О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. Духовный нравственный человек Мораль и духовность соотношение понятий

Часто духовность путают с нравственностью. Между тем это достаточно разные, хотя и пересекающиеся понятия.

По-настоящему духовный человек - это, прежде всего, человек совести, живущий по ее четким и ясным законам. Причем жизнь эта предельно искренна, в ней отсутствует двусмысленность и лукавство. В духовности нет и не может быть двойного дна. Или она есть, или ее - нет. Духовное начало утверждает приоритет духа и Высшего Начала в человеческой жизни. Подлинная духовность неотделима от религиозности. Она соединяет человека с Богом, заставляет нас добровольно следовать Его высшим императивам.

Нравственность - понятие менее онтологическое. Она - нечто более внешнее, чем внутреннее, и допускает актёрство, исполнение роли, подделку, притворство. Иногда человек входит в придуманный самим собой высокий нравственный образ и срастается с ним настолько, что все начинают верить в этот созданный имидж. Пример: один врач безотказно шел навстречу всем просьбам людей, ехал к больному ночью на край света, безвозмездно снабжал медикаментами, давал советы.

И только старенький священник, который исповедовал врача, знал, что он делал все это из тщеславия и славолюбия.

Так что часто внешне наш ближний - без пяти минут святой. На деле - хуже дьявола.

Некоторые скажут - ну и что? Главное, что человек помогал ближним и творил добрые дела. Объективно же это хорошо? Хорошо! А чего там копаться в его душе и выискивать никому не нужные нюансы? Мало ли что там у кого в душе творится? А сделанное добро - оно и есть добро. И удел таковых - стопроцентный рай.

Святитель Игнатий Брянчанинов, известнейший русский подвижник и богослов, как-то сказал приблизительно следующее: если бы человек оправдывался только от своих добрых сердечных дел, то приход Христа был бы не нужен. И действительно, мало ли добрых людей жило в века минувшие. Были и такие, что добром своим покрывали многие дела и нынешних христиан. Спасали кого-то в пожаре, подавали хлеб голодному, отдавали нищему последнюю рубашку, помогали вдове вспахать поле и прокормить её детей. Ещё на египетских гробницах были надписи: «Я никого не убивал, не исторгал слёз, не издевался над стариком, не огорчал отца, ублажал мать, делился хлебом с голодным, освобождал слабого от сильного в пределах своих возможностей, делал полезное правителю и говорил ему истину, не обижал вдовы, давал лодку для переправы на другой берег Нила. Потом я умер».

Однако весь коллективный опыт человечества показывает, что люди по всем своим параметрам настолько пали, что без помощи свыше им уже никогда не подняться. Наша жизнь - тому свидетельство. Хотим добра - а делаем зло. Вся история - сплошная череда лукавства, обмана, войн, насилия и жестокости. Редкие годы перемирия - и всё опять повторяется сначала...

Так вот - относительно человеческого добра: оно всегда соединено с какими-то тонкими страстями и эмоциональными состояниями, живущими в нас. Делая добрый поступок, мы, сами того не замечая, часто совершаем его по определенным мотивам - из тонкого тщеславия, из-за желания услышать похвалу, или оттого, что не хотим чьего-то осуждения, или же, наоборот, делаем добро только с тем, чтобы ненавистный проситель от нас раз и навсегда отстал. В общем, поступаем мы как люди, в душе которых добро и зло перемешаны так, что порой мы и сами-то не понимаем, ради чего мы делаем что-то именно так, а не иначе.

А бывает и по-другому. Человек совершает добрые поступки из откровенно меркантильного расчета, надеясь на благодарность и вознаграждение со стороны того, кому он благодетельствует. Навещает, к примеру, одинокого старика, приносит ему еду, убирается в его квартире, а в сердце уже бодро оформляет ее на себя в знак награды за свои труды.

Господь требует от нас бескорыстия и самопожертвования. Ведь если рассудить здраво, сам по себе человек не может и шагу ступить без Высшего Начала, которое дает ему и дыхание, и силы, и саму жизнь. Причем даруется это все совершенно безвозмездно, на основе великой и всеобъемлющей любви. Того же ожидает Дающий благо и от человека. Поэтому всякое добро, неочищенное от эгоизма и амбиций, от расчета и мамоны, не принимается Богом, и Он не считает подобные дела проявлением нашей любви к Нему. Так что просто добрые дела не спасают - необходимо сначала рассмотреть их составляющие и понять движущие мотивы. Спасителен не труд, а рождающееся от него смирение и трепет перед Высшим Началом, дарующим нам все благое. Так ученик, удачно сделавший что-то, благодарит не себя, а своего учителя. Без этой вертикали добрые дела всегда несут в себе неизбежные темные фрагменты, ложку дёгтя.

Приведу еще один пример. После войны во многих школах работали военруки, которые вели уроки по военному делу. Часто это были фронтовики, прошедшие бои Великой Отечественной, получившие ранения и медали «За отвагу». Они, как правило, не имели семьи и жили целиком интересами школы и детей. В коммунальной квартире у них был свой угол, где они спали и видели тревожные военные сны. Это были настоящие герои. Итак, допустим, один из них постоянно занимался со школьниками, учил их владеть оружием, требовал от них высокой морали, мужества и настоящей мужской дружбы. Более того, учил рыцарскому отношению к девочкам, пропадал с ребятами в игре «Зарница» - короче, был для них настоящим отцом и авторитетнейшим воспитателем. И вот наряду с идеалами добра и гуманизма, которые этот военрук закладывал в души ребят, он говорил им, что все попы - жулики, что никакого Бога нет и быть не может и что все церкви надо позакрывать. Его слова, без сомнения, ложились на душу ребят как руководство к действию. Они вырастали решительными и мужественными, работали не за страх, а за совесть, поддерживали слабого, защищали женщин... и вместе с тем становились идейными богоненавистниками и искренне считали, что борьба с религией - одно из наиважнейших и полезнейших дел в их жизни.

Вопрос: нравственен ли был тот военрук?

Попробуйте-ка честно ответить.

