Литературно-музыкальная композиция "моя малая родина". Литературно-музыкальная композиция "Сердцем прикоснись к родным местам! Литературно музыкальная композиция о родном поселке оловянной

Галина Колотыгина
Музыкально-литературная композиция «Родной свой край люби и знай»

Реб. Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.

Вед. С вами мы живем в России В целом мире нет ее красивей Русское, все милое, родное , Все,что окружает нас с тобою.

Ребята, все страны мира имеют свои государственные символы : флаг, герб, гимн. Наш флаг состоит из 3 горизонтальных полос. Какого цвета эти полоски? (белого, синего, красного) (показ слайдов) . Что обозначает белый цвет? (мир и чистоту совести) . Синий- небо,верность и правду. Красный- огонь и отвагу. Что изображено на гербе? (двуглавый орел) Мы видим герб города Москвы-столицы нашей Родины. Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон-это зло,которое есть на Земле. Гимн-это торжественная песня. Ее исполняют в особых случаях и слушают стоя. (показ слайдов) Село Вад тоже имеет свой герб . Что на нем изображено? (слайд) (вверху-красавец олень, а внизу на голубом фоне-два белоснежных лебедя)

У каждого из нас есть малая родина. Тот уголок Земли, где мы родились, где находится наш родной дом .

1 реб. Что мы Родиной зовем Дом, где мы с тобой живем. И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.

2 реб. Что мы родиной зовем Поле с тонким колоском Наши праздники и песни Теплый вечер за окном.

3 реб. Что мы родиной зовем Все, что в сердце бережем И под небом синим синим Флаг России над Кремлем.

4 реб. Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля :

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая :

Лучше нет родного края !

(П. Воронько)

Красив наш Вадский край : леса, реки и конечно же наша гордость- озеро Вадское. Местные поэты воспевают красоту Вада в своих стихотворениях.

5 реб. Вад- красивое местечко

Над рекой века стоит.

Здесь твой дом, твое крылечко

Встречу дивную сулит.

6 реб. Серебрится, сияет, сверкает

В Вадском озере чудо-вода.

Ветерок камышами играет,

И по небу плывут облака.

7 реб. Моя любовь, моя отрада.

Сторонка тихая моя.

Лесов зеленая дубрава,

Прозрачная вода ручья.

Вед. И мы с ребятами тоже сочинили стихи о нашем родном крае .

8 реб. Село Вад- это Родина наша :

Леса, поля, луга.

Озеро, Ключи святые-

Это наша родная земля !

9 реб. Мы здесь живем.

Здесь ярко солнце светит,

И радугу мы видим иногда.

Какое здесь красивое местечко!

Какая в Вадском озере вода!

10 реб. Наш славный край ! Тебя мы любим с детства !

Красу твою, людей и все вокруг!

Так пусть же процветает вечно

Наш Вадский край ! Он- лучший в мире друг!

Песня «Вадская лирическая»

Вед. Ни одно гулянье в нашем районе не обходится без частушек. Вот и мы сочинили частушки, чтобы повеселить наших гостей.

Частушки.

У нас в селе есть свои достопримечательности. Узнаете ли вы их? (показ слайдов) .

Вед. А сейчас мы все вместе поиграем. Игра называется «Продолжи пословицу» .

1. Родина любимая- что мать родимая . 2. Если дружба велика, будет Родина крепка. 3. Жить- Родине служить. 4. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 5. Родина- мать, умей за нее постоять. 6. Человек без Родины, что соловей без песни.

Реб. Веселил нас много раз Русский танец-перепляс сколько удали, задора, сколько радости для нас.

Танец «Маруся»

А сейчас проведем викторину «Знаешь ли ты свой край » .

Вопросы :

1. Как называется наше село? 2. Какие реки есть в нашем районе? 3. Как называется наше озеро? 4. Какие деревья растут в наших лесах? 5. Какие животные водятся в наших лесах? 6. Какие цветы первыми зацветают в наших лесах? 7. Какая птица у нас самая маленькая? 8. Какой зверек у нас самый маленький? 9. Какие птицы у нас зимуют? 10. Назови Родину хохломы. 11. В каком еще городе развита роспись по дереву? 12. В каком городе жил Гайдар? 13. Каких местных поэтов вы знаете? (Пестов, Жеребцов, Трусов, Задрин) 14. Назовите улицы, носящие имена известных людей (Поющева, Гагарина) 15. Какие имена художников-Вадчан вам известны (Кулев, Калязимов) 16. Назовите профессии работников детского сада. 17. Как называется наша районная газета?

Стихи :

Реб. Не отметишь верными словами

Нашу деревенскую красу.

Пахнет земляникой и грибами

В молодом ухоженном лесу.

Реб. Расплескалось солнце над полями.

Зеленеют пышные хлеба.

И стоит в обнимку с тополями

Дедушкина старая изба.

Реб. Так живи же вечно, бесконечно

Озеро и реченька-река.

Вадская красивая сторонка-

Родина любимая моя !

Дети дарят сувениры гостям, изготовленные своими руками из природного и бросового материала.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 60- летию

Липецкой области

«Сердцем прикоснись к родным местам!»

Номинация «Лучший сценарий»

Кудинова Галина Николаевна

Филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое Тербунского муниципального района Липецкой области, учитель немецкого языка

Пояснительная записка

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование у учащихся патриотизма и гражданств енности. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость, развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему своей малой Родины .

Литературно - музыкальная композиция«Сердцем прикоснись к родным местам !», посвящена 60-летию Липецкой области способствовала реализации компетентностного п одхода, который включает в себя воспитание чувства патриотизма , формирование у школьников опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности, творческой инициативы .

Область применения: общешкольное внеклассное мероприятие.

Возраст, на который рассчитана работа: 11-16 лет (у чащиеся 5 - 9 классов).

Форма проведения : литературно - музыкальная композици я.

Методы проведения : наглядные, игровые, словесные, исследовательские; метод творческих проектов.

Оборудование: карта Липецкой области, герб Липецкой области, выставка рисунков , презентация,

Задачи:

    способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины;

    содействовать развитию классного коллектива.

