. Но в принципе шансы есть. Особенно в области портретной скульптуры и живописи московской школы. Впрочем, так было во все времена.

Вы когда-нибудь пили молочный самогон? Да еще теплый, в тывинской степи под звуки горлового пения и под палящими лучами полуденного июльского солнца?

Если вы пили в таких условиях молочный самогон, черпая его алюминиевой плошкой из большого чана, стоящего посреди поляны, и не потеряли при этом бодрости и присутствия духа, жизнь ваша прожита не напрасно и заслуживает всяческого уважения.

Я там был и это пил. Вместе с президентом Б.Н. Ельциным.

Приближались выборы девяносто шестого года. Надо было побеждать во что бы то ни стало. Так добрались и до Тывы, которая в детстве смотрела на меня поразительной красоты марками, особенно треугольными.

Агитационную свиту вел по маршруту знаменитый Сергей Шойгу, сам из этих краев, из Кызыла.

На поляне давали концерт. Поставили всего два стула - для президента и министра культуры. За нами сгрудились остальные - Шевченко, Бородин, Коржаков, Илюшин, охрана, руководство республики.

Горловое пение поразило Бориса Николаевича. Для него это была первая встреча с неизвестным доселе искусством. Он поднялся и подошел к певцам, пытаясь заглянуть им в рот, подобно врачу-отоларингологу. Вернувшись, восхищенно сказал мне: “Всем дать заслуженных!”. (В Ельцине иногда просыпался большой ребенок, непосредственно и живо реагирующий на жизнь, когда она не политика, когда не мешает).

Выпили еще теплого самогонца за процветание народного искусства.

Хозяева вручили подарки. Опять же только двоим, тем, кто сидел на стуле. (Ведь понятно: раз концерт - значит, сидеть должен министр культуры). Мне почему-то дали спортивную амуницию для национальной борьбы. Ельцин нахмурился. “Почему это вам? Это надо отдать Тарпищеву!”. Логика железная, однако Шамиль Тарпищев находился в Москве и осуществить немедленную передачу не представлялось возможным.

Уже сидя в юрте за обедом, Борис Николаевич с гордостью сказал: “Вот ведь, только у нас есть такое горловое пение, нигде больше!”. Черт меня дернул почтительно уточнить: “Ну что вы, Борис Николаевич, это есть и в Монголии и в некоторых других странах”. Надо сказать, что возражать Ельцину, да еще на людях, не полагалось никому (может быть, только Владимиру Николаевичу Шевченко, бесстрашному шефу протокола). В юрте повисла тишина. Президент сдвинул брови и, неприязненно оглядев меня, твердо заявил: “У нас лучше!”. И добавил, помолчав: “А борцовку отдайте Тарпищеву!”. Так я был дважды справедливо повержен президентом.

Впрочем, после горячего молочного самогона водка показалась райским напитком.

При протокольной церемонии в Берлине на Александр-плац, когда Коль с Ельциным обходили российских визитеров, я норовил встать после Ю.М. Лужкова, вежливо уважая его неформальное старшинство. Но не тут-то было! Зоркий взгляд В.Н. Шевченко мгновенно замечал непорядок и менял нас местами, приговаривая: “Юрий Михайлович, вы - сопровождающее лицо, мэр, а он - министр, член официальной делегации. Подвиньтесь, пожалуйста”.

И такое бывало, правда, редко, почти никогда.

Однажды в Париже я был оскорблен и как Посол и как гражданин России.

Дело было 31 октября 2001 года. Первый визит В.В. Путина во Францию в качестве президента. И первое в истории посещение главы нашего государства (за все годы существования СССР и России) штаб-квартиры ЮНЕСКО на улице Фонтенуа.

Мы хорошо подготовились к визиту молодого президента. Вместе с протоколом Генерального директора я встречал В.В. у машины, и он был явно по-хорошему удивлен, когда увидел длинный ряд сотрудников секретариата ЮНЕСКО, которые вышли из своих рабочих кабинетов и долгими аплодисментами приветствовали его появление. В двух старых лифтах, набитых охраной и официальными лицами, мы поднялись на шестой этаж. Несколько секунд я был прижат животом к животу Путина, которого видел впервые, и думал, что бы ему такое сказать, но не успел и промолчал, только заметил вскользь про себя, что улыбка не его стиль.