Есть сколько угодно людей вежливых, уступающих тебе дорогу, отличающихся человеческой порядочностью, высокими принципами, преданностью в дружбе и готовностью помочь в беде, но при этом неверующих. Высшее Начало они не признают и считают излишним. У них и так все хорошо. И вот вопрос - спасительна ли для них их нравственность, полезна ли она?

В отношении временной пользы - очевидно.

А вот насчет спасительности - сказать крайне сложно. Такая нравственность ограничена в своем совершенстве и постепенно деградирует, ибо подпитывается, как правило, только человеческим честолюбием и славолюбием, которое не имеет поддержки свыше. Автономное начало в человеке имеет свои пределы. Чтобы восполнить потраченную энергию, ему нужна пища извне. Чтобы творить дела любви и порядочности, он нуждается в духовной поддержке. Сам из себя, как существо ограниченное, он получить ее не может. Отсюда - и постепенная деградация нравов у таких «автономных» людей. На деле их состояние - исключительно проблемное. Достаточно в чем-нибудь покритиковать их, пусть и предельно доброжелательно, - и вы тотчас увидите, как слетят с них все миловидные маски, и они покажут свое истинное лицо. Как писал тот же святитель Игнатий Брянчанинов: «Делатель правды человеческой (то есть формально нравственных поступков - ред.) исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения... ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных» (Собрание сочинений свт. Игнатия, т. V, с.47).

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", которое можно перевести как "нрав", "обычай", "характер". В этом плане слово "нравственность" является своеобразной калькой слова "мораль". И неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова "мораль" и "нравственность" употребляют как синонимы. Мораль представляет собой довольно сложное явление. Рассмотрение различных граней этого явления будет осуществляться на протяжении всего курса. Сейчас же попытаемся дать самое первое, во многом предварительное понятие морали для того, чтобы иметь какие-то исходные позиции для анализа последующих вопросов. В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подобное определение выявляет специфики морали, ибо таким же образом можно охарактеризовать и право, и требования санитарии, и правила техники безопасности и др. Следовательно, прежде всего необходимо выделить специфику норм морали. Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опоздание на лекцию, бестактность и др.). Во-вторых, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов - уважай старших, не убий, не кради и т. д. Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, ибо, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, "оправдания" (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм может вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, ибо их потребовалось бы "несчетное" множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры - Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людёй. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - подчеркнуто сухо, холодно. Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное - смерть - с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации - скорее те исключения, которые подтверждают правило. Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей - жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. (Более подробно в последующих лекциях.) Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид, с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с Высшими Ценностями. Что такое духовность, о которой в последнее время много говорят? Пожалуй, наиболее четко эту проблему поставило христианство, которое, как правило, говорит о трехчастном строении человека: тело, душа и дух. Душа нередко "обслуживает" тело, устремлена на земные радости, радости общения с природой, другими людьми (душевность). Дух же всегда устремлен к Богу, к Высшему. У истинно Верующего человека, считают религиозные проповедники, дух господствует и над душой, и над телом. Если рассуждения богословов "перевести" на светский язык, то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.

#нравственность #духовность #общество

«Что толку тебе приобрести весь мир, если ты душе своей навредил?» (Книга Екклесиаста)

Это именно то, что происходит сейчас в нашем обществе - мы приобрели все, а душе своей навредили. У нас есть все мыслимые материальные и социальные блага, а душа стала пустой, грешной, безнравственной, бездуховной. Кризис, наступивший весьма вовремя, притормозил гонку потребления. Социологи пишут, что в докризисные времена среднестатистическая семья в России покупала продуктов в два, а то и в три раза больше, чем это было действительно необходимо.

Народ скупал бытовую технику, украшения, недвижимость и т.д. Материальные блага, комфорт, благоприятное социальное положение в обществе - стали главными ценностями. Поиск истины, совесть, нравственность - истинные - были отодвинуты на задворки общества. В древних буддистских текстах есть такое пророчество: «Наступят времена, когда общество достигнет наивысшего уровня эгоизма и бездуховности». Эти времена наступили. Эгоизм идет рука об руку с все возрастающим материальным потреблением, а замена духовных ценностей материальными создали бездуховный фон в обществе.

Посмотрите вокруг: , которая всегда духовна, заменена сексуальностью, бьющей вокруг, как грязный фонтан воды из-под земли. Сексуальность льется с экранов телевизоров, компьютеров, кинотеатров, концертных залов. Она во всем - в манере одеваться, вести себя в обществе, в поведении, в способах знакомства. А где слишком много сексуальности, там всегда в обществе увеличивается безнравственность. Однажды известный в Москве психолог давала интервью, в котором рассказывала, что чаще всего к ней приходят на консультацию молодые пары, прожившие в браке пару лет. Когда она начинает расспрашивать, почему в их молодой семье возникли проблемы, вырисовывается следующая картина.

Как правило, их основные занятия: секс, телевизор, компьютер и еда. И больше ничего…. Через год такой жизни, молодые уже не могут смотреть ни друг на друга, ни на телевизор. Уважительное отношение в обществе сменилось пренебрежением. Перестали уважать тех, кто умнее и опытнее, профессиональнее и интеллигентнее. Зато в обществе в культ возведены такие понятия, как «гламур», «cool», «крутой». Не уважают стариков, продолжительность жизни в стране снизилась, смертность людей преклонного возраста возросла, и они в поношенной одежде стоят в очередях в сберкассах и ищут акции по магазинам, чтобы купить макароны дешевле.

Не уважают детей, чьи неокрепшие души нуждаются в особом отношении. Их не воспитывают с терпением, а орут, поминутно одергивая. Мелькнула в Интернете небольшая заметка, что смертность младенцев до года за последние годы в России выросла вдвое. Откройте любой новостной портал в Интернете, оттуда на вас польется поток ужасной информации: в этом регионе России пьяный милиционер выкинул из окна жену и маленьких детей, в том регионе пропали девочки-школьницы - найдены убитыми, а где-то целая группа мальчишек ушли из дома и не вернулись - через неделю были обнаружены мертвыми в канализационном люке.