    расширить знания учащихся о культуре и традициях Липецкой области;

    воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к своей малой Родине .

Оборудование: карта Липецкой области, герб Липецкой области, выставка рисунков «Люблю тебя, мой край родной» , презентация, эпиграф «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
(К.Паустовский), 2 листа белой бумаги А4, ножницы, фонограммы песен: «Мой дом - Россия», «Край родной», «Живи родник, живи».

Ход мероприятия

(звучит песня в исполнении учащихся 6 класса) (слайд1)

« Мой дом – Россия»

1

Поёт соловушка над головой,

И машет ветками моя околица,

Уеду за море на зиму целую -

И те же самые берёзки белые

От удивления не узнаю

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

2.

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

1чтец (слайд 2)

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наша литературно-музыкальная композиция (слайд 3) – «Сердцем прикоснись к родным местам», посвящена 60- летнему юбилею нашей Липецкой области. Пусть ваше сердце почувствует чувство гордости за прошлое и настоящее своего родного края.

Отечество... В этом слове переплелись и величие нашей Родины, и неброская красота уголка, где человек родился и рос, и славная история наших предков. А еще в этом слове связь времен.

2 чтец: (слайд 4)

Лип медовых шатры

И берез лебединые взлеты,

Дона тихого омуты,

Мечи Красивой разлив…

Есть такая земля –

Вековечной любви и заботы,

И печали, и веры,

Что душу берут на разрыв…

Учитель: Эти строки написаны нашим земляком-поэтом Борисом Шальневым - про наш край, малую частицу России, которая дорога каждому из нас. Всем нам, конечно, знакомо то чувство радости и гордости, когда, возвращаясь из поездки, мы видим первые знакомые поля и холмы, берёзы, липы… И даже вечерние огни кажутся нам родными и близкими. Родина. Какое это ёмкое слово! Это и неповторимая красота нашей природы, и неисчислимые богатства наших земных недр, и славная многовековая история русского народа.

Ученик1:(слайд 5 ) По данным археологов и историков, территория, на которой в данное время располагается Липецкая область, была обжита с древнейших времён. Ещё до прихода монголо-татарского войска здесь находились города , Добринск (ныне село Доброе, Дубок (ныне село Данковского района), Старое городище (село Богородское Данковского района), Воргол (разрушен) и др.

Ученик 2: Земли Липецкого края в самом начале периода раздробления относились к . После , то есть после смерти Черниговского князя , возникают , и Воргольское удельные княжества. Воспользовавшись слабостью Черниговского княжества, рязанские князья захватили все земли верхнего , и присоединили их к своим владениям.

Возрождение края началось после изгнания кочевников. За сравнительно короткий срок (конец XVI - начало XVII веков) были отстроены города-крепости: Данков, Талицкий острог, Елецкая крепость, Лебедянь. В началось сооружение мощной укреплённой линии - Белгородской засечной черты, на которой в пределах современной Липецкой области выделялись крепости: Добрый, Сокольск и Усмань.

(Слайд 6) К концу XVII века упоминается село Липские Студёнки, которое находилось на месте нынешнего Липецка. Здесь в 1700-1712 годах были сооружены железоделательные заводы, производившие различное воору­жение для военных походов Петра I (пушки, ядра, холодное оружие и дру­гое).

С конца в крае началось строительство крупных предприятий:

с - металлургический завод на реке .

с по указу Петра Великого на реке Липовка было начато строительство Липских железоделательных заводов.

Примерно к этому времени относится и открытие в Липецке целебных минеральных источников.

В народе бытует предание, в котором говорится о том, что Петр I, прогуливаясь по берегу речки Липовка, заметил бьющий из под земли ключ прозрачной воды. Дно и берега ручейка были покрыты буровато-ржавым осадком. Петр I, отдает приказ «устроить на этом месте колодец с дубовым срубом, исследовать состав воды. Минеральную воду рекомендовалось употреблять «добрым порядком», т. е. по указанию докторов.

С - с оружейно-сборочной мастерской.

Рядом с заводами возникли поселения рабочих. Одним из таких рабочих поселений стала Липецкая слобода, давшая начало городу Липецку.

Учитель: (слайд 7) Липецкая область образована 6 января 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, объединившая части земель нескольких российских губерний Воронежской, Орловской, Рязанской, Курской областей, что аллегорически показано в гербе четырьмя ; пятый холм символизирует Липецкую область. Вместе с тем, холмы говорят о благодатности здешних земель - 85% территории области занимают черноземы, унаследовала богатейшее историко-культурное наследие. Большую его часть составляют памятники археологии, среди которых всемирно известная Гагаринская стоянка, свидетельствующая о проживании на этой территории первобытного человека более 20 тыс. лет назад. Архитектурное наследие области представлено культурными, гражданскими и промышленными творениями знаменитых зодчих: Василия Баженова, Томазо Адамини, Константина Тона, Ивана Машкова и др.

Учитель: (слайд 8) Герб Липецкой области по своему содержанию един и гармоничен. Все фигуры герба символизируют область и ее жителей как тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие и страны имеет немаловажное значение.

    Дополняет символику природы области и символизирует достаток, процветание, стабильность. Основной фигурой герба является дерево .

    Древнейший символ братства и согласия, призывает распорядиться, определить стержень собственной жизни, прорасти "корнями" в землю, а "вершиной" коснуться неба.

    В геральдике - олицетворение сердечности и доброжелательности, аллегорически символизирует саму жизнь: всегда давала человеку одежду и обувь, укрытие и посуду, промышленные и музыкальные инструменты; чай из соцветий липы считается успокаивающим средством, а целебные свойства липового меда непревзойденны.

    Поля герба символизирует труд металлургов и машиностроителей, литейщиков и энергетиков, что дополняет содержание герба Липецкой области как промышленно развитого региона. Красный цвет - труда, жизнеутверждающей силы, мужества, праздника, красоты.

    Аллегорично показывает аграрный сектор экономики области (традиционными направлениями сельскохозяйственного производства являются , производство зерновых, картофеля, сахарной свеклы). Золото - это цвет , богатства, зерна, плодородия, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, великолепие.