В кабинете Генерального директора ЮНЕСКО заранее была предусмотрена рассадка, согласованная с охраной и новым протоколом Кремля. На столах лежали таблички (Д. Медведев, И. Иванов, В. Фортов и др.). Среди них было имя З.К. Церетели, Посла доброй воли ЮНЕСКО. И вдруг, когда мы достигли приемной и Коитиро Мацуура вышел навстречу Путину, охрана решительно преградила путь Зурабу Константиновичу.

В чем дело? - спрашиваю, стараясь не привлекать внимания столпившихся в приемной представителей прессы, нашей и зарубежной.

Указание администрации президента. Церетели там не нужен.

Позвольте, но это я, полномочный представитель России, решаю, кто там нужен, а кто нет! Вы хоть понимаете, что Церетели является Послом доброй воли ЮНЕСКО?

Мне до сих пор стыдно перед Зурабом Константиновичем. Я не мог, к несчастью, устраивать публичный скандал перед камерами телерепортеров, глядя в удаляющуюся спину Путина, за которым обязан был следовать. Церетели остался за дверьми, в приемной.

“Все равно я Лужкова не предам!” - сказал мне позже Зураб.

Где-то далеко, за кулисами, разворачивался новый виток тайной борьбы между Кремлем и влиятельным мэром. И Церетели, как очень близкий Лужкову человек, оказался невольным заложником очередной клановой разборки.

Признаюсь, меня поразила тогда политическая мелочность и откровенно непрофессиональная бестактность этого сюжета.

Вечером за бутылкой бордо я слушал утешения академика Фортова, возглавлявшего нашу национальную комиссию по делам ЮНЕСКО. Утешал он чисто по-русски: “Ну что ты, господи, Женя, перестань переживать, против лома нет приема!”.

Этот “лом” не забуду, потому что были публично унижены не только Зураб и я, но и моя страна.

В 1992 году Министерство культуры выступило с идеей создания Российского культурного центра на стрелке Краснохолмского моста. У истоков этого проекта стояли драматург Михаил Шатров и Товарищество театральных архитекторов (Ю. Гнедовский). Правительство Москвы поддержало идею и зарезервировало за министерством землю на стрелке, возложив на него функции заказчика.

В проекте удачно сочетались культурно-просветительские функции с коммерческими (гостиница, офисные и торговые помещения, подземная автостоянка и пр.). Был подписан контракт по его реализации, сторонами которого стали правительство Москвы, Министерство культуры, акционерное общество “Москва - Красные холмы” и турецкая фирма “Энка”.

Надо сказать, что в певце незамутненного ленинизма внезапно проснулись менеджерские способности и коммерческая жилка. Я знал об этом и потому с чистой совестью рекомендовал М. Шатрова в президенты акционерного общества, надеясь, что наш проект будет в надежных руках.

Юрий Михайлович Лужков прибыл в Минкульт рассмотреть проектные чертежи и макет будущего культурного центра. Он остался доволен, но своей рукой (как некогда вождь всего прогрессивного человечества) подрисовал остроугольные башенки, венчающие будущие отели и офисы. С той поры эти башенки стали фирменным символом и явью новомосковской архитектуры лужковского периода. Мы пожали друг другу руки и с надеждой двинулись навстречу светлому будущему, даже не подозревая тогда, во что выльется культурная мечта на Краснохолмской стрелке.

Первая очередь была открыта с помпой. Лилось рекой шампанское, жарились шашлыки, произносились речи. Турки строили хорошо, на совесть; все были довольны.

Однако потом начались разногласия. Москомимущество (да и турецкая сторона) тянули одеяло в сторону повышенной коммерческой эксплуатации зданий, и строительство малоокупаемых объектов культуры им было не с руки. Возводились шикарные здания под гостиницы, офисные и торговые помещения. Первоначальные планы (театральный и выставочный залы, кинотеатр, улица культуры и пр.) остались на бумаге. Кроме Дома музыки с огромными пустыми пространствами, гигантскими лестничными пролетами и сомнительной акустикой, ничего из других объектов культуры построено не было. Министерство после моего ухода благополучно задвинули на задний план, и, соответственно, интересы культурного строительства были забыты или почти забыты.

Гора родила архитектурно-музыкальную мышь. Правда, грандиозных, циклопических размеров.

Как бы то ни было, хорошо, что оркестр Владимира Спивакова получил в Доме музыки надежный приют. Ведь в Москве до сих пор катастрофически не хватает больших и малых музыкально-концертных залов. И неизвестно, когда они появятся.

Умер Ингмар Бергман. И вслед за ним - Антониони. Остались осколки великого метафизического европейского кино.

У Бергмана зеркало и его осколки - постоянный образ художественного всматривания, удвоения, религиозного познания. “Зеркало” Андрея Тарковского неслучайно на этом пути.