Трагичный перечень можно продолжать очень долго. Возьмем для примера Москву, этот огромный мегаполис, который моя дочь грустно назвала «городом, который выжигает сердца». TripAdvisor, американская консалтинговая компания, проводящая исследования в сфере туризма, составляет рейтинги крупных городов, которые основаны на мнении туристов, побывавших в них. Итак, Москва находится на 3 месте в категории «наименее дружелюбный город» и на 3 месте «самые плохо одетые жители». Компания Gallup проводила в течение 5 лет (2005-2009 гг.) в 155 государствах опрос, с целью выявить «самую счастливую страну» в мире. Респондентов просили оценить по 10-бальной шкале, насколько они довольны жизнью в своем государстве.

В это понятие входило: чувствуют ли люди себя уважаемыми, интеллектуально востребованными, здоровыми. Результаты опроса опубликовал сайт Forbes. Россия на - 73 месте, почетно заняв место после Коста-Рики, Бразилии и Панамы. На первых местах - скандинавские страны - Дания, Финляндия, Норвегия. Еще взглянем на статистику первого кризисного 2008 года, согласно которой, Москва - была на 1 месте среди всех столиц Европы по количеству убийств; стояла во главе рейтинга наиболее коррумпированных регионов России; была в двадцатке наиболее грязных крупных городов мира.

Думаю, что фактов приведено достаточно, чтобы создалась наглядная и грустная картина. Москва - центр России, стала одним из самых грязных городов мира, причем, как внешне, так и внутренне. Много роскоши и денег, много власти и шоу. Мало культуры и духовности, нравственности и порядочности. Каждый год в России, в Рождественскую ночь, передают по телевизору торжественное богослужение из Храма Христа Спасителя. Приходят все власть предержащие, самые влиятельные лица в государстве. Я тоже каждый раз включаю это красивое и праздничное зрелище.

Смотрю недолго - полчаса, от силы. До конца досмотреть никогда не могу. Почему так? Затянуто, чересчур пафосно и роскошно. А ведь Иисус Христос не был пафосным и напыщенным. Он мыслил божественно легко, говоря: «Будьте как дети, и тогда войдете в царство Божье». Он учил притчами и аллегориями. И умер на простом деревянном кресте. И когда увидел в храме торговцев, разгневался и стал выгонять их оттуда. А какова нынешняя религия? Не стала ли она похожа на тех же торговцев, торгующих верой человеческой во имя своих интересов?

Я уважительно отношусь к верованиям любых людей, будь то православные, лютеране, иудеи, мусульмане. Могу зайти в любой храм и чувствовать себя в нем комфортно, посидеть на скамье в лютеранской церкви, постоять возле икон в православном храме, прикоснуться к кресту в католическом соборе. Я уважаю веру, как одну из высших истин. К Богу ведет много дорог - и через Любовь, и через творчество, и через культуру, и через веру. Думаю, что любой человек может придти к Богу дорогой веры. Если ему в этом помогает религия, то можно сказать - слава Богу. Но несет ли нынешняя религия свет веры? А может быть, в ней стало слишком много догм и предрассудков? Поддерживает ли она нравственность в обществе? Развивает ли ее? Попробуем разобраться в этом вопросе. За последние два тысячелетия религия претерпела не так уже много изменений. Незыблемость своих норм и правил - это то, что все основные религии мира стараются, во что бы то ни стало, сохранять. Когда пытаешься говорить с кем-то из «святых отцов», то наталкиваешься на стену упрямства и догматизма. Приведу пример из одной своей беседы. Спрашиваю: «А

почему в Святой Троице есть Бог, Святой Дух и Бог-сын? Но ведь Бог и Святой Дух - едины, так может быть, святая Троица должна выглядеть так - Бог - Бог-сын - Бог-дочь?» Вы бы видели, какими испепеляющими взглядами мне на это отвечают, явно сожалея, что времена инквизиции и костров, на которых сжигали ведьм, прошли.

И никто так и не смог мне ответить на это вопрос ясно, умно и не бросаясь цитировать Библию. Библия - одна из серьезнейших и умнейших книг на Земле, но дошла ли она до нас такой, как и была написана? Думаю, что нет. Библия - это же сборник, каждый со временем что-то добавлял свое и больше всего «своего» добавила наша достопочтимая церковь, перекраивая ее по своим надобностям. Приведу интересные примеры: католическая церковь против предохранения и презервативов.

А в Латинской Америке и Африке - эпидемия СПИДа, от которой презервативы хоть как-то, но защищают. Любые обращения к церкви за одобрением их использования падают в пустоту. При этом представители Ватикана объясняют, что секс должен служить лишь продолжению рода. В этом вопросе церковь не только не идет в ногу со временем, но и способствует невежеству и безнравственности. Еще вспомним недавние скандалы, потрясшие Ватикан, когда ряд священнослужителей обвинили в растлении малолетних прихожан. Конечно, церковь много делает для людей - это и строительство больниц, и оказание помощи малоимущим, и другие благотворительные мероприятия.

Но, положив на одну чашу весов жизни эту сторону церкви и религии, мы должны на другую чашу весов положить и неприглядную сторону. Это будет справедливо. Возможна ли нравственность без религии? Думаю, что да. Духовная нравственность, наполненная светом доброты, культуры и образованности. Я вглядываюсь в различные религии мира и наблюдаю грустные явления. Церкви помнят о проведении обрядов и праздников, соблюдают все церемонии, шьют себе торжественные одежды, расшитые золотой нитью, а в мире с каждым годом увеличивается количество подростков, которые становятся наркоманами. Конечно, с наркоманией очень трудно бороться, она как зараза, расползающаяся по миру. Полностью вылечить от наркомании трудно, труднее, чем от алкоголизма, т.к. необратимо страдает мозг человека, особенно несформировавшийся мозг молодого человека. Но необходимо пытаться! Там, где влияние католической церкви особенно сильно - в странах Латинской Америки, там и находятся основные наркотические рассадники. Мусульманство из одной из старейших мировых религий превращается в воинствующую догму: «Бей, взрывай неправоверных».

