Как подготовиться к ЕГЭ за один месяц? Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ? Курсы подготовки к ЕГЭ Возможно ли подготовиться к егэ

Уже совсем скоро выпускникам школ предстоит сдача ЕГЭ. Именно сейчас необходимо мобилизовать все свои силы и настроиться на высокий балл. Несмотря на то, что в сети интернет дается очень много информации на этот счет, преподаватели советуют не оставлять подготовку на последнюю неделю, а тем более, перед самими экзаменами. Если придерживаться всего 8-и правил, то выпускник сможет с легкостью преодолеть этот трудный период в своей жизни.

1. Ставим цель

Очень важно для выпускника школы определиться с выбором его будущей профессии. В этом и заключается основная цель, для достижения которой нужно поступить в вуз и получить диплом.



Но без ЕГЭ никак не обойтись. Преподаватель русского языка и литературы говорит, что готовиться лучше всего начинать после 9 класса.

С мнением коллеги полностью согласна - учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ по обществознанию. По ее мнению начинать готовиться к экзамену надо в 10-м классе. За полгода до ЕГЭ нужно заняться выполнением отдельных заданий повышенной сложности, и при этом не следует затрагивать содержание курса. Такой способ подготовки в идеале подходит одаренным школьникам.

2. Оцениваем силы

Ольга Жовтонога считает, что когда есть цель, и нет сомнений, значит, настало время оценивать свои силы. Начинать подготовку необходимо с тех предметов и тем, к которым у ученика присутствует неуверенность. Но бывают ситуации, когда обращение к просто необходимо. Например, недостаточный уровень знаний, полученных на уроках, либо нужно повысить баллы до 90-100, которые нужны для поступления.

Обращаться к репетитору при выборе определенного предмета советует Ирина Корягина.

Современная школьная программа не дает возможности достойно подготовиться к сдаче ЕГЭ по другим предметам, кроме математики и русского языка.

3. Отбросить лишнее, но не в ущерб остальным предметам

Конечно же, следует все внимание сконцентрировать на предметах, выбранных для сдачи экзамена. Но опытные преподаватели напоминают, что не следует забывать и об остальных уроках, которые входят в школьную программу. Учиться нужно обязательно! Ирина Корягина предупреждает, что никто не может знать, какие знания понадобятся в жизни. Самое главное делать все по уму.

Если, например, школьник выбрал гуманитарную специальность, то ему уж точно не нужно тратить чересчур много времени на подготовку к завтрашнему уроку по биологии.


4. Правильно создаем рабочее место

В привычном понимании рабочее место школьника должно представлять собой стол, заваленный многочисленными учебниками и мобильный телефон рядом на случай, вдруг кто-то позвонит. Но очень важно, чтобы ничто не отвлекало ученика, тогда подготовительный процесс значительно повысится и будет эффективным. Василина Юрченкова, преподаватель русского языка, советует убрать все постороннее и в частности мобильные телефоны, исключить телевизор, общение с членами семьи и друзьями. Это поможет школьнику сосредоточиться на изучении материала.



В идеале на столе должен быть компьютер, помогающий в учебе. Но иногда общение в интернете у ученика занимает больше времени, чем надо, поэтому родители должны проверять, как выполняет задания их ребенок.

5. Правильное распределение времени

Перед тем как приступить к подготовке к ЕГЭ, необходимо уточнить дату экзамена по каждому предмету - это поможет распределить правильно время на подготовку, советует Василина Юрченкова. Умение рационально планировать время может стать приятным бонусом при подготовке к экзаменам. Кроме этого, в качестве помощника послужит таймер, по которому можно будет засекать время выполнения определенного задания. А тренироваться можно на экзаменационных вопросах прошлых периодов.

6. Готовимся по составленному плану

Успешной будет подготовка к ЕГЭ только в том случае, когда составлен рациональный план для ее реализации. Например, целесообразно ежедневно решать по три теста, которые размещены на тренировочных сайтах. После чего потребуется проверка работы и разборка ошибок (если таковые присутствуют). остерегает:

"ни в коем случае не следует выполнять задания на удачу. Игра в интуицию - не лучший способ сдать экзамен."
Лучше всего при незнании ответа обращаться к правилам и так можно будет постепенно выучить и полностью усвоить проблемные темы.

Такой принцип всегда срабатывает, так как в ЕГЭ присутствуют однотипные задания.