Смотрю канал “Культура”, репетирует старый стройный человек с изящной пластикой жеста, движения. В перерыве Бергман говорит о смерти: “Единственное, что меня беспокоит, встречусь ли я там с Ингрид?” (Ингрид фон Русен, обожаемая жена, умершая в девяносто пятом году). Его друг отвечает: “Вот и живи дальше с надеждой на эту встречу”. Мудро и просто, как и все у Бергмана, которого почему-то принято считать сложным художником.

Величие не может быть сложным. Все дело в публике: “сложное понятней им”.

По следам Декарта и Мераба Мамардашвили.

Смысл свободы - беседа души с самой собой. Медитация, всматривание в себя - значит освобождение от внешних объектов нашей нелюбви, нашей критики. “Самая страшная зависимость - это зависимость от того, в чем мы видим недостатки и пытаемся их исправить”. Обдумать и постараться понять. Быть недовольным в этом мире надлежит только собой. Путь: изменение состава собственной души. Если каждый в своей жизни сделает с ней что-то, то и вокруг что-то сделается.

Практически невозможный духовный путь, особенно в России. Но надо: как опыт, как обдуманное приближение к идее, где чисто социальному опыту отведено важное, но все же второстепенное место.

Приходят на ум печальные уроки толстовства. У Декарта тоже не было школы, учеников, которые бы понимали его до конца. Картезианство - не Декарт. Одиночество Пушкина в маскарадном кружении пушкинистов обоего пола.

Прошлого для человека как бы и нет, оно - фантом, иллюзион, воспоминания; все - настоящее, как и последний глоток воздуха, пойманный остывающим ртом.

И только искусство дышит прошлым, живет и умирает в нем.

Глава правительства: Егор Тимурович Гайдар (и.о.)
Виктор Степанович Черномырдин Президент: Борис Николаевич Ельцин Предшественник: Юрий Мефодьевич Соломин Преемник: Наталья Леонидовна Дементьева Вероисповедание: Рождение: 11 февраля (1938-02-11 ) (81 год)
Свердловск , РСФСР , СССР Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Образование: юридический факультет МГУ () Учёная степень: кандидат филологических наук , доктор культурологии Учёное звание: профессор Профессия: юрист Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Научная деятельность Научная сфера: литературоведение, культурология Место работы: Известен как: литературный критик , литературовед , эссеист Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Евге́ний Ю́рьевич Си́доров (род. 11 февраля , Свердловск) - советский и российский литературный критик , литературовед , эссеист, общественный и государственный деятель. Профессор, доктор культурологии. Чрезвычайный и Полномочный Посол, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (с 1992 по настоящее время). Профессор (с 1987 по настоящее время). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008).

Биография

Родился в Свердловске (ныне Екатеринбурге) 11 февраля 1938 года в семье юристов . Отец, Юрий Никифорович (1911-1972), председатель Пермской областной коллегии адвокатов, мать, Наталья Даниловна (1915-1952), член Гражданской коллегии Верховного суда РСФСР. Дед по мужской линии - мелитопольский купец 2-й гильдии (в 1880-х гг. земский учитель, участник революционного движения - народник) Никифор Климентович Сидоров, бабка - Мария Петровна Кадыгроб (её дед - титулярный советник Александр Николаевич Кадыгроб, предводитель дворянства и судья Мелитопольского уезда Таврической губернии в 1850-х гг.), из рода запорожских казаков, известного с 1640-х гг. и возведённого в дворянство в 1780-х гг. Окончил с отличием юридический факультет Московского государственного университета (1961), а также аспирантуру на кафедре теории литературы и литературной критики Академии общественных наук при ЦК КПСС (АОН при ЦК КПСС) (1974), где защитил кандидатскую диссертацию по филологии («К проблеме стилевого многообразия современной советской прозы»).

Работал в Московском горкоме ВЛКСМ (1960-1962), членом редколлегии и заведующим отделом литературы и искусства газеты «Московский комсомолец» (1962-1965), зав. отделом русской литературы «Литературной газеты» (1965-1967), зав. отделом критики журнала «Юность» (1967-1971), заместителем заведующего кафедрой АОН при ЦК КПСС (1974-1978), первым проректором (1978-1987) и ректором (1987-1992), министром культуры Российской Федерации (февраль 1992 - август 1997; кандидатура Сидорова была предложена Г. Э. Бурбулису группой либеральной интеллигенции (академиком Дмитрием Лихачёвым , Михаилом Ульяновым и Юрием Карякиным), постоянным представителем РФ при ЮНЕСКО в Париже (1998-2002, сменил в этой должности правозащитника Михаила Федотова), Послом по особым поручениям (2002-2004). С января 2008 года - первый секретарь Союза писателей Москвы . Член Союза писателей, Союза журналистов, Союза кинематографистов России , член Российского ПЕН-клуба .