Недавно по каналу National Geographic показывали документальный фильм о мусульманстве, о том, как Коран, со специально вставленными фразами, призывающими к насилию, печатают миллионами экземпляров специально для распространения в странах Европы, в России, Америке. Человечество существует не две тысячи лет, а значительно дольше. Такие исследователи, как, например, Эрнст Мулдашев, вообще говорят о существовании древнейших цивилизаций до homo sapiens. А у них была нравственность? Несомненно, хотя религии были другие или их не было на каком-то периоде истории вовсе.

Взаимосвязана ли религия с нравственностью? Нравственность должна лежать в основе любой религии и, очевидно, когда религии создавались, так и было. Но со временем, произошли большие перемены и в жизни людей, и в общественном сознании, и в понятии, что же такое «истинные ценности». Нынешние религии уже не борются за нашу нравственность, за наши души. Они борются за власть, за влияние, за финансы, за социальное благополучие.

Альбер Камю писал: «Для нас не секрет, что все церкви против нас… они все претендуют на обладание вечным». Вечным нельзя обладать, как нельзя обладать звездным небом. Церковь стала наместником Бога на Земле, но разве Бог уполномочивал ее на это? Особенно на столь длительное время? Да еще с безраздельной властью над человеческими душами! Для общения с Божественным посредники не нужны. Достаточно прислушаться к своему сердцу. Мне нравится мысль о том, что мы должны научиться ощущать Бога внутри себя, искать пути к Вечности в своей душе. Как это сделать? Думать, читать, учиться. А тем, кто самостоятельно это не может сделать и кто просит: «Открой и мне то, что ты ищешь, мои глаза, увы, слабы», тех учить и помогать им. Это простая мысль и совершенно не новая. Но это единственный путь к познанию и духовному поиску. Один из моих любимых мультфильмов - «Ежик в тумане» режиссера Юрия Норштейна. Недаром, на фестивале анимационного кино в Японии именно этот мультфильм назвали «фильмом всех времен и народов». Это мультфильм не просто о пути ежика, он о наших странствиях к свету, к вечному огню истины. Мы все блуждаем в тумане, встречаем помощь от кого-то или, как надежду, белоснежную лошадь. В этом фильме есть даже понятие Дао и Дзен, столь присущие восточной философии.

Дао - когда ежик стоял в окутывающем тумане, в котором могло скрываться что угодно, а неожиданно упавший сухой лист на ежика - Дзен, момент, который так о многом говорит и который не повторяется, в котором есть красота и неожиданность, есть размышление. Почему я вспомнила этот мультфильм? Он не только о пути к свету и о том, как найти дорогу домой, как выйти из тумана невежества и бездуховности. Он о доброте и красоте, без которой нравственность невозможна.

Ежику все время помогали - то пес принес потерянный узелок, то светлячки осветили путь через темный лес, то «кто- то» в реке вынес его на берег. А как много в этом фильме красоты! Нравственность идет рука об руку с добротой и красотой. Добротой истинной, когда бедной девочке дарят не одну из своих многочисленных кукл Барби, хотя и это хорошо для начала, а свою единственную игрушку. Когда жертвуют своим временем и силами, а не только деньгами. Когда учатся любить бескорыстно, дружить преданно, учиться с интересом.

Красота истинная - красота летящей чайки над морем, а не последней модели автомобиля; красота заката, а не платья, обсыпанного бриллиантами. Философы, социологи, ученые всего мира говорят о том, что наступает новая эра. Человечество уже не может жить по-прежнему, как раньше. Рождаются дети Индиго, которые мыслят по-иному, у которых другой взгляд на мир, новые способности. Мы уже не может игнорировать климатические изменения, которые в скором времени окажут сильное воздействие на все страны мира.

В стороне не останется никто. Перед человечеством встанут следующие основные проблемы: голод, количество и качество продовольствия; климатические изменения и вызванные этим природные стихийные бедствия; проблемы миграции и переселения народов. На фоне этих глобальных проблем нашей цивилизации встает вопрос - насколько будут необходимы религия и нравственность? Человек так устроен, что ему всегда надо во что-то верить. Недаром, все лучшие произведения мировой культуры наполнены идеалами, которым человек подражает, к которым стремится. Вера - это одна из божественных истин. Когда в жизни порой ничего не остается, даже надежды, помочь выжить может только вера. Но соответствуют ли новому духовному уровню грядущей эпохи нынешние религии, наполненные догмами? Думаю, что нет. И если они хотят войти в новую эру, им надо будет меняться либо создавать что-то новое.

Эммануил Кант как-то заметил: «Лишь две вещи в мире достойны удивления: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Звездное небо - за непостижимую тайну и бесконечность красоты и совершенства. А нравственный закон - потому что, это основа человеческого общества, стержень любой личности. Очень важное определение Канта - «нравственный закон внутри нас». Наверное, это лучшее определение нравственности, когда-либо данное. Нравственность - это закон, свод истинных правил, которые любой человек обязан соблюдать.

Мерилом их соблюдения является совесть внутри человека. Когда человек нарушает нравственный закон, он всегда это ощущает - его совесть дает ему это понять. Другое дело, что человек старается заглушить голос своей совести другими, эгоистичными доводами. Если много людей нарушают нравственный закон, тогда в обществе наступают черные времена. Можно сказать, что сейчас они настали, когда бездуховность и безнравственность наложилась на экономический кризис и на природные аномалии, вызвавшие ряд стихийных бедствий.

Основным нравственным законом в прежние века являлись десять заповедей, который, согласно истории, были переданы Богом Моисею, на горе Синай, для того чтобы он научил людей соблюдать их. Перечни данных заповедей в различных религиях отличаются. Богословы спорят, какую из заповедей надо считать первой, какую второй. Например, лютеранская и католическая церковь разделяют 10-ю заповедь на две. Хотя так ли важна в данном случае форма? Может быть, имеет смысл только содержание?

Приведем текст 10 заповедей по Синодальному переводу Библии и взглянем на них глазами современного человека, а не времен Моисея:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Современный человек мыслит по-иному, чем иудеи во времена Моисея. У него - другой кругозор, другое образование, возможность быстрого и любого общения с помощью мобильной связи, получения всевозможной информации из Интернета и телевизора, даже другой словарный запас и манера разговаривать.