    Земельная , указывает на статус Липецкой области как субъекта .

    Которым Липецкая область награждена , показывает заслуги области.

Таким образом, в гербе Липецкой области языком геральдических символов и аллегорий гармонично отражены история, природные особенности и богатства области, основной профиль деятельности населения; герб Липецкой области является "говорящим", что в геральдике считается классическим способом разработки герба.

Учитель: Липецкая земля богата своими лечебными водами и реками. По территории Липецкой области протекает 127 рек длиною свыше 10 км каждая. Общая длина всех этих рек равна 3700 км. Самая крупная река области - Дон. Его длина 1967 км (в том числе в пределах Липецкой области 315 км). Наиболее крупный приток Дона - река Воронеж. Длина реки 469 км. В пределах Липецкой области - 278 км.

(слайд 9) Липецкая область включает в себя 18 районов. Главный город области – Липецк.

Учитель: Славный город, который в этом году отметил своё 310-летие.

3 чтец: Мой город в центре черноземья.

Богат он хлебом, молоком

Но больше всех его прославил

Наш новолипецкий завод.

Не только есть у нас заводы,

Но есть театры, зоопарк

Музей, немного институтов,

А, впрочем, все как в городах,

Мой Липецк, он от слова «липа»

Которые везде растут

И в кронах их густых, зеленых,

Частенько соловьи поют

И город мой, пусть небольшой

Люблю его я всей душой

Учитель: (слайд 10)

Липецк – город-курорт. Большой популярностью пользуются липецкие минеральные источники, открытые в начале XIX века. Уникальные по своему составу минеральная вода и лечебные грязи привлекают на местные курорты тысячи россиян. Первый из них, ныне известный как «Липецк-Курорт», расположился в Липецке в старом Нижнем парке.

Памятник Петру I. Площадь Петра Великого. Памятник Петру I (1839)

Постамент – пушка и ядра. На месте постамента в 1703 г. был построен верхний завод. На вершине священного для липчан холма в развилке Каменного Лога установлен памятный знак: «Липецкое городище. Археологический памятник XIII в. Охраняется государством».

Липецк – город металлургов.

Липецк – город мастеров. (Хохлома липецкая)

Липецк – город машиностроителей.

Липецк – город учащихся и студентов.

Слава Липецка в спортивных достижениях.

Липецк – культурный центр.

Липецк – площадь Героев.

Ученик 3 (слайд 11) Наша Липецкая земля - прародина гениальных поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, родина знаменитого ученого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Огромный след в культурной и духовной жизни оставили Н. Федоров, Н. Данилевский, А. Стахович, А. Жемчужников, А. Хомяков, В. Розанов, М. Трунов, А. Бунина, И. Бунин, П. Бартенев, М. Пришвин, А. Левитов, Е. Замятин, А. Эртель, Н. Василенко, К. Игумнов, Н. Жуков, В. Мешков, Н. Орлов, Н. Ульянов, В. Сорокин, А. Мистюков, Т. Хренников и многие другие подвижники. Все они стали преемниками великой российской культуры, сохранили, развили и преумножили ее лучшие достижения.

Успешно действуют Липецкий областной краеведческий музей, который в 2001, 2004 годах принимал у себя коллекции Государственного Эрмитажа, областная картинная галерея, в фондах которой свыше 1000 произведений искусства, Художественный музей им. B .C . Сорокина - Дом мастера, выставочный зал, получивший в 2003 году статус областного.

Учитель: Отправляемся сейчас в самый древний город Липецкой области. (слайды 12-13)

Ученик 4: Он был стражем на юго-востоке Руси с XII века. Первое летописное упоминание о нём относится к 1146 году. Город расположен по обоим берегам реки Быстрая Сосна. Рассказывая о городе Ельце, нельзя не упомянуть о промысле, который прославил Елёц. Что это за старинный промысел? (Елецкие кружева). В XIX веке Елец стал центром кружево - плетения в нашем крае.

В городе существовал знаменитый «женский рынок», где кружевницы продавали свои изделия.

Учитель: А теперь я приглашаю вас на конкурс кружевниц.

Конкурс «Ажурная салфетка»

В конкурсе участвуют 2 участника.

Задача игроков - вырезать из бумаги ажурную салфетку. Оценивается красота и оригинальность изделия зрителями.

Ученик 5: Елец имеет богатые культурно-исторические традиции, является родиной известных людей: писателя М.М.Пришвина, композитора Т.Н.Хренникова. С Ельцом связано имя И.А. Бунина - трижды лауреата Пушкинских премий, академика русской словесности, лауреата Нобелевской премии (1933г.) До сих пор город сохраняет особую атмосферу старинного русского города.

История Православия на территории современной Липецкой области традиционно связывается с первыми веками христианства.

Неповторимый колорит в городе создают 13 храмов (10 из которых действующие: Соборный храм Вознесения Господня, храм Успения Пресвятой Богородицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Преображения Господня, храм Елецкой иконы Божией Матери, Великокняжеский храм, храм Казанской иконы Божией Матери и другие.

Ученик 6: В 1395г. Елец подвергся нападению 400-тысячной армии грозного Тамерлана, но дальше города захватчик не пошел, неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли. В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая «Елецкая» и ставшая одной из наиболее почитаемых святынь города, а в 1893г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

Ученик 7: Жемчужиной среди всех является Вознесенский Собор, построенный по проекту знаменитого архитектора Константина Тона в русско – византийском стиле. Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает ее вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое.

Игра с залом «Колокольный звон»

Учитель: А сейчас мы устроим с вами колокольный звон.

Зрители делятся на три команды.

Первая команда будет большим колоколом. Вам нужно звонить низко, гулко, медленно - «Бум! Бум!».

Вторая команда - средний колокол. «Бим-бом! Бим-бом!» Ваш звук должен быть более высоким.

Третья команда - маленькие колокольчики - тоненькие и звонкие. «Дзынь-ля-ля! Дзьшь-ля-ля!»