Избирался депутатом Государственной Думы России в и 1995 годах . Отказался от мандата депутата второй Думы , оставшись на посту министра.

Основные работы

Автор книги о Евгении Евтушенко (3 издания). Опубликовал сотни статей по проблемам русской и многонациональной литературы СССР. Много писал также о современном театре и кинематографе. Его работы неоднократно переводились на иностранные языки. Среди книг Е. Ю. Сидорова: «Время, писатель, стиль» (2 издания), «На пути к синтезу», «Мысли в дороге», «Страницы и судьбы», «Теченье стихотворных дней…», «Ориентиры культурной политики», «Необходимость поэзии», «Записки из-под полы» и др.

В центре внимания критика - вопросы стиля, формы прозаического и поэтического высказывания. Его герои - Михаил Булгаков , Осип Мандельштам , Борис Пастернак , Иосиф Бродский , Леонид Мартынов , Варлам Шаламов , Василий Аксёнов , Белла Ахмадулина , Фёдор Абрамов , Валентин Распутин , Юстинас Марцинкявичюс , Чингиз Айтматов , Фазиль Искандер , Олжас Сулейменов , Отар Чиладзе и другие писатели XX века.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998)
  • Орден Великого Князя Гядиминаса (Литва)
  • Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (Польша)
  • Лауреат Международной премии им. Петра Великого (2002) - «За выдающийся личный вклад в развитие культурных и научных связей России с зарубежными странами»
  • Премия «Золотая олива - Медитерранео» (Италия, 1991)
  • Почетный гражданин города Джексона (США, 1996)
  • Почетный гражданин города Пенне (Италия, 2008)
  • Почетный доктор гуманитарных наук Университета Южной Юты (США, 1997)
  • Почетный член Российской Академии художеств (2008)

Дипломатический ранг

См. также

  • Список представителей Российской Федерации при международных организациях

Библиография

  • О стилевом многообразии современной советской прозы. М., 1977
  • Время, писатель, стиль. М., 1978; 2-е изд., доп. М., 1983
  • На пути к синтезу. М., 1979
  • В поисках истины. Алма-Ата, 1983
  • Мысли в дороге. Тбилиси, 1986
  • Евгений Евтушенко: личность и творчество. М., 1987

Напишите отзыв о статье "Сидоров, Евгений Юрьевич"

Примечания

Ссылки

  • в «Журнальном зале »
  • на сайте
  • Зенькович Н. // Самые открытые люди. Энциклопедия биографий. - 2004.
Предшественник:
Владимир Константинович Егоров
Ректор

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден


-
Преемник:
Сергей Николаевич Есин
Предшественник:
Юрий Мефодьевич Соломин ,
Александр Иванович Шкурко
(и. о. как 1-ый замминистра)
Министр культуры Российской Федерации
60 px

5 февраля 1992 года - 28 августа 1997 года
Преемник:
Наталья Леонидовна Дементьева
Предшественник:
Михаил Александрович Федотов
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Иисус Радомир прогоняет
торговцев из храма