7. Время отдыха - обязательно

Василина Юрчекова убеждена, что интенсивная подготовка должна сопровождаться отдыхом для мозга. Для этого необходимо выделить день, на протяжении которого восстановятся силы, чтобы утром следующего дня вновь приступить к занятиям.



«Отдых каждый выбирает на свое усмотрение, но не следует оставаться надолго в социальных сетях, так как это снизит желаемый эффект. Лучше всего прогулки на свежем воздухе, а также физические нагрузки. Ольга Жовтонога считает, что хорошего результата можно добиться только в том случае, если занятия будут регулярными, а силы распределены равномерно - для учебы и отдыха. »

8. Не стоит нервничать

Это совет, который в большей мере относится к родителям, так как именно они являются паникерами и зачастую не создают нужной психологической поддержки своему ребенку. А постоянное напоминание о том, что какой важный и трудный шаг его ждет, в большинстве случаев лишний. Целеустремленный 17-летний выпускник, который собирается поступить в вуз, скорее всего сам все понимает. Поэтому не стоит «подливать масла в огонь», а придите на помощь своему выпускнику пониманием, добрым словом и напутствием. Дайте ему поверить в свои силы и в то, что у него все получится, если он вовремя приступит к подготовке. Василина Юрченкова успокаивает родителей и учеников, говорит:

бояться ЕГЭ не надо, так как это не самый сложный жизненный экзамен, хоть и очень важный.
Советов много, главное, чтобы школьник сам знал, что он хочет и что нужно сделать для достижения своей цели. Тогда и на подготовку к ЕГЭ он сможет посмотреть с положительной стороны и разработает правильную стратегию. Помощниками ему в этом также станут преподаватели и родители.

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.


Viktor Kiryanov/Unsplash.com
  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

Только не надо себя обманывать! "В принципе, у нас все неплохо, - часто говорят мне родители в первом телефонном разговоре, - В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ "случайно" написал на два! Волновался, наверное".

Друзья! Если человек действительно знает предмет на четверку, он не сможет сдать экзамен на два, даже если находится в бессознательном состоянии. Не обольщайтесь! Случайность - это не двойка на пробном экзамене, а водопад четверок и пятерок, который обрушивается на школьников в течение 11 лет учебы. К сожалению, практика показывает, что 90% школьных оценок - липа! Не будем сейчас говорить о причинах этого явления (более подробно об этом можно почитать здесь ), а лучше подумаем, как поставить самому себе (или своему отпрыску) объективную оценку.

Могу предложить несколько вариантов:

  • воспользуйтесь тестами по химии и по математике на данном сайте;
  • купите сборник тестов ЕГЭ по соответствующему предмету и попробуйте решить несколько вариантов (только честно, без списывания и без помощи друзей!);
  • обратитесь за консультацией к квалифицированному репетитору, попросите его оценить текущий уровень знаний и составить программу подготовки к экзамену.

Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения

Если до ЕГЭ осталось четыре месяца, в текущий момент вы едва способны решить 3-4 простейшие задачи, а замахиваетесь на 90 баллов, боюсь, что вас ждет разочарование! Для выхода на уровень 80 баллов по математике даже весьма способному школьнику потребуется 1,5 - 2 года интенсивной работы.

Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель . Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного - двух занятий понимает, на что может рассчитывать тот или иной его подопечный. Непрофессионал очень часто в разы может преувеличивать или преуменьшать возможности ребенка.

Попробую дать лишь несколько ориентиров на примере типичных ситуаций. Итак,


Типичная ситуация Прогноз
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, текущий уровень "ниже плинтуса". Можем рассчитывать на 60 баллов на экзамене, максимум - на 65 при условии интенсивной работы.
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий из первой части. Реалистичный прогноз: 70 - 75 баллов.
Готовимся к экзамену по математике, имеем два года в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий. Можем подняться даже выше 90 баллов. Уровень 80 баллов при нормальной работе практически гарантирован.
Готовимся к ЕГЭ по химии, имеем год в запасе, текущий уровень "ноль с минусом". Можем рассчитывать на 70 - 75 баллов на реальном экзамене (при интенсивной работе в течение года).
Хотим сдать ЕГЭ по химии, в школе - "реальная" четверка, год запасе. 80 - 90 баллов - достижимый результат.
Мечтаем получить 100 баллов на ЕГЭ по химии, имеем два года впереди и огромное желание работать. Выполняем все домашние задания, трудимся регулярно. Мечта о 100 баллах может стать явью.
Полгода до ЕГЭ по математике, неуверенно знаем даже таблицу умножения. Можно ли сдать экзамен хотя бы на минимальный балл? Да, можно. Необходимо найти профессионального репетитора и начать серьезно работать.
Аналогичный вопрос для химии. Безусловно, можно.
До экзамена два - три месяца. Знания на нуле. Можно ли на что-то надеяться? Можно рассчитывать лишь на сдачу ЕГЭ на минимальный балл, да и то при условии интенсивной работы под руководством репетитора экстракласса.