Начинает большой колокол, к нему по очереди присоединяются остальные. Ведущий выступает в роли дирижёра. Задача каждой команды - звучать в своём ритме и не сбиваться как можно дольше,

Учитель: (слайд 14) Золотая страница есть в истории Ельца. Шесть лет назад древнему городу было присвоено звание «Город воинской славы». 8 октября 2007 года в Кремле Президент Владимир Путин вручил делегации из Ельца грамоту о присвоении этого почетного звания. «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества», - говорится в соответствующем Указе Президента.

Елец вошел в летопись Великой Отечественной войны как город мужества и воинской славы. Именно после Елецкой операции советские войска перешли от обороны к наступлению на гитлеровских захватчиков.

Ученик 8: Далеко за пределами области, да и России, известны имена Тихона Задонского, Илариона Троекуровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, связанные с нашим краем.

Учитель: (слайд 15) Особую гордость испытываем мы за свой «русский Иерусалим» - город Задонск.

Ученик 9: Его святыни – три монастыря и десятки храмов. Возникнув как слободка Тешевка, при основанном в начале XVII столетия Богородицком мужском монастыре, Задонск получил статус города в 1779 году благодаря деятельности святителя Тихона. В настоящее время многочисленных паломников привлекают следующие святыни Задонска: Рождество - Богородицкий мужской монастырь, Богородице – Тихоновский Тюнинский женский монастырь, Свято – Тихоновский Преображенский женский монастырь, Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и другие.

Ученик 10: Наша область богата и знаменита своей природой. (слайды16-17)

«Га́личья Гора́» - государственный в центре Северо-Донского ботанического района. Крупный региональный научно-исследовательский центр, который имеет шесть участков-кластеров, представляющих наиболее ценные природные объекты верхнего - Галичья Гора, Морозова гора, Воргольские скалы, Воронов камень, Плющань, Быкова шея.

Заповедник известен своей необычайно богатой растительностью и уникальной . Скалы, , и , нагорные березняки и , входящие в состав заповедника, образуют пёстрые растительные группировки и являются природы этого района центральной России.

В заповеднике в был создан питомник редких видов хищных птиц, занесённых в .

Игра с залом «Ипподром»

Учитель: показывает действия, зрители повторяют. Скачут лошади - топот ногами.

Скачут по болоту - с помощью щёк и рук имитируют чавканье. Скачут по грунтовой дороге - кулачками ударяют в грудь, произнося: "a-a-a" ,

Барьер - хлопок ладонями по коленям. Двойной барьер - два хлопка по коленям.

Дамы вздыхают - девочки произносят «Ах».

Гусары отвечают - мальчики произносят «Ух»

(звучит песня (слайд 18) «Край родной» в исполнении Кузьминой Екатерины и Амзоян Тэли.

И песни, песни, Русские песни слышны.

Из деревенских окошек

Смотрит на нас старина,

И песня, песня, Русская песня слышна.

Станет сильнее, чем прежде

Наша родная страна

И песня, песня, Русская песня слышна.

Ученик 8: (Слайд 19) Огромная роль в культурном наследии Липецкой области принадлежит нашей малой Родине. Тербуны - районный центр в юго-западной части Липецкой области. Село Тербуны - Родина губернатора Липецкой области Олега Петровича Королёва. Численность населения по итогам всероссийской переписи 2010 года - 7 313 человек (рост +4,5% к показателям 2002 года). Площадь территории - 400 гектаров. Географически Тербуны равноудалены от областного центра - Липецка и столицы Черноземья - Воронежа на 124 километра. Тербуны основаны в 1897 году как станция юго-восточной железной дороги. Основатели возникшего здесь поселения - купеческие семьи из расположенных неподалёку городов - Ельца и Ливен. С момента основания поселок достаточно быстро развивался. В 1928 году он уже стал центром административного района. По переписи 1926 в Тербунах насчитывалось 145 дворов и 613 жителей. По версии краеведа А. Голубева, слово «Тербуны» произошло от древнерусского глагола «теребити» - теребить, отбивать волокно от стебля. На смоленщине Теребунами называли теребильщиков льна, а поскольку село Тербуны (ныне Вторые Тербуны) основали служилые люди из-под Смоленска, то и в название села они вложили один из основных видов своего крестьянского ремесла - возделывание льна, его первоначальную обработку после уборки.

Ученик 9: В последнее время в Тербунах активными темпами ведётся промышленное строительство, идёт образование особой экономической зоны регионального уровня. Построено фармакологическое производство ООО «Рафарма», солодовенный завод «Очаково» и «Тербунский гончар».

Ученик 10:(слайд20) Наша Тербунская земля - Родина девяти Героев Советского Союза, двух Героев Социалистического Труда, двадцати трех кавалеров ордена Трудового Красного Знамени, десяти кавалеров ордена Ленина и тысяч простых тружеников, ежедневно приносящих пользу родной земле.

Учитель: (слайд 21) На территории района расположены ландшафтно-геологические памятники природы. Тербунские песчаники, «Конь-Камень» близ села Покровка, песчаники реки Олымчик, Апухтинские песчаники, Ландшафтный памятник – Романов лес; дендрологические памятники: парк в с. Тульском и парк в с. Борки.

Ученик11: ( слайд 22) Главная достопримечательность района - усадьба великого князя Андрея Владимировича Романова в селе Борки, которая является единственным во всей Липецкой области памятником архитектуры, который выполнен в стиле английской готики. Архитектором этого дворцового ансамбля, построенного в 1902-1903 годах, является Александр фон Гоген. Усадебный комплекс создавался для князя Андрея Романова, который выкупил эту усадьбу у Офросимовых в 1901 году. Андрей Владимирович Романов никогда не жил в этой усадьбе, но неоднократно посещал село Борки. Нередко он приезжал сюда в компании Матильды Кшесинской – примы - балерины Большого театра. В 1906 году усадьбу выставили на торги, а в 1915 году она была куплена купцом Шереметьевым. После октябрьского переворота этот комплекс национализировали, и здесь был организован Дом детей. В 1941 году в замке случился пожар. Его реставрация была проведена в 1954-1956 годах.

До нашего времени сохранился замок и хозяйственные пристройки, выполненные в готическом стиле. Теперь здесь планируется провести реконструкцию комплекса и разместить там гостинично - развлекательный комплекс.