И часть заповедей уже не воспринимаются так, как раньше, с прежним почтением и уважением. Более того, многие люди их даже не знают или вспоминают лишь некоторые из них. И если заповеди «не убивай» и «не кради» понимаются быстро и правильно, то заповедь «не прелюбодействуй» воспринимается с любопытством и с вопросом: а что это такое - прелюбодейство? А если это измена, то кому? А если человек не женат или не замужем, а просто встречается с кем-то, как многие нынче, то тогда как? «Не произноси имя Господа напрасно» - к сожалению, многие люди, особенно молодые, не то, что напрасно, а вообще редко обращаются к Богу и пренебрежительно относятся к молитве, хотя это может быть прекрасной возможностью побеседовать с Богом внутри себя. 10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» во многом повторяет 8-ю: «Не кради» и 7-ю: «Не прелюбодействуй», по сути, если вы внимательно в них вчитаетесь, то это одно и то же. Можно, конечно, сказать, что 10-я заповедь - о зависти, но для современного человека это слишком размыто сформулировано.

Нынешние люди мыслят более конкретно, тем более, им непонятно упоминание волов и рабов. 4-я заповедь самая мало осуществимая для нынешних людей: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Современная жизнь такова, что многие работают в субботу и в воскресенье, хотят они этого или нет - в силу профессии, например, машинисты электропоездов, продавцы в магазинах и т.д. Даже если спросить многих женщин, то именно в выходные они начинают мыть, убирать, стирать, готовить, потому что в рабочие дни они работают на службе наравне с мужчинами.

Конечно, если вдуматься в смысл - то, наверное, эта заповедь о том, что мы все погрязли в суете, что нам необходим хотя бы один день в неделю для духовного и несуетного - отдыха, общения друг с другом и детьми, для того, чтобы побыть на природе, почитать серьезную книгу. В любом случае, то, что подходило для людей прежних веков, уже не во всем подходит людям XXI века. И если мы что-то критикуем и отвергаем, то надо и что-то предложить: новый путь, новые способы мышления, новые правила нравственности, духовные и свободные от религии. Кто захочет, может следовать старым заповедям, но кому-то понравятся новые. У человека всегда должен быть выбор.

Нравственность, как основной закон существования людей, будет необходима всегда. Она была востребована тысячелетия назад, будет важна и в будущем.

И, наверное, новые нравственные заповеди должны выглядеть так, чтобы они были более понятны современному человеку с его совершенно иными представлениями о жизни, чем пару тысяч лет назад:

1. Бог - это Любовь, духовная и чистая. Стремись к такой любви. И не возводи на уровень Бога ничто другое - материальное, социальное.

2. Не убивай, ибо жизнь человека - бесценна, не ты ее давал и не тебе ее отбирать.

3. Не воруй, ибо это тебе не принадлежит.

4. Уважай родителей - т.к. они привели тебя в этот мир.

5. Заботься о детях - они идут по твоим стопам и ты в ответе за них.

6. Будь преданным, не изменяй тому, кто любит тебя, и кого любишь ты.

7. Не завидуй, это - ржавчина, которая разрушает душу.

8. Не мсти, т.к. это не только разрушит судьбу того, кому ты мстишь, но и твою.

9. Не обманывай, ложь подобна липкой паутине коварного паука, которая оплетает и тебя, и обманутого.

10.Не проявляй злобы, потому что она унижает, больно бьет по другому человеку и, порой, убивает.

11.Подобное всегда наказывается подобным, помни об этом, потому что, то, что ты отправишь в этот мир, тебе многократно вернется обратно.

12.Люби другого больше, чем себя! И если мы будем подобные нравственные заповеди соблюдать сами, а также учить им своих детей, то у нас есть шанс вернуть в нашу жизнь такое понятие, как «духовная нравственность».

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность - редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это - маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга - на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие - внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, - создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним - образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство - наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок - существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа - идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности - задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, - базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания - привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание - максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, - членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, -фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание - во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин - близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

12 декабря 2017 года настоятель Никольского храма с.Макарово протоиерей Вячеслав Перевезенцев выступил с докладом
на II Богородских Рождественских чтениях в Московском областном театре драмы и комедии г.Ногинска
«“Нравственность” и “духовность”: соотношение понятий»

Т ема соотношения понятий «нравственности» и «духовности» представляется мне очень важной. В курсе по «Основному богословию» или «Нравственному богословию», которые читаются в наших духовных школах, эта тема обязательно серьезно прорабатывается. Но мы с вами не в семинарии, и потому я постараюсь раскрыть эту тему на максимально доступном языке.

1. Нравственность и духовность неразрывно связаны между собой, и вследствие этого часто происходит их смешение. Однако необходимо их различать. Но прежде, чем поговорить и о схожести, и о различии этих понятий, я бы хотел остановиться на том, что очень часто затрудняет или усложняет этот разговор. Сложность эта состоит в том, что если под «нравственностью» мы все понимаем более или менее одно и то же, т. е. некие правила, которыми руководствуется человек в своём моральном или жизненном выборе , то с пониманием того, что такое «духовность», все значительно сложней.

Д о недавнего времени само понятие «духовного» в нашей стране находилось под запретом: с одной стороны, оно не соответствовало господствующей в стране победившего атеизма марксистско-ленинской идеологии, с другой — никак не вписывалось в естественнонаучную парадигму. Если же оно каким-то образом и принималось, то только в качестве очень размытого понятия мира культуры, прежде всего, в его эстетических и (с некоторыми оговорками) этических проявлениях. Говорить о проявлении Духа в религиозном смысле считалось неприличным. Идеализм во всех его формах воспринимался как суеверие.

В конце XX века с крахом социалистической системы ситуация в нашей стране коренным образом изменилась. Можно даже говорить о том, что сами слова «Дух» и «Духовность» стали модными. Наверное, таким образом дал о себе знать накопившийся за 70 лет «духовный голод». Полки книжных магазинов стали завалены философской, психологической, религиозной и псевдорелигиозной литературой о Духе и Духовном, но сильно проще с пониманием того, что же такое «духовность», не стало.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль представляет следующее определение о духовности: «Духовность — состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий… все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Духовное — это все не материальное. Это — буквальное и потому точное определение, но, к сожалению, очень общее, широкое.