Еще раз напоминаю, что здесь даны лишь ориентиры. Естественно, никаких гарантий в подобных прогнозах нет и быть не может!

Составьте программу занятий

Итак, к началу Июня вы планируете уверенно решать, например, десять задач в тесте. В настоящее время вы способны выполнить 2-3 задания. Возьмите лист бумаги, ручку и попробуйте набросать примерный план работы: Декабрь будет посвящен задачам В1 и В4, Январь - В2 и В5 и т. д. Если Вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, ситуация упрощается: это он должен будет составить план и следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю; возможно, что-то надо будет подкорректировать.

Вероятно, в ходе подготовки в план будут вноситься некоторые изменения. Это нормальное явление.

Дайте себе запас времени

Важно понимать, что жизнь вносит свои коррективы в любой план. Вы можете заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что казавшаяся вам очень легкой тема, на деле, потребует бОльших усилий и т. п.

Вы должны предусмотреть резерв времени. Скажем, вы уже знаете, что ЕГЭ по математике состоится 10 Июня. Но вы должны быть полностью готовы уже к 15 Мая. Если возникнут какие-то проблемы, вы сможете решить их за оставшееся время. Если проблем не возникнет, вы сможете лишний раз повторить пройденный материал, или даже поработать над более сложными примерами.

Периодически контролируйте себя

Любая подготовка теряет смысл, если вы не будете постоянно следить за выполнением своего плана. После каждого занятия организуйте для себя небольшую контрольную работу. Все выполненные задания проверяйте по ответам (но не подгоняйте под ответ!) Периодически устраивайте для себя пробный ЕГЭ : можно воспользоваться сборниками экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Главное - чтобы экзамен был максимально объективным. Не подсматривайте в учебники, решайте задачи в "экзаменационной обстановке", попросите друзей или родителей проверить вас.

Ваши результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса не наблюдается, необходимо менять систему подготовки: воспользоваться другим учебником, уделять занятиям больше времени, обратиться к помощи репетитора.

Готовьтесь к ЕГЭ каждый день

Я понимаю, что сегодня у друга день рождения, а завтра - важная контрольная в школе, а послезавтра - Новый год. Вчера болела голова, а позавчера обещали столкновение Земли с астероидом (и зачем вообще тогда готовиться к ЕГЭ?). Нет, друзья, так дело не пойдет! Если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность такой работы стремится к нулю.

Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, нежели одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы - основа успеха. А друзья, праздники, социальные сети, футбол, телевизор пусть подождут до лета!

Подготовка к ЕГЭ - это не просто решение тестов

Хотелось бы еще раз предостеречь выпускников от бездумного использования многочисленных "Сборников тестов для подготовки к ЕГЭ".

Во-первых, качество большой (если не бОльшей!) части данных сборников не очень высоко (это еще мягко сказано!): масса фактических ошибок, некорректные задания и т. д.

Во-вторых, даже качественные сборники подобного типа не заменяют собой учебники, справочники и т. п. Данные книги, безусловно, имеют право на существование, но лишь в качестве вспомогательного элемента обучения. Вы можете использовать их для оценки своего начального уровня (см. выше), для периодического самоконтроля в ходе обучения.

Самое глупое, что можно придумать при подготовки к ЕГЭ, - это просто "прорешивать" (как любят говорить некоторые преподаватели) бесконечное количество тестов.

Подготовка к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) - это работа над определенными темами , над задачами определенных типов. Сегодня вы учитесь решать квадратные уравнения, завтра разбираете уравнения с модулями, послезавтра - вспоминаете дробно-рациональные уравнения и т. д. Переходить к следующей теме нужно лишь полного усвоения предыдущей.

Очевидно, что сборники тестов вам в подобной работе не помогут. Лучше использовать обычные школьные учебники или специализированную литературу для готовящихся в ВУЗы .