Ученик 12: (слайд23) Одним из архитектурных памятников регионального значения является церковь Вознесения Господня, которая расположена в селе Бурдино. Построена она в конце восемнадцатого века. В 65-м году девятнадцатого века при церкви была организована приходская школа, которая изначально была двухклассной. Также при обители действовал мужской, а потом и женский монастыри.

Ученик 13 : (слайд24) На территории сельского поселения Озерский сельсовет на границе села Озерки и деревни Каменка есть мемориальный комплекс, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Чтец 4: «О любимом крае»

1.Мой край любимый и родной,

Как самый чистый, яркий, молодой -

Он мне запомнился такой!

В душе моей оставил светлый след,

Воспоминания приятных мгновений прошлых лет.

Я здесь родился, вырос и влюбился

В его цветущие поля и необъятные зеленые луга,

В его великие старинные леса

И вечно голубые небеса.

На отдаленном берегу

Таинственном, песчаном, одиноком

Я созерцаю красот, подаренную богом

Волны ласкают берега,

Как мать свое дитя.

Наша река - божественная красота!

И воздуха чище нигде не видел в жизни я.

Наш край приветствует любого,

Кто ценит красоту, культуру и историю его.

Ученик 14:(слайд 25) Мое родное село известно со второй половины XVII века. Ранее носило названия - Алы́мец, Олы́мчик (по названию реки), с конца XVIII века до 1918 года - Царёво. Расположено на реке Олымчик в 3 км восточнее устья. К селу прилегает остановочный пункт 513 км открытой 1 октября 1897 году железной дороги Елец - Касторная. Внутренне село разделено на сотни (на казацкий манер). В последней четверти XVIII века в селе открыта земская школа, а в 1912 году - фельдшерское учреждение. В сентябре 1918 года по предложению местной ячейки РКП (б) Царёво было переименовано в Урицкое в честь участника Октябрьской революции М. С. Урицкого, убитого 30 августа 1918 года. В селе действует молельный дом святого великомученика Димитрия Солунского.

Ученик 15: (слайд 26) По приказу царя Иоанна 4 в 1571году были выставлены сторожи по Белгородской засеченной линии. Одной из этих сторож на 60 версте от Ливен было стороже в устье реки Олымчик и называлось селение Алымец. От сторожевого поста само селение располагалось в 5 верстах. Сразу же, как только казаки прибыли на поселение, они построили дубовую церковь во имя Дмитрия Солунского, о чем в Воронеже в писцовых книгах за 1600 год написано. Затем были построены два придела. Один святым женам Мироносицам, другой – предтече и крестителю господню – Иоанну.

В 1695г. Идя в 1-й Азовский поход Петр 1 останавливался в с. Алымец и по его приказу были построены 60 домов связей, мельница и каменная церковь Дмитрия Солунского с тремя престолами. В 1913г. Население прихода составляло 5154 человека. Иконы в храме были в золоченых окладах. Вокруг села Царево было расположено 7 дворянских гнезд. Дворяне делали большие пожертвования храму. Служил в храме священник Василий Солнышкин.

Ученик 16(слайд 27) Мое родное село - Родина двух Героев Советского Союза Сотникова Александра Тимофеевича и Шепелева Николая Гавриловича, Героя Социалистического труда Букина Михаила Афанасьевича, почетного гражданина Тербунского района Кузнецова Сергея Ивановича.

Учитель: Каждый город, село нашей области интересны и самобытны по-своему, но всех нас объединяет чувство гордости за родной край. Чувство родины – самое естественное из всех человеческих чувств. Невозможно жить и не прикоснуться сердцем к родным местам. И пусть каждый из вас любит свой край за рассветы и закаты, белоствольные березки и русские песни, словно чистые родники.

Звучит песня «Живи, родник живи» в исполнении Титовой Ольги, Семенцова Ивана, Кузьминой Екатерины, Амзоян Тэли. (слайд 28)

1. Поёт день и ночь

В сторонке родной

Заветный родник лесной.

Воды во Вселенной всей.

Я помню, в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня,

Чтоб напоить меня.

Припев: Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и легка,

С неё началась река.

Слышен в любой дали,

Припев : Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Учитель:- Ребята, можем ли мы гордиться своей малой родиной, своей областью? (Ответы детей)

(Представление рисунков «Люблю тебя, мой край родной»)

Учитель (слайд 29)

«Любить свой край, знать его особенности,

его богатства, его историю-

на этих лучших чувствах к родным местам

и воспитывается подлинный патриотизм….».

М. И. Калинин

« Мой дом – Россия»

1 .Я выйду за город - крапива колется,

Поёт соловушка над головой,

И машет ветками моя околица,

И пахнет клевером в степи живой

Уеду за море на зиму целую -

Полюбопытствовать в чужом краю,

И те же самые берёзки белые

От удивления не узнаю

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

2. По лужам высохшим плывёт вразвалочку

Моих корабликов бумажный флот,

Мне детство давнее бросает чалочку,

И мама с улицы домой зовёт...

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

Живи, родник, живи

1. Поёт день и ночь

В сторонке родной

Заветный родник лесной.

И нет холодней, и нету вкусней

Воды во Вселенной всей.

Я помню, в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня,

Как будто ковш мне протянула,

Чтоб напоить меня.

Припев: Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

2. Вода родника - живая вода,

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и легка,

С неё началась река.

А мне всегда родник бессонный

Слышен в любой дали,

Словно звучит с глубин бездонных

Припев : Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

1. Солнечным светом залитый край родной,

Где наклонились ракиты над рекой.

Где перекатные плески так нежны,

И песни, песни, Русские песни слышны.

И песни, песни, Русские песни слышны.

2. Что нам осталось в наследство?- Красота.

Выткали руки кудесниц кружева.

Из деревенских окошек

Смотрит на нас старина,

И песня, песня, Русская песня слышна.

И песня, песня, Русская песня слышна.

3. Мы пронесем в нашем сердце сквозь года.

Верность любимой отчизне навсегда.

Станет сильнее, чем прежде

Наша родная страна

И песня, песня, Русская песня слышна.

И Русская песня, будет повсюду слышна.