В социологии и культурологии «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Д ля обыденного сознания сегодня «духовный» часто ассоциируется с «православный», «патриотичный». Мы, русские, духовные уже по определению, потому что не такие, как там — на «бездуховном» западе. У нас «духовные скрепы», а у них, сами знаете что, срамно и говорить.

З адолго до сегодняшних наших баталий Иосиф Бродский хлестко, но очень точно описал такого рода «духовность»:

«Входит некто православный, говорит: “Теперь я — главный.
У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.
Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.
Дайте мне перекреститься, а не то — в лицо ударю.
Хуже порчи и лишая — мыслей западных зараза.
Пой, гармошка, заглушая саксофон — исчадье джаза”».

Т ак что же такое «духовность» с точки зрения православной Церкви? Здесь мы тоже не встретим одного единственного определения, но все они так или иначе сходятся в одном. Духовность — это действия в человеке благодати Святого Духа , а проявляется она в плодах Св. Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22) . То есть духовный человек с точки зрения православия — это тот, кто имеет в себе эти плоды. И, скажем так, настолько он более духовный, насколько в нем эти плоды явлены преизобильно, и наоборот. А вот то, как часто он ходит в театр или в консерваторию, посещает ли патриотические митинги, висят ли у него дома иконы и заходит ли он в Храм, слушает ли он джаз или поет под гармошку и даже есть ли у него «в душе Жар-птица» — не так важно. То есть очень хорошо читать серьезные книги, ходить в театр, быть патриотом и играть на гармошке, но к духовности это может не иметь никакого отношения.

К рупнейший современный богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: «Православная духовность — это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом». Соединения с Богом именно в Духе Святом. Как сказал проф. А.И. Осипов: «Духовность — это Богоподобие. Духовность человека определяется степенью Богоподобия». Поэтому под «православной духовностью» мы будем понимать то, что нас приводит к единению с Богом.

2. Разобравшись с определениями, поговорим о сходстве и различии нравственности и духовности. Что объединяет нравственность и духовность? Я бы сказал, не что, а кто. Это ЧЕЛОВЕК.

П онятно, что и на человека мы можем посмотреть по-разному или с разных точек зрения. Долгое время нас учили, что человек — это просто высокоразвитое животное. Тогда про духовность говорить неуместно, или исключительно в том смысле, что нравственность и есть духовность, то есть некая надстройка над базисом (экономика).

Н о если освободиться от жесткого идеологического взгляда на человека, как мы его видим? Что такое человек? Ну, как, человек это… HOMO SAPIENS. Человек разумный. Какова этимология этого знакомого всем нам термина? Sapiens — разумный, это понятно, а что такое homo? Хомо от хумос (гумос), т. е. земля, чернозем. Земля, которая стала разумной. Вспоминаем Библию: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7) . Важно, что термин homosapiens возникает на Западе в новейшее время. Это время кризиса исторического христианства, и потому то, что делает человека человеком, сводится исключительно к разуму, то есть к сфере нравственной, душевной. Для духа в такой антропологии тоже не остается места.

В ернемся к этимологии. Что означает наше русское слово «человек»? Очевидно, что у него два корня — «чело» и «век». Когда я спрашиваю детей, они быстро соображают, что «чело» означает голова, лицо, отсюда «бить челом» на Руси. С «веком» немного сложнее. Сегодня век — это 100 лет, но раньше на Руси «век» значило не столетье, а просто «вечность». Итак, имеем «лицо» и «вечность». Дальше может получиться и «Лик Вечности» и «Лицо, обращенное к Вечности». И то, и другое понимание говорит нам о самом важном: человек — это тот, кто связан с Вечностью. Так что используя латинский, на Руси сказали бы не «homosapiens», а «homo spiritualis» или «clericus», что значит «духовное лицо». Впрочем, во многом именно под западным влиянием клириками стали на Руси называть священнослужителей, но в том-то и дело, что по замечательной интуиции нашего прекрасного и могучего русского языка мы все, а не только священники, являемся лицами духовными.

И чтобы закончить антропологический экскурс, приведу старый еврейский анекдот:

Было 6 еврейских мудрецов!
Моисей сказал, что всё от Бога.
Соломон сказал, что всё от ума (головы).
Иисус сказал, что всё от любви (сердца).
Маркс сказал, что всё от голода (живота).
Фрейд сказал что, всё от влечения (секса).
И Энштейн сказал — всё относительно.

3. Э йнштейн был конечно мудрым человеком, но нам ближе другие мудрецы. Вот как учит о человеке ап. Павел: он выделяет в человеке три начала — тело, душу и дух. Это антропологическая схема, которую принято называть тримерией (трехчастностью) ап. Павла, и она нам пригодится для уяснения сути взаимоотношений нравственности и духовности.

Я постараюсь очень кратко и очень обобщающе раскрыть эту тримерию.

Тело — это то в человеке, что соединят его с материальным миром и то в человеке, что этому миру принадлежит.

Душа — это то в человеке, что соединяет его с другими людьми и то, что делает человека причастным к человеческому сообществу.

Дух — это то в человеке, что соединят его с Богом и то, что делает человека Богоподобным.

В ажно, что тримерия имеет строго иерархическую и холистическую структуру.

Иерархическую — это значит, что эти уровни (тело-душа-дух) должны быть строго соподчинены, выстроены строго по вертикали — тело внизу, дух наверху, душа посередине. А значит дух должен главенствовать над душой, а душа над телом.

В реальности мы видим совсем другую картину. Человек оказывается как бы перевернут с ног на голову: тело с его желаниями и страстями управляет душой, а дух вообще выкинут за ненадобностью на свалку. Это последствия грехопадения, то, что святые отцы называли коренной порчой человеческой природы, следствием чего стала смерть. Ведь тело человека, как и все в мире материальном, подчинено законам времени и пространства и имеет начало и конец. И если все в человеке подчинено телу, если телесное господствует над духовным, если мы становимся рабами своей низшей природы, то и получаем то, что с этой природой неразрывно связано — тление и смерть. «Смерть и время царят на земле», — говорил поэт (В. Соловьев).