Так появилась проверка факта написания эссе, частично автоматизированная проверка лаб и рейтинг участников.

На новогодних каникулах на главной странице linkmeup.ru появился таймер, отсчитывающий время до релиза нашей идеи.

Он был в цветах циски, что многим подсказало, куда собственно ведёт этот таймер.

За пару вечеров был запущен форум, не связанный напрямую с CCIE за год. Антон Клочков стал его модератором. Время форумов прошло лет семь назад. Но даже эта поделка до сих пор живёт, хоть и на последнем издыхании.

Первого апреля вышел немного юмористический подкаст про результаты отбора .
Второго апреля ещё один пост с правилами и инструкцией .
А четвёртого всё завертелось.
Пути назад уже не было.

Отбор в ОПГ был важнейшим этапом после плана подготовки. Задача ведь стояла банальная - найти людей грамотных и заинтересованных, которые не бросят заниматься через месяц, и два и полгода.

Мы не могли брать деньги - лучший стимул продложать чем-либо заниматься - никто не знал, что будет с проектом в будущем, брать на себя такую ответственность, заводить ИП итд - никто не хотел.

Мы выбрали, я считаю, лучший способ отбора - в три этапа:

1) Кандидат изъявляет своё желание на сайте. Он должен указать настоящие имя, фамилию, телефон и электропочту.
892 человека подали заявки.
Это значительно превзошло все наши ожидания.

2) Кандидат присылает эссе с ответами на простые вопросы:

  • Фамилия и имя, которые были указаны на предыдущем этапе.
  • Кратенько обо мне.
  • Отвечают ли цели проекта моим ожиданиям?
  • Для чего мне нужно участие в этом проекте?
  • Что для меня важно в этом проекте?
  • Смогу ли я выделить необходимые ресурсы (время, технические ресурсы, самостоятельное нахождение необходимых материалов), требуемые на обучение?
  • Какую помощь я ожидаю от экспертов?
  • Что будет, если такая помощь не будет оказана?
  • Какова вероятность достижения мною результатов после окончания проекта и в чем эти результаты будут выражаться?
  • Если я выиграю, что я сделаю с ваучером?
Это стало камнем преткновения для многих. Люди просто не понимали, зачем это, и заполняли на отвяжись, игнорировали вопросы или писали тудя ересь. Ну что же, это была их вина. Сначала мы пытались объяснять каждому индивидуально, чего мы ждём. Но потом поняли, что это естественный отбор.

Задача этого тура была в том, чтобы оценить желание и мотивацию человека быть в ОПГ и заниматься подготовкой.

Если он не сможет потратить 20-30 минут своего времени на эти ответы, значит он не понимает, чего он хочет, и не сможет тратить по 15-20 часов в неделю на подготовку.

Нам прислали 630 эссе. Это было какое-то безумие, мы плакали, мы теряли веру в человечество. Нам казалось, что это уже никогда не кончится. Каждый из экспертов честно потратил несколько недель на вычитку всех и каждого, и поставил свою субъективную оценку.

Далее они усреднялись по всем экспертам и появлялась «объективная». Никто не спорил с чужой оценкой, поэтому за одно и то же эссе могло стоять 2 у одного и 5 у другого. Средний балл оказался 2,3 (из 5).

3) Технический тест, подготовленный Димой Фиголем и Ильёй. 50 сложных вопросов из общего пула (порядка 60). 90 минут, одна попытка.

Мы сделали всё возможное, чтобы исключить фрод и дискомфорт от прохождения теста. Есть обоснованное мнение, что удалось.

Сергей Луньков помог нам перенести все вопросы и изображения на сайт, выверить их и убрать огрехи.

Александр Фатин вычитал всё на предмет корректной английской грамматики и недвусмысленных значений.

Средний бал 51,92 (из 100). Всего прошло тест 492 человека.

Все данные были занесены в сводную таблицу, где по очень хитрой формуле для каждого участника на основе эссе и теста был выведен его индекс.

Полтора года, которые длился фактически проект, показали, что мы не ошиблись в своём подходе. Показатель выживаемости крайне высокий: через первые полгода убыло 3 человека. Через год - 10 человек. На момент апреля 2017 года, до большого полугодового перерыва - оставалось 18 человек, 60 % от общего количества.