ГБОУ Гимназии № 261 Кировского района Санкт-Петербурга.

Методика организации и проведения « Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Русь, Россия, Родина моя…»

Данная композиция посвящена Дню Конституции Российской Федерации. Подготовка начинается за месяц до проведения. Учащимся даётся задание подобрать стихи, рассказы, музыкальные произведения по теме, написать плакаты, создать презентацию. В композиции уделяется внимание просторам родной страны, её природе, некоторым вехам истории России.

Литературно- музыкальная композиция предназначена для учащихся 1-5 классов.

Место проведения: актовый зал.

Цели и задачи:

· воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства прекрасного;

· развитие художественных способностей: умения слушать, сопереживать.

Оформление: на сцене плакат: «Человек должен с детства, со школы, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землёй в мире, которую зовут Родина». Н. Тихонов.

Подготовка.

1. Подготовка сценария.

2.Распределение ролей.

3.Работа над выразительным чтением.

4.Оформление сцены.

5.Подбор музыкального сопровождения.

6. Создание презентации «Русь, Россия, Родина моя…»

7.Привлечение родителей учащихся к подготовке и проведению мероприятия.

Ожидаемые результаты:

Данное мероприятие способствует воспитанию у детей умения слушать, запоминать, расширяет их кругозор, даёт чувство осмыслённости, чувство гордости за своих отцов и дедов, заставляет иначе относиться к себе, к своему опыту, труду, позволяет испытать высокие положительные эмоции.

После проведения литературно-музыкальной композиции среди учащихся 1-4 классов были проведены конкурс чтецов на тему «Люблю тебя, Родина светлая» и конкурс рисунков «Мой край родной».

Ход сценария.

Световое оформление: в зале свет погашен, на сцене слабое освещение.

Музыкальное оформление: звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

В глубине сцены стоят учащиеся. Демонстрируются слайды презентации «Русь, Россия, Родина моя…»

1-й чтец: Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокурых берёз,

И эти студёные реки,

У плеса которых ты рос,

2-й чтец: И тёмная роща, где свищут

Всю ночь напролёт соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои,

3-й чтец: И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в Андреевских звёздах,

В высоких седых париках,

4-й чтец: И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола…

5-й чтец: И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,

6-й чтец: И ливни – такие косые,

Что в поле не видно ни зги…

Всё это – Россия…

1-й ведущий: Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная предками. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал свои первые радости и неудачи.

7-й чтец: Тихая моя Родина!

Ива, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои!

Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз,

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя Родина,

Я ничего не забыл.

Школа моя деревянная…

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь…

Пауза, показ слайдов.

1-й чтец: Только вдумайся,

Вслушайся

В имя – «Россия»!

В нём и росы,

И сияние,

2-й чтец: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы. Разливы рек. Степей необъятный простор.

Это – Россия.

3-й чтец: Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки.

Это – Россия.

4-й чтец: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след.

Это – Россия.

5-й чтец: Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом!

Это тоже Россия!

6-й чтец: Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: «Россия!»

7-й чтец: Мать Россия моя,

С чем тебя мне сравнить,

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

8-й чтец: Мать Россия моя,

Соловьиный рассвет,

Ранил душу мою

Твой берёзовый цвет.

9-й чтец: Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя, Родина светлая!

Учащиеся исполняют песню «Гляжу в озёра синие…» под аккомпанемент (гитара).

1-й ведущий: О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивлена ты: озёрами светлыми, реками многоводными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, сёлами красными, садами обильными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами гордыми – всего еси исполнена земля Русская!

2-й ведущий: Россия степная, Россия озёрная,

С ковыльной бескрайнею стороной,

Россия холмистая, мшистая, горная,

Ты вся дорога мне! И всё же, бесспорно, я

Всех больше люблю тебя вот такой!

Такой: с иван-чаем, морошкой хрусткой

В хмельном и смолистом твоём краю,

С далёкой задумчивой песнею русской,

С безвестной речушкой в лесном краю.

3-й ведущий: Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

4-й ведущий: В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству, о наших прадедах, погибших под Москвой и Астерлицем,

1-й ведущий: на Кавказе, в Крыму, на Литовском рубеже или ещё прежде того, на поле Куликовом, на Сапун-горе, на Калке,

2-й ведущий: на неисчислимом множестве иных великих и малых рек, и полей, и холмов –

3-й ведущий: так что, пожалуй, без хотя бы капли крови, пролитой прадедами, нет, не наберёшь и горсти земли на просторах Великой России..

Пауза, показ слайдов.

1-й чтец: Отнимите и соль, и ковригу,

Поселите в худом шалаше,

Только дайте мне русскую книгу,

Дайте русскую песню душе.

Дайте звуком Отчизны напиться,

Где слышны и стрижи, и шмели.

Да икону ещё – помолиться

За спасение русской души.

2-й чтец: Я – русский! Спасибо, Господи!

Я - поле. Бабушкин крест.

Я – избы Рязанской области,

Я – Троица и Благовест.

Я – русский! По самое горлышко,

Во веки веков. Насквозь.

Я – лебедя белого пёрышко.

Я – воина павшего кость.

В сегодняшней склоке и подлости

Всем бедам своим назло:

Я – русский! Спасибо, Господи!

Другого мне не дано.

3-й чтец: Завтра России – счастье России россыпи!

4-й чтец: Дай ты ей, Господи, ласковой сини радуги!

5-й чтец: Дай ты ей, Господи, грустной России радости.

6-й чтец: Пусть же её осеняют кровли музами!

7-й чтец: Пусть ничего ей не слышится, кроме музыки!

8-й чтец: Света тебе и радости,

9-й чтец: Мира и благоденствия,

1-й чтец: Верных друзей, хороших,

2-й чтец: Солнечных дней в судьбе.

Все вместе: Желаем тебе, земля моя,

3-й чтец: Высокого неба ясного

Все вместе: И счастья желаем тебе!