И в этом смысле Спасение, которое приходит к нам со Христом, есть возможность этого антропологического переворота, восстановление в человеке подлинной иерархии, как это и было явлено во Христе — Боге, ставшим Человеком, потому смерть хотя и пленила Его, но удержать не смогла.

И еще про иерархичность. Известно, что телесная сфера оказывает сильное влияние на сферу душевную. Все мы хорошо знаем, что чувство голода, недомогание, наши болезни оставляют след в наших душах. Душа, наши чувства, эмоции, сильно зависят от того, что происходит с нашим телом. Не так хорошо известно, но является уже доказанным фактом и то, что состояние души влияет на тело. Зачастую выздоровление от болезни зависит не только от правильного лечения, эффективной фармакологии, но и правильного душевного настроя. Есть даже целая область медицины и психотерапии, которая занимается этими вопросами — психосоматика.

А вот сфера духа в человеке принципиально независима от низших структур. Дух независим от тела, от психических процессов, от всего обыденного, в том числе от душевных переживаний. Тело и душа в человеке принципиально не свободны и друг от друга, и от мира, они связаны законами времени и пространства, законами мира сего.

Д уховное в человеке — это область СВОБОДЫ. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17) . И именно к такой свободе призван человек. «К свободе призваны вы, братья» (Гал.5:13) . К свободе от законов падшего мира, к свободе от греха. И достигается эта свобода только на пути в области духа, нравственность здесь помочь не может.

Холизм означает целостность. А именно то, что человек — это и тело, и душа, и дух. Обязательно все вместе. Тело без души и духа — труп. Дух без тела и души — привидение. Душа без духа и тела — психика. Понятно, что все это означает, что человека просто нет, он умер.

А вот когда тело и душа есть, а духа нет, точнее он никак не востребован, что получается? Получаемся мы, мы с вами, современные люди. Мы как бы немного инвалиды. Руки, ноги вроде на месте, глаза еще видят и уши слышат, а душа болит, и чего не хватает — не понимаем.

Н е хватает духа. Осознание этого факта — начало исцеления, начало восстановления полноты человеческой природы, начало спасения. Неслучайно первая заповедь блаженств Спасителя так и звучит: «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3) . Нищие духом — это те, кто духа не имеет, но очень хотят получить и просят его. А тот, кто уверен, что он духовно здоров, что у него все в порядке с духовностью, просить ничего не будет, но так и останется ни с чем, а точнее со своей уверенностью, что он «не такой, как все эти…».

К стати, вот еще один интересный этимологический факт. Греческое слово спасение (сотерия) означает буквально достижение целостности, восполнение или исцеление. Спаситель — Целитель, но не в смысле исключительно медицинском, а в том, о котором у нас здесь шла речь — он дарит восстановление целостности человека, когда он живет во всей своей полноте и телесно, и душевно, и духовно.

4. Т еперь давайте посмотрим на эту трехчастную антропологическую схему в свете нашего вопроса о нравственности и духовности. Получается вот такая картинка:

Э та схема наглядно показывает нам, что нравственность и духовность неразрывно связаны между собой и принципиально различны.

5. Связаны, ибо, как мы уже отмечали, и нравственность, и духовность — проявление человеческой жизни, и только человеческой. Например, наши меньшие братья, хотя и имеют физиологию, схожую с человеческой, и душу живую (хотя и принципиально отличающуюся от души человека, ибо вместо культуры и нравственности у животных инстинкты), духовной сфере не причастны совсем. И потому их спасение, вхождение в Вечность зависит целиком от человека. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:19,21) .

С вязаны они еще и иерархически, в том смысле, что высшее влияет на низшее. Нравственность может обойтись без духовности. И атеист, и агностик могут быть очень нравственными людьми. Мы все с вами родом из СССР, и потому, как мне кажется, не стоит приводить примеры, подтверждающие этот тезис. Мы лично знали и знаем таких людей, и на протяжении многих лет нам ставили их в пример (скажем, пионеров-героев).

А вот духовность без нравственности обойтись не может, но не в том смысле, что нравственность влияет, определяет духовность. Нет, мы уже показали, что сфера духовности принципиально независима, свободна. А в том смысле, что на пути к духовности нравственность — необходимая ступень, которую нельзя обойти или перепрыгнуть, нельзя ее и отменить, войдя в эту сферу духа, как нельзя отменить и физиологию.

Б олее того, критерий того, что мы имеем подлинный духовный опыт, что мы причастны к духовной жизни, находится именно в сфере нравственной, то есть плоды Духа Святого проявляются именно в мире людей: это любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. (Здесь я привожу слова ап. Павла из «Послания к Галатам» в новом переводе Российского Библейского Общества). Итак, жить духовной жизнью, быть духовным человеком и не проявлять свою духовность в любви, радости, доброте и т. д. — невозможно. Это значит находиться, как учит святоотеческое предание, в прелести, то есть в ложном понимании себя и своей духовности. Яркими историческими примерами такого рода несоответствия между духовностью и нравственностью, состояния прелести является образ царя Иоанна Грозного, который был, как известно, человеком набожным, любившим и молитву, и посты, и притом кровавым и жестоким убийцей, от рук которого пострадало множество как знатных, так и простых людей, и даже святых (свят. Филипп Московский и преп. Корнилий Псковопечерский). Можно вспомнить и так называемого «старца» Григория Распутина — человека несомненно мистически одаренного, но и глубоко порочного.

П одчеркнем еще раз: нравственность может существовать без духовности. Другое дело, насколько она тогда будет глубока, утверждена внутри человека, а не связана исключительно с областью человеческого поведения.

Д уховность не мыслима без нравственности. Она является глубинным источником нравственного поведения, формирует и хранит нравственность. Предельно точно об этом сказал ап. Иоанн Богослов: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4:20) . Любовь к Богу — сфера духовная, любовь или ненависть к брату — сфера душевная (нравственная). И, по слову апостола, если человек думает, что он достиг духовного, минуя нравственное, то он лжец.