А ведь у экспертов главным был страх, что всё загнётся через 2-3 месяца.
К сожалению, печальный опыт CCIE за год подтвердил прописную истину - немотивированный человек быстро теряет интерес к деятельности. Эксперты разбежались первыми. К сожалению, уже примерно через три месяца в проекте остались активными только Эмиль и Наташа. Когда вся автоматизация была закончена, Наташа тоже ни за какие коврижки не хотела оставаться.
Больше года Эмиль тянул проект на своих плечах.

Люди с горящими вначале глазами очень быстро потухли.

Второй очевидный вывод - не всем подходит такой режим. Для кого-то ритм слишком быстрый, а для кого-то медленный. Есть примеры и того, что люди уходили из проекта, потому что самостоятельная подготовка продуктивнее. Хотя надо понимать, что это всё-таки не минус подхода CCIE за год, а плюс экспертизе человека.

В декабре 2017-го несмотря ни на какие невзгоды, множество сложностей, удары судьбы и длительные паузы Эмиль закончил проект по подготовке к CCIE.

Шесть человек прошли этот путь вместе с ним:

1 Дышлевой Юрий 130 лаб 129 эссе
2 Гузеев Денис 130 лаб 48 эссе
3 Сокуров Леонид 128 лаб 114 эссе
4 Пермяков Александр 127 лаб 89 эссе
5 Иванченко Виктория 123 лаб 114 эссе
6 Андреев Павел 122 лаб 114 эссе

Мы поняли, как работает интерливинг, как выбрать 30 человек из 900, чтобы они не слились. Мы выучили уроки. Мы создали небольшое сообщество, которое жило само по себе.
Мы помогли нескольким прекрасным людям вырасти в профессионалов.

Но всё это благодаря одному человеку.

Можно. Я начала готовиться в конце сентября с вспоминания алфавита, сдала на 92.

Занималась с репетитором три раза в неделю, в те дни, что не занималась делала домашку, которую он задавал. Первую половину подготовки делала переводы и прочую шнягу на грамматику, вторую половину нарешивала тесты и писала сочинения, плюс с первого дня слушала много аудирований.

Совет такой: надо все именно отдолбить. Я решала около трех тестов в неделю (как домашку).

Письмо и эссе:

1. Я каждую неделю писала по одному-два сочинения. Смысл в том, что на экзамене очень ограничено время. То, что дано для написания эссе, -- ничто вообще, поэтому надо, чтобы оно у вас прямо вылетало из-под руки. Его сложно писать поначалу, но когда напишете сто штук, будете налету писать аргументы.

2. Вся структура эссе должна быть у вас очень четко проработана по правилам, чтобы вы не задумывались о ней уже на экзамене. Вступления, вводные слова, заключения вызубрить.

3. Когда напишете хорошее сочинение, которое по всем критериям можно оценить на высший балл, можете оставлять структуру сочинения и менять только аргументы. Последние мои сочинения выглядели, как одно, я писала по одной и той же схеме, с одними и теми же вводными фразами, вступлениями и заключениями, только меняя аргументы под тему.

4. Лгите! Не надо писать то, как вы на самом деле думаете, пишите то, что можете хорошо аргументировать. Если не можете подобрать аргументы для своей позиции, берите другую. Проверяющий будет оценивать структуру письма, соответствие схеме и логичность, а не то, какой вы классный философ. Для письма вообще можно придумывать хоть новую семью и дом, лишь бы было что написать.

Аудирование:

1. Главный совет: это тренируется и вы сможете. Когда я начала готовиться, меня больше всего подкашивал страх и уверенность, что я никогда не смогу понять аудио, не могла понять ни одного аудирования вообще сначала. Была уверена, что никогда аудирование не смогу сдать, но в итоге получила высший балл за него, и под конец подготовки самые сложные уже давались спокойно.

2. Совет от моего репетитора помню на всю жизнь: слушай, пока кровь из ушей не пойдет. Вот, это работает) Сначала кажется, что никогда не сможешь понять, но реально на десятый раз в итоге что-то понимаешь, и с каждым разом чуть лучше. Даже если ни слова за первое прослушивание не понятно, и кажется, что это бессмысленно, просто слушайте и слушайте дальше, не раз, не два, слушайте семь, десять раз станет лучше, обещаю.

1. Читайте несколько раз, первый раз -- ознакомление с текстом, структурой. После этого прочитайте вопросы. Второе чтение -- уже более вдумчивое, смотрите, где есть ответы. Потом уже конкретно смотрите те части, которые помогут ответить на тест.