Исполняется гимн Российской Федерации.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6

Разработала:
Муженская Валентина Николаевна,учитель ОПК

Сценарий
литературно­ музыкальной композиции
«Милый сердцу уголок»
Чтец:
Поля да овраги, луга, перелески,
Люблю тебя с детства мой край деревенский
Зимою село утопает в сугробах
Весной ­ в белой пене садов и черемух
А летом­ вокруг золотая пшеница
Ну как мне в такой хуторок не влюбиться.
Звучит гимн х Маркин
(исполняет вокальная группа)
Гимн
1
На земле Донской
Есть хутор небольшой,
Хутор небольшой,
Но сердцу дорогой.
Припев:

Я люблю тебя, мой золотой
2.
Здесь хлеба растут,

Здесь сады цветут,
И в почете тут хлебороба труд
Припев:
Милая земля, хуторочек Маркин,
Я люблю тебя, мой золотой
3.
На земле родной,
Здесь живут со мной
Как одной семьей
Весь наш народ простой
Припев:
Милая земля, хуторочек Маркин,
Я люблю тебя, мой золотой
Звучит музыка « Гляжу в озера синие»
Выходят казак и казачка. Музыка смолкает.
Звуки природы(на фоне журчания ручья, пения птиц).
Инсценировка (казак и казачка)
Она: Ой, заря ноне ясная. Тихо ­ то как, и ковыль не шолохнется.
Он: Глянь, глянь, как рыба в реке играить.
Она: Красиво­ то как! Люблю я наш край.
Надысь слыхала я, что казаков за хорошую службу землей одаривать будут
Он: Верный закон. Вот послушайте, люди добрые, приказ атамана нашего
(зачитывает указ):
От 28 мая года 1835 утвердил государь­ батюшка Николай 1 закон «Об
улучшении в земле Войска Донского юртовых довольствий и о наделении
помещенных крестьян землёю».Наградить казака станицы
Бессергеневской Маркова наделом земли на берегу полноводной реки
Кадамовка.

Она: Название хутора произошло от фамилии казака Маркова, который заложил
хутор в этих живописных местах.
Песня («Над родимой степью» Исполняет вокальная группа).
Чтец:
Я счастлив, что в хуторе Маркин родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю:
Мой хутор ­ частичка великого края!
Чтец:
Куда ни глянешь – светится хрустальная роса,
В малинниках, в орешниках – всех сказок чудеса.
На эти дали дальние смотрю – не насмотрюсь,
На все четыре стороны – ромашковая Русь.
Чтец:
Малая Родина или большая ­ все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, ­ все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.
Чтец:
Для России наш хутор – частица,
А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем
Звучит музыка «С чего начинается Родина.»
Участники уходят, на сцене ведущие.)
Чтец. (читает под музыку).
Родина! Нет ничего дороже тебя. Разве существует что­либо не только
более дорогое, но и более священное, более возвышенное, чем Родина. Она
подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всем,
что живу, дышу, учусь я обязана ей одной – моей прекрасной Родине. Но
всякое дерево имеет корни, которые его питают и связывают с землей.
Это наша история, наши деды и прадеды, их дела, молчаливо живущие
рядом с нами. Это славные имена сыновей и дочерей моего хутора.
Чтец:
Уж так заведено годами,
И дальше так тому и быть,
Минувших лет святую память
Мы будем бережно хранить.
Звучит музыка «Риорита»
Дети прогуливаются парами.
Танец прерывается сообщением о начале войны:
Левитан. Начало войны.(звучит голос за кадром).

Под музыку «Вставай страна огромная» выходят солдаты (маршируют
несколько раз по кругу, читают стихи.)
Чтец:
В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость,
Над страною дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! В грозные годы войны
Присягают на верность твои боевые сыны
.
Звучит «До свидания, мальчики».(На фоне музыки).
Чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Звучит музыка «То не ветер ветку клонит»
Сценка.(выходит скорбящая женщина­мать. На фоне музыки звучит стих)
Р.Рождественский «Реквием».
Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь -

не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной,
сын, не возвращаешься? Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою...Отзовись,
моя кровиночка! Маленький. Единственный...
Белый свет не мил. Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!Зернышко мое,
Зорюшка моя. Горюшко мое,-где ж ты?
Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою...
Не хочу я ничегошеньки -только сына
милого. За лесами моя ластынька!
За горами - за громадами...Если выплаканы
глазыньки -сердцем плачут матери.
Белый свет не мил. Изболелась я. Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое,-где ж ты?
Звучит колокольный звон.(уходит со сцены)
Танец журавлей
(Девочки в белых платьях и накидках кружатся с бумажными голубями)
Презентация. Слайды о ветеранах.
Левитан.Конец войне
Голос за кадром (слайд: вечный огонь):
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт, и на веки ничто не забыто.
Звучит музыка «Широка страна моя родная»
Выходят чтецы

Литературно-музыкальная композиция. « Я люблю тебя, моя деревня»

Данная литературно-музыкальная композиция может быть использована на уроках мужества? открытых воспитательных мероприятиях, выступлениях коллективов в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.

Участниками данной композиции являются учащиеся 5-6 классов.

Цель и задачи:

Цель: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, воспитание в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Задачи:

Приобщение детей, подростков, молодежи к патриотическим и историческим традициям культуры своего Отечества;

Воспитание обучающихся и воспитанников в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Формирование нравственных чувств и эстетических потребностей детей и подростков через работу над уровнем репертуара;

Выявление и поддержка талантливых детей и подростков, реализация творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер

Песня «С чего начинается Родина»

(под медленную мелодию дети начинают читать стихи)

1 чтец . Откуда начинается Россия

С Курил? С Камчатки или с Командор?

О чём грустят глаза её большие

Над камышами всех её озёр?

2 чтец . Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью. В том её звезда.

И в этом каждый видит своё счастье.

Она горит и светит нам всегда.

3 чтец. Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

1 чтец . Наша большая Родина – Россия. Эти строки – о ней. А малая родина у каждого своя. Край дремучих лесов, край невиданных рек…-это всё она, уникальная земля Суксунская. А малая частица её деревни Агафонково и Бердыкаево.

2 чтец : Каждую малую ветку,

Каждый цветок над ручьем

Мы Родиной нашей любимой,

Родиной малой зовем.