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!
– Но разве же, по-твоему ВСЕ люди глупы и злы?.. На Земле очень много прекрасных людей, Север! И не всем им нужен «повергнутый» Бог, поверь мне! Посмотри на меня – разве ты не видишь? Мне был бы нужен живой Христос, так же, как и его дивная Любовь – Магдалина...
Север улыбнулся.
– Потому что ты – Из-и-до-ра... Ты молишься другим богам. Да и вряд ли им нужно молиться! Они с тобою всегда и они не могут тебя покинуть. Твои боги – Добро и Любовь, Свет и Знание, и Чистая первозданная Сила. Это Боги Мудрости, и это то, чему «молимся» мы. Люди же не признают их пока. Им пока нужно другое... Людям нужен кто-то, кому они могут пожаловаться, когда им плохо; кого они могут обвинить, когда не везёт; кого они могут просить, когда чего-то хочется; кто им может простить, когда они «грешат»... Вот, что пока лишь нужно человеку... И пройдёт ещё уйма времени, пока человек не будет нуждаться в таком Боге, который делал бы за него всё, и уж тем более – всё бы прощал... Это слишком удобно, чтобы суметь отказаться, Изидора... Человек ещё не готов ничего делать сам.
– Покажи мне его, Север... – шёпотом попросила я. – Покажи мне, каким он был.
Воздух вокруг заколебался мягкими волнами, искрясь и сгущаясь, будто открывалась таинственная невидимая дверь. И тут я увидела их!.. В просторной каменной пещере, двое чудесных белокурых детей весело беседовали о чём-то, сидя у маленького природного каменного фонтана. Мир вокруг них казался счастливым и солнечным, впитывавшим струившуюся от их чудесных душ, тихую радость... Мальчик был гордым, высоким и очень стройным для своих тринадцати лет. В нём бушевала огромная внутренняя сила, но, в то же время, он был мягким и очень приятным. Он глядел на мир весело, и... очень мудро, будто было ему внутри не менее сотни лет. Временами его лучистые синие глаза вспыхивали, пронизывая стальным серым цветом, но тут же опять искрились весельем, любуясь своей очаровательной смешливой собеседницей... А девочка и правда была необычайно хороша. Она напоминала чистого ангела, только что спустившегося с небес. Прижавши к груди, она держала старую, толстую книгу. И видимо ни за что не собиралась её отпускать. Волнистые, очень длинные золотые волосы, были подвязаны голубой шёлковой лентой, удачно оттенявшей цвет её смеющихся, небесно-голубых глаз. Маленькие ямочки на розовых щеках делали её милой и весёлой, как чистое майское утро... Дети были одеты в длинные, снежно белые, одинаковые одежды, подпоясанные золотыми поясами и выглядели чудесной парой, вышедшей из красивой старой картины... Они чудесно подходили друг другу, чем-то дополняя и соединяя недостающее каждому, создавая одно целое, которое порвать было невозможно... Это были Иисус и Магдалина, будущий Спаситель Человечества и его единственная и большая, будущая Любовь.
– Но ведь они совершенно другие! – искренне удивляясь, воскликнула я. – Совсем не такие, какими их рисуют! Разве же они не иудеи?!
– А они ими никогда и не были – пожал плечами Север. – Это люди, которым нужна была власть, очень «умно» решили стать «детьми убитого Бога», этим же самым, делая «ИЗБРАННЫМ» самый опасный на Земле народ. Иисус же был сыном Белого Волхва и нашей ученицы, Ведуньи Марии. Они родили его, чтобы привести на Землю его удивительную Душу.
Я остолбенело уставилась на Севера...
– А как же иудейка Мария и Иосиф?! Как же тот же самый Назарет?..

– Никогда не было иудейки Марии, Изидора, ни Иосифа рядом с Иисусом. Была Ведунья Мария, которая прямо перед его рождением шла сюда, в Мэтэору, чтобы он родился здесь, среди Волхвов и Ведьм. Но она опоздала... Иисус родился неделей раньше, НА ЗАРЕ, в маленьком домике на берегу реки. А его рождение сопровождала Светлая Утренняя Звезда. Наши Волхвы спешили к нему, чтобы увидеть его и защитить. А его Учитель и Отец пришёл поклониться, чудесной душе своего новорождённого сына. Волхвы призвали его на Землю, чтобы остановить «чуму», которая, как паук, уже давно плела здесь свои чёрные сети. И именно Волхвы послали Христа к иудеям. Но сам Иисус никогда иудеем не был. Волхвы надеялись, что у него найдётся достаточно сил, чтобы остановить «чёрное» Зло, уже расползавшееся по Земле. Но Иисус проиграл, недооценив «великих слабостей» человека... Земля не была готова к Его приходу, так же, как не готова к приходу ВЕДАЮЩИХ, Изидора. А мы не готовы ей помочь. Когда придёт правильное время – мы откроем Двери. И, возможно, на Земле восторжествует Свет. Но этого не будет ещё очень долго... Ты прости.
Меня взорвало.
– Значит, что же – Вы просто будете спокойно наблюдать, как уничтожают лучших?!.. Но ведь это также и Ваш мир, Север! Как же Вы можете так просто оставлять его на погибель? Легче всего – взять и уйти. Или просто ЖДАТЬ. Но разве тебя не будет преследовать такое предательство всю твою оставшуюся длинную жизнь?.. Разве ты сможешь спокойно где-то обитать, не думая обо всех погибших?!.. Я не верю в красивое будущее, построенное на чужих смертях, Север! Это страшно. Мир никогда не будет таким же, если мы не поможем ему сейчас! Прошу тебя, помоги мне Север...