Какой физический недостаток был у бога гефеста. История персонажа. Имя, эпитеты и характер

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из бедра Геры, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого . Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня . До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить , посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали , бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на , покалечив ноги, отчего стал хромым.

Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную . Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний.

Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице . Он связан с мифом об Орионе. Служил некоему смертному мужу.

Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг . По Гесиоду — супруг хариты Аглаи.

Гефест — бог огня в древнегреческой мифологии. По преданию матерью его была Гера, главная богиня. Отцом — главный на Олимпе Зевс. Когда она увидела младенца, то ужаснулась. Родившейся младенец был больным и некрасивым, и богиня скинула его с Олимпа в океан. Но божественный ребенок не погиб, а был усыновлен морской нимфой Фетидой (прообраз русалки) и вырос в море. Будучи от рождения хромым и не особо красивым, он рос замкнутым и необщительным юношей. А так как душа его тяготела к прекрасному, то он занялся кузнечным делом и достиг в нем небывалых высот мастерства.

Возвращение на Олимп

Как-то узнав истину о том чей он сын, Гефест обиделся и возжелал мести. Он выковал для верховной богини, изумительный по красоте, золотой трон и послал ей его в подарок. Горделивая богиня сразу же опробовала дар и была прикована к нему невидимыми, прочными путами. Испуганные боги пытались ее освободить, но все усилия были тщетны. Тогда Зевс отправил Гермеса, который имел крылатые сандалии и служил вестником богов, к создателю трона, для того чтобы он помог Гере. Но обиженный сын наотрез отказался помогать своей матери. Понимая, что возвратиться в одиночестве на Олимп он не может, бог хитрости позвал на помощь Диониса (бога виноделия). Подпоив Гефеста, им удалось разжалобить и уговорить мастера.

Отправившись на священную гору, кузнец простил и освободил богиню. В благодарность за помощь, отец отдал ему в супруги самую красивую представительницу небесного пантеона, богиню любви . Гефест очень любил свою жену, но в то же время сильно ревновал. Ведь она была ветряной и частенько изменяла грозному супругу. После многочисленных измен она стала жить с .

Другие небожители относились к нему двояко: с одной стороны, они боялись его силы и уважали за красоту созданных изделий. Но с другой стороны смеялись над его хромотой и неказистым видом, а также презирали за пристрастие к низменному плебейскому труду. Но кузнец, не обращал внимания на насмешки и построив для своей семьи на священной горе золотой дворец, он продолжил заниматься любимым делом.

Изделия бога кузнеца

Гефест единственный из древнегреческих богов занимался простым трудом. Он достиг в этом небывалого мастерства — в художественной ковке. Его ювелирные украшения почитали за счастье получить в подарок самые значимые богини небесного пантеона. Всем представителям божественного сообщества он выстроил роскошные чертоги из драгоценных металлов.

По преданиям этот искусный умелец изготавливал различное грозное оружие для собратьев и героев. Золотые скипетр Зевса, который мечет молнии, непробиваемые доспехи героя троянской войны Ахиллеса. Для лучшего стрелка Олимпа он выковал стрелу, которая всегда попадает в цель и возвращается назад к хозяину. А ещё он смастерил из меди двух свирепых быков и подарил их царю Колхиды для охраны золотого руна.

Еще одним творением этого мастера является знаменитый ящик в котором были заключены беды, несчастья и болезни. Открыв этот ларец, снедаемая любопытством, жена младшего брата Прометея, выпустила их в мир людей.

Изобретение колеса также приписывают этому богу. Придумав его, он сконструировал небесную колесницу бога Солнца Гелиоса, который выезжал на ней на рассвете. Следуя по млечному пути, небесной дороге, он нес свет всему живому.

Интересные факты

Для себя кузнец придумал и выковал двух прислужниц, неотличимых от живых юных девушек. Они исполняли его распоряжения и прислуживали за столом. Также по некоторым сказаниям, Пандора была сделана Гефестом по повелению Зевса. Сообща небожители наделили поделку красотой и различными талантами, а также неуемным любопытством и преподнесли ее в дар людям. На самом деле она должна была послужить для наказания людского рода, за то, что Прометей подарил им украденный с Олимпа огонь. Девушка блестяще справилась с возложенной на нее миссией.

Умение кузница было настолько велико, что позволило ему изготовить из слоновой кости лопатку для Пелопса. Когда Тантал в своей гордыне захотел доказать, что боги не могут знать всего, и выставил на, предназначенный для их угощения, стол блюдо, приготовленное из убитого сына. Возмущенные боги не тронули яство, исключением явилась, охваченная тоской по пропавшей дочери, Деметра, которая съела плечо юноши. Злодейский отец был наказан, а Пелопса боги оживили, вставив вместо недостающей части изделие мастера огня и горна.

Рождение Гефеста, бога огня. - Свержение бога Гефеста с Олимпа. - Тип и атрибуты бога Гефеста (Вулкана) в античной мифологии. - Месть бога Гефеста (Вулкана) своей матери - богине Гере (Юноне). - Бог Гефест (Вулкан), водворенный на Олимпе богом Дионисом (Вакхом). - Сети бога Гефеста (Вулкана). - Кузница бога Гефеста (Вулкана). - Циклопы, работники кузницы Гефеста.

Рождение Гефеста, бога огня

Свержение бога Гефеста с Олимпа

Греческий бог Гефест (в римской мифологии - бог Вулкан ), - бог огня . Гефест олицетворял собою силу и творчество. Огонь был элементом бога Гефеста (Вулкана) подобно тому, как вода была элементом бога Посейдона (Нептуна).

По античным мифам, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот древние греки, желая олицетворить эту силу природы, сложили миф о боге Гефесте. В современном греческом языке (новогреческом) до сих пор слово, обозначающее вулкан, происходит от имени бога Гефеста - ηφαίστειο [ифэ́стио].

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Гефест в мифах Древней Греции – бог огня, искусный кузнец и строитель, покровитель когорты представителей кузнечного ремесла и изобретателей. Единственный из пантеона, кто работал не покладая рук, а также, в отличие от всех богов, которые по определению уже совершенны, имел физический недостаток.

История появления

Гефест дружил с . Это у него из кузнечного горна сердобольный титан, жалеющий людей, похитил искры огня и даровал человечеству. А один из мифов рассказывает историю ослепшего охотника Ориона, которому кузнец создал механические глаза. Во времена Флегрейской битвы с гигантами Гефест вместе с Гелиосом колесил по миру в колеснице.

Экранизации

Гефест продолжил мастерить волшебные вещицы и на киноэкранах. В вольной экранизации древнегреческих мифов «Битва титанов» (1981) бог огня по велению Афины создал для крылатого коня и Буббо, сову с интеллектом. В картине режиссера Десмонда Дэвиса в роль кузнеца вжился Пэт Роуч.

Гефест в полной красе блистает и в современном кинематографе. Постановка Джонатана Либесмана «Гнев титанов» (2012) вновь повествует о Персее. В образе бога огня предстал актер .