Может быть, красивее,

Может быть, счастливее,

Может быть, богаче

Где-то есть края.

Только нет милее,

Только нет роднее

На земле деревни,

Чем моя.

Ведущий : Родной край! Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали опознавать окружающий нас мир.

(Звучит тихо музыка П. И. Чайковского и учащиеся рассказывают стихи.)

1 чтец : Родина наша малая-

Там, где родился и рос

Связаны с ласкою маминой,

С лепетом белых берёз.

2 чтец: Родина наша малая-

Там, где в тяжёлый год

Сердце наше усталое

Чуточку отдохнёт.

3 чтец: Родина наша малая-

Там, где в прощальный час

Зори восходят алые,

Добром, провожая нас.

(Исполняется учащимися песня «Наш край». Слова: А. Пришельца. Музыка Д. Кабалевского )

4 чтец. Деревня Агафонково и Бердыкаево – это край, где мы родились. Здесь наши корни, здесь наша семья. Здесь, мы сделали первые шаги. Эти деревни самые отдаленные деревни нашего района. История этих деревень тесно связана. Возникновение деревни Бердыкаево официально зафиксировано в 1675 году, тогда она впервые появилась на карте Кунгурского края. По переписи Кайсарова на месте теперешней деревни Бердыкаево стояли 3 юрты. Выходит деревне Бердыкаево не менее 400 лет. История возникновения деревни Агафонково связано 1670-80 ми годами. По переписи 1811 года, на карте появляется деревня Агафонково, но дворы числятся в деревне Бердыкаево. По переписи 1869 года волостной центр находится в деревне Агафонково, которая вышла из состава деревни Бердыкаево. Родоначальником деревни Агафонково считается дед Агафон. Дед его, Енаруш Кунилев, жил в соседней юрте, рядом с Бердыкаем Кобеняковым. По описанию родовых знаков - они с одного рода. Деревня Агафонково расположена на живописном берегу реки Сылва.

1 чтец. У каждого листочка,

У каждого куста

Есть главное на свете

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей,

Нет реченьки милей

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились

Где радостно живём,

Края свои родные.

Мы Родиной зовём.

5 чтец. Самым любимым местом в моей деревне для меня является мой родной дом.

Все дороги ведут сюда

В мой родительский отчий дом

В этом доме всегда весна.

Мне не надо красивых хором

Мне не надо чужих земель

Этот дом – это всё для меня

Громче всех здесь поёт капель

И свежее всех, после дождя.

Песня «Родительский дом»

Ведущий 1. В 1928 году в деревне возник колхоз, которому были отданы лучшие земли крестьян. Первым колхозом в деревне был колхоз «Игенче» , который состоял из 15 хозяйств. На весь район славилась молочно-товарная ферма- победитель областного соревнования. Передовые доярки в 1958 году занесены в областную Книгу Почета. в 1964 году колхоз поменял название на колхоз «Агафонковский» В 2000 году проведена реорганизация колхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив, из-за развала экономики в области, районе, в деревне. Но деревню это не спасло.

Чтец 2. Я люблю тебя моя деревня

За твои прекрасные поля,

За колосья золотого цвета

И за блеск журчащего ручья.

За пруды поросшие травою,

За леса зеленые твои.

Я ищу в них вечного покоя

Трогая рукою ковыли

Чтец 3. В 1941 году на нашу Родину обрушилась беда: началась Великая Отечественная война. На фронт из нашей деревни ушло 255 человек. Наши деревенские жители не остались в стороне: они храбро воевали, сражались на разных фронтах, многие были ранены, 155 человек остались на полях сражений. В 2015 году вся страна отметит 70-летие Великой Победы. А в нашей деревне остался лишь один ветеран Великой Отечественной войны – Мусабикова Гульшира. .

Читаю короткие сводки:
Мол, фронт – без особых боев…
А мы подбираем пилотки,
Свалившиеся с голов.
Винтовки вздымаем круто.
Грусть сыплется с желтых берез…
И девушка-санинструктор
Не просыхает от слез.

Чтец. В настоящее время на территории Агафонково находится школа, когда-то она была средней, а сегодня она – филиал Тисовсой школы- в школе обучаются всего 12 учащихся, и 10 дошкольников группы кратковременного пребывания., а когда –то и она славилась своими учениками.
Звучит тихая мелодия, на фоне которой ученик читает
стихотворение.
Маленький кусочек от России –
Деревушка милая моя,
Многих ты в полях своих взрастила,
Отпустила в дальние края.

Отпустила, снова не вернула,
А сама осталась уж не той.
Маленький кусочек от России,
Я вдали – душа моя с тобой.

По деревне бродят только бабки,
Нет ребят и маленьких внучат,
Не дежурят ночью по порядку,
Колотушки ночью не стучат.
Некому стеречь и от пожара
Да и слова некому презреть.
Маленький кусочек от России
Неужели может умереть?

Некому в полях пахать и сеять,
Некому картошку убирать,
Некому, друзья мои, поверить,
Что деревня может умирать.

Не могу, но все идет к кончине,
Если только молодежь опять
Не вернется в край, где нас учили
Сеять, жать и поле убирать.

Песня «Деревня моя»

Ведущий.
Любовь к малой Родине – это не пустые слова. Не хочется верить, что может исчезнуть наша маленькая и такая дорогая для нас деревня. Но в наших силах изменить все и сохранить самое дорогое – малую Родину.

Ведущий : Нельзя не гордиться краем, в котором ты живёшь.

Моя любимая родная деревня

Ты на свете живешь много лет.

Для меня ты красива, и дорога.

Зажигается в окнах свет.

Полевые твои цветочки

Я готов целовать всегда

Обнимать лесные берёзки

Видеть речки родной берега.

И никак нельзя позабыть

Твой сладчайший запах сирени,

Шепот листьев, просторов синь,

Звон весенней первой капели.

Ты мне нужна–

Как небу, солнце

Ты мне нужна –

Как рыбе, вода.

Ты мне нужна

Как свет в оконце

Я любить тебя буду всегда.
Ведущий: Малая Родина… Деревня, где вы родились, где живут ваши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома. Все это нужно сберечь и сохранить, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.