6. А теперь о различии духовности и нравственности

Нравственность направляет человека к добру так, как оно понимается на данный момент в сообществе людей, необязательно связывая его с Богом. Это понимание может меняться, меняется и нравственность. Например, на протяжении тысячелетней истории на Руси аборт, убийство во чреве своего ребенка, считалось не только грехом, но и совершенно безнравственным поступком. Но вот общество меняет к этому поступку свое отношение, теперь за него не наказывают, а даже дают больничный, оплачиваемый государством, и для многих это деяние становится не только допустимым, но и нравственным.

А отношение к так называемым «врагам народа», искреннее желание их гибели не потому, что они совершили что-то страшное, а просто потому что они «классово враждебные элементы»? И уничтожить такого врага даже без всякого суда над ним — дело не просто хорошее, а именно нравственно достойное. Чтобы не множить многочисленные примеры того, как нравственность, не укорененная в духовности, зависит от политической конъюнктуры, приведу слова Ленина, которые многие уже стали забывать: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». Не надо только думать, что такого рода установка ушла в далекое прошлое и умерла вместе с идеей построения всеобщего коммунистического рая на земле или хотя бы в отдельно взятой стране. Любая политическая система, любая власть будет пытаться манипулировать нравственным сознанием своих граждан ради достижения государственной пользы, как она ее понимает. И чем менее нравственность укоренена в духовной сфере, тем успешнее будут эти попытки.

Духовность направляет человека к Богу , Который есть не только абсолютное Добро, но и абсолютная Истина и абсолютная Красота.
— Цель нравственного стремления — осуществление требований совести и достижение нравственного совершенства.
— Цель духовной жизни — святость, Богоподобие.
— Нравственность выражается главным образом в практической деятельности человека.
— Духовность затрагивает внутренний мир человека, не только поступки, но и помыслы человека.
— Та или иная нравственная система помогает человеку сориентироваться в этическом мире, отличает добро от зла и даже выносит, через совесть, суд поступкам человека. Но ни какая мораль и даже совесть не дает силы изменить, исправить свою жизнь, дать торжество добру и покорить зло.
— Духовная жизнь и есть возможность обретения той силы, которая поможет человеку «уклониться от зла и прилепиться к добру» (Рим.12:9) . Сила эта называется благодать Св. Духа и стяжании этой благодати, по слову преп. Серафима Саровского, состоит смысл христианской жизни.

7. Государство может и должно заботиться о нравственном состоянии своих граждан.

Д ля этого оно обладает инструментами законотворчества, а также политикой в культурной, социальной и образовательной сфере. Как замечательно недавно сказал музыкант и искусствовед Михаил Казиник, выступая в Совете Федерации: «Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, — это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют. Любая страна велика тем, что она внесла в мировую копилку цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела за энный период времени. Культура — это самое главное». Но важно заботясь о нравственном и культурном состоянии своих граждан не забывать, что еще большее значение для судеб страны имеет то, в каком нравственном состоянии находится элита страны. Не случайно в народе говорили: «Рыба гниет с головы».

8. Б ез нравственности общество жить не может

— люди просто начнут поедать друг друга, что мы и видим в периоды Смут. Сильное государство держится не только на сильной армии и полиции, но и на нравственной силе своих подданных или граждан и, что самое важное, на нравственной силе своих правителей. Ведь если эта нравственная сила ослабевает, если власть начинает попирать законы добра и справедливости, то, по меткому замечанию блаж. Августина, «чем она тогда отличается от шайки разбойников?» «При отсутствии справедливости, — пишет он, — что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же, как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства». Понятно, что такое государство просто не имеет будущего. Отсюда и название Рождественских чтений этого года «Нравственные ценности — будущее человечества».

9. О духовности государство заботится не должно , потому что это не в ее компетенции. Это забота Церкви. И никто, кроме Церкви Христовой не может помочь человеку встать на путь спасения.

Д уховная жизнь, как мы выяснили, имеет совсем другую задачу или цель, нежели нравственность.

Соединение с Богом, спасение от греха, преодоление смерти. И эту задачу ни нравственность, ни культура, ни государство решать не могут, да и не должны.

В от примечательный диалог из последней и во многом пророческой книги В.С. Соловьева «Три разговора»:

«Политик. Да разве культурный прогресс ставит себе такие задачи, как уничтожение смерти?

Г-н Z. Знаю, что не ставит, но ведь потому и его самого очень высоко ставить нельзя. Если последний результат вашего прогресса и вашей культуры есть все-таки смерть каждого и всех, то ясно, что всякая прогрессивная культурная деятельность — ни к чему, что она бесцельна и бессмысленна»

П одлинную духовность нельзя использовать для целей мира сего, как бы ни были они, эти цели, благородны: для повышения нравственности, культурного уровня населения или патриотизма. Как замечательно писал именно об этом Ф.М. Достоевский: «Если исказить Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня».

И последнее. Можно ли сравнивать духовного человека и нравственного? Можно, но бессмысленно. Можно сравнивать кто из людей быстрее бегает, пока они бегут, но вот когда беговая дорожка закончится, надо будет лететь и тут навык в беге не самый лучший помощник. Надо учится летать, а не только бегать.

С тавшие на путь духовной жизни ни в коем случае не должны считать себя нравственнее тех, кто на этот путь не встал, они просто осознанно готовят свою душу к Вечности. Зная, что никто кроме них самих об этом позаботится не сможет. Помня слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26) . Оценку собственной нравственности они оставляют на суд людской, а сердце свое готовят к суду Божиему, ибо «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7) .

З аканчивая свой доклад на наших Рождественских чтениях, я бы хотел поблагодарить всех за внимание и, поздравляя с наступающим новолетием и Рождеством Христовым, напомнить слова одного мистика XVII века, точно знающего толк в духовной жизни: «Христос мог бы тысячу раз рождаться в Вифлееме — ты все равно погиб, если Он не родился в твоей душе».

В от этого я всем нам и пожелаю: почувствовать в душе своей благодать Божию, встать на путь духовной жизни и следовать за Христом!

Текст: протоиерей Вячеслав Перевезенцев
Фото: