Презентация по теме проблемы современной семьи. Проблема семьи в современной россии. Существует ли кризис семьи современной России

Слайд 2

О ЦЕНТРЕ

Центр является подразделением Городской ассоциации «Семья» г.Улан-Удэ и в своей деятельности руководствуется законодательными актами международного, федерального и регионального значения. Активно сотрудничает с комитетом по социальной работе администрации города.

Слайд 3

Проблемное поле

Проблемы современной семьи подтверждаются целым рядом общеизвестных фактов нарушения прав ребенка. Защита прав ребенка детей в России находится далеко не на требуемом уровне. За последние «перестроечные» годы значительно увеличилось количество разводов, как в семье со стажем семейной жизни, так и в молодых семьях. Общеизвестны проблемы в вопросах планирования семьи, подготовки к семейной жизни, как одно из следствий этого возникает государственная проблема демографического плана.

Слайд 4

Решение проблем

Объединение усилий заинтересованных сторон по оказанию практической психологической помощи семье через различные формы и методы коррекционной и развивающей работы с членами семьи.

Слайд 5

Формы работы, сотрудничества центра «Формула успеха»

1. Исследование проблем современной семьи 2. Создание клубов «Моя семья» при учебных заведениях. 3. Оказание практической психологической помощи членам семьи г. Улан-Удэ 4.Сотрудничество с журналистами СМИ 5. Обучение специалистов для работы с проблемами семьи 6.Издание научно-популярных пособий

Слайд 6

Результаты

1. По результатам исследования издана монография «Современная семья» 2. Созданы Клубы «Моя Семья» при Центре «Формула Успеха», МОУ ДОУ, СОШ, СОШ-И. 3. Оказание психологической помощи более 1000 семей. Каждая суббота 35х34 недели =1190 чел 4. Статьи в газетах «Правда Бурятии», «Женский взгляд». 5. Обучение специалистов, студентов, активных женщин для работы с семьей 6.Издано пособие «Молодая семья», «Сила любви, сила семьи»

Слайд 7

Тематика занятийклуба «Счастливая семья»

Семья, потенциал семьи Методы психологической помощи семье Логико-метрическая модель «Колесо жизни» Психологическая готовность к появлению детей в семье Рождение ребенка в семье Психопедагогика воспитания Малыш до школы, задатки ребенка Психологическая готовность к обучению в школе Развивающая работа с детьми младшего школьного возраста Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста

Слайд 8

продолжение

Самопомощь и помощь в решении психологических проблем обучения Трудности в обучении. Психическое здоровье школьника Проблемы подросткового возраста Выбор профессии Отец в семье Развитие женского самосознания Бабушки и дедушки их роль в воспитании детей Осложненное поведение подростков

Слайд 9

Профиль, интересы, наклонности ребенка Юность, время самоутверждения Коррекция отношений детей и взрослых Ребенок в приемной семье Ребенок в трудной жизненной ситуации Переживания горя Саморазрушающее поведение Невротическая личность. Самопомощь в экстремальных условиях

Слайд 10

Проект «Новая цивилизация» по Году молодежи-2009

Профилактика суицидов. Подготовка детей к семейной жизни, формирование успешного жизненного сценария.

Слайд 12

ПРОЕКТ «УСПЕШНАЯ СЕМЬЯ ПЕДАГОГА»

АКТУАЛЬНОСТЬ Проблемы семей педагогов. Воспитательные дефекты. Разводы. Цель: систематизировать работу с семьей педагогов города

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ. Э. Дюркгейм – « общество - индивидуальная духовная
реальность, основанная на коллективных представлениях».
По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей,
являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных
на других людей действий.
Крупный американский социолог Т. Парсонс – «общество
система отношений между людьми, связующим началом которой
являются нормы и ценности».
К. Маркс – «общество - это исторически развивающаяся
совокупность отношений между людьми, складывающихся в
процессе их совместной деятельности».

а) брачные или кровно родственные связи
между всеми ее членами;
б) совместное проживание в одном
помещении;
в) общий семейный бюджет.

Основные нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия:

взаимная любовь между супругами;
признание равенства;
забота и чуткость в отношениях;
любовь к детям, воспитание и
подготовка их к трудовой жизни;
взаимопомощь во всех видах
деятельности, в том числе и бытовом
труде.

Признаки семьи в современных социально – экономических условиях:

социально-классовый признак - семья
рабочего, работника сельскохозяйственного
производства, представителя
интеллектуального труда и т.п.;
по типу населения; городская, сельская;
по национальному признаку,
однонациональная, межнациональная;
по времени существования (семья
молодоженов, молодая семья, семья, ждущая
ребенка, семья среднего супружеского
возраста, семья старшего супружеского
возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.);
по количеству членов семьи (бездетные семьи,
многодетные семьи и т.п.).

воспроизводство населения;
воспитательная функция - социализация молодого поколения,
поддержание культурного воспроизводства общества;
хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического
здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми
членами семьи;
экономическая - получение материальных средств одних
членов семьи для других,
сфера первичного социального контроля - моральная
регламентация поведения членов семьи в различных сферах
жизнедеятельности
- духовного общения - развитие личности членов семьи,
духовное взаимообогащение;
- социально – статусная сфера - предоставление определенного
статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая - организация рационального досуга,
взаимообогащение интересов;
- эмоциональная - получение психологической защиты,
эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация
индивидов и их психологическая терапия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕМЬИ

Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, другие
федеральные законы, а также законы субъектов
Российской Федерации.
1.
2.
3.
Статья 38 Конституции Р Ф:
Материнство и детство, семья находятся под
защитой государства.
Забота о детях, их воспитание – равное право и
обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны
заботиться о нетрудоспособных родителях.

Значение семьи в современном обществе.

Семья – высшая ценность.
Меры укрепления семьи:
различного рода пособия, финансовые льготы,
отпуска для родителей в связи с уходом за
маленькими или больными детьми, создание
дошкольных детских учреждений,
приспособление режимов рабочего дня к
нуждам семей.
В связи с рождением ребёнка выплачиваются
денежные пособия, суммы которых
возрастают с каждым последующим ребенком.

Формирование нравственности. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей.
Примерно 69 % состоят из супругов с детьми.
Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.
Бездетных семей – 48%.

Современная семья находится в кризисе. Причинами являются:

общие глобальные социальные изменения,
рост мобильности населения,
урбанизация,
секуляризация сознания
сокращение числа заключаемых браков.
снижение уровня рождаемости, рост малодетных и
неполных семей, рост внебрачных рождений,
возросло число детей, рождающихся больными.
большое количество разводов

Причины разводов:

злоупотребление спиртными напитками,
бытовая неустроенность супругов,
супружеская неверность,
проблема распределений домашних
обязанностей,
психологическая несовместимость.

Причины ослабления роли родителей в воспитании детей:

трудовая занятость,
перегруженность бытовыми
проблемами,
потеря нравственных ориентиров,
переоценка ценностей,
нередко неумение и нежелание
заниматься с детьми.

Дети – объекты страданий!

За последнее десятилетие еще больше обострились
проблемы социального сиротства,
увеличилось количество детей, брошенных родителями или
отобранных у них по закону.
Растет число детей, убегающих из семей вследствие
жестокого обращения с ними или отсутствия
взаимопонимания.
Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет
подростковая и детская преступность.

Мы выяснили, что важнейшими условиями нашего
счастья, и счастья наших близких, является
саморазвитие и самовоспитание личности. Быть
неравнодушным ко всему, что происходит с нами,
вокруг нас и с нашим участием, - это и значит
заражаться могучей энергией любви к людям, значит
учиться любить по – человечески!
Счастья, любви и удачи!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современная семья: проблемы и перспективы

В наше время: Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. « Семья созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи». Ф.М.Достоевский

Современная семья в мире: Шведская семья: Ребенок «вне развода» Китайская семья: 1 семья – 1 ребенок Финская семья: нет «мужских» и «женских» обязанностей Семья в Германии: Семья и брак – основа государства Японская семья: Патриархальность, личностный пример Американская семья: самостоятельность, независимость, «место под солнцем»

Современная российская семья – тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ: Семей в разводе Неполных семей Повторные браки Родителей – одиночек Число внебрачных детей Количество одиноких людей Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии) СОКРАЩЕНИЕ: Количества детей Число многодетных семей

Наши женщины Россия – 80 миллионов женщин. Средний возраст – 37 лет. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 50 % состоят в браке. Женщина самодостаточна. В семье практически уровняли роли. Одна женщина – один ребенок. 45% женщин – инициаторы развода.

Наши мужчины Средний возраст – 60 лет. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Отец необходим в семье как символ. В России нет культа отца, есть культ матери.

Мужчины – педагоги До революции В 80-е г. XX века Сегодня В школе работают женщины – на конкурсах побеждают мужчины (20-18%). Образовательное учреждение без мужчин – неполноценно. Мужчин – учителей большинство. В школах работают 30% мужчин. Мужчин менее 12%.

Типы семей Благополучная семья: - общие интересы, духовная связь; - отношения строятся на уважении к друг другу; - творческий подход к семейному воспитанию; - материальное благополучие. Цель – привить семейные ценности, воспитать жажду родительства. Формально – благополучная семья: - внешнее благополучие; - потеря семейных ценностей; - воспитанием занимаются не родители. Цель – воспитание для жизни в социуме(обществе). Неблагополучные семьи: - отсутствие семейных традиций; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -материальные проблемы. Цель – выживание в обществе.

Чем отличаются современные дети? Раскованность Гиперактивность Слабое здоровье Самостоятельность Интерактивность Требовательность Эгоцентризм

Традиционно затраты времени родителей в семье на детей МАМЫ 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: игры; чтение книг; совместная деятельность; беседы с ребенком. ПАПЫ 25% времени посвящают своим детям: пассивный просмотр Т V и видео; компьютерные игры; поездки на машине.

Какие трудности возникают у родителей при воспитании ребенка Затруднение в выборе наказания – 6% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Трудности с поведением – 32% Отсутствие взаимопонимания – 8 % Трудности в организации свободного времени -19% Затрудняюсь ответить – 26%

Короткие рекомендации Предоставляйте ребенку выбор; Принимайте индивидуальность ребенка; Балуйте детей разумно; Поощряйте широту интересов; Заботьтесь о будущем семейном счастье ваших детей; Чаще выражайте удовлетворение ребенком Не забывайте разговаривать с ребенком; Прислушивайтесь к вопросам ребенка; Следите за тем что и как говорите сами; Показывайте, а не рассказывайте; Проводите больше времени вместе.

Направления работы ДОУ и семьи Поощрять родителей в воспитании детей, как субъекта общественных отношений; Сохранение и укрепление здоровья; Развитие инициатив родителей(родительский комитет) Физическое воспитание ребенка и его семьи Воспитание эстетических чувств ребенка; Формирование и воспитание культуры досуга семьи; «Учимся вместе» Информационно – педагогическое просвещение родителей

Формы работы с семьей: Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации для родителей; Групповые собрания родителей; Информационные стенды для родителей; Организация утренников в детском саду; Досуговая деятельность совместно с родителями; Индивидуальное консультирование родителей; Тематические выставки; Открытые занятия для родителей и мн. др. Цель – показать, что умеют ваши дети.

Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Студенческое научное общество ГЭК МПК НовГУ Научный руководитель: Соколова С.Н.Право и организация
социального
обеспечения (гр.4801):
Набоков Ю.А.
Страйкова Ю.А.
Подшивалов Д.В.
Дошкольное
образование (гр.5861)
Гришенина Ю.А.

Тема актуальна

СЕМЬЯ
БРАК

Цель исследования: изучение проблем современной семьи, которые привели к её кризису

Гипотеза исследования
современная
российская семья
находится в состоянии
системного кризиса,
который может быть
преодолён только при
разумной
государственной
политике в её
отношении.

СУЩНОСТЬ СЕМЬИ:

СУПРУЖЕСТВО – РОДИТЕЛЬСТВО –
РОДСТВО

Функции семьи

Специфические
Неспецифические

Типы современной семьи

Полигамия
Моногамия

Типы современной семьи

Патриархальная
Матриархальная

Типы современной семьи

Нуклеарная
Эгалитарная

Россия в декабре 1917 г.

Декреты советской власти упростили процедуру
развода и ослабили ответственность супругов
друг к другу и к детям.

Ориентация государства на профессиональные достижения женщин, а не на материнство, ослабила устои семьи.

Новые формы брака

Сокращается число
официальных браков,
рост союзов в форме
сожительства. Это
«фактический» или
«гражданский» брак.
Появились:
творческий союз,
однополый,
виртуальный,
«гостевой», пробный
и другие формы брака

Повышается
возраст вступления
в первый брак (28
лет и старше).
Увеличивается
разница в возрасте
вступающих в брак.
В России браки
ровесников
составляют 40% от
числа всех браков.

Семья и брак в современной России

Увеличилось
количество
разводов и
повторных браков.
Главные причины:
алкоголизм и
наркомания.
Женская
инициатива в
разводах – от 60 до
80%.

Семья и брак в современной России

Увеличилась доля
семей, где есть
супружество, но
нет родительства.
С 2002 – 2014 гг.
доля бездетных
супружеских пар
выросла с 27,8% до
30,2%.
Важный фактор:
материальные
проблемы.

Семья и брак в современной России

Увеличилось
количество семей, где
есть родительство, но
нет супружества.
Доля семей «мать и
дети» выросла с 26,8%
в 2002 г. до 28,4% в 2010
Доля семей «отец и
дети» – с 3,3% до 3,7%.
8 из 10
неблагополучных детей
растут в неполных
семьях.

Семья и брак в современной России

Снизилась
рождаемость.
По результатам
переписи 2002 г. в
России 90% семей
имели 1-2 детей;
В 2010 г. – 94,2%.
85% опрошенных:
материальные
трудности; 83% неуверенность в
завтрашнем дне.
Семья и брак в
современной России

Семья и брак в современной России

Увеличилось
число лиц,
отказавшихся от
брака и своей
семьи.
В России около
30% лиц брачного
возраста не
желают вступать
в брак.

Кризис семьи в современной России

Кризис
российской семьи
– не в новых
формах брака или
нежелании
вступать в
таковой, а в
массовом
распаде брака.

Проявлением
кризиса является
нарушение
функций семьи,
отсутствие
сотрудничества и
понимания между
родителями и
детьми
агрессивность и
невротизм детей.

Проявления кризиса в современной России

По официальным
данным, Россия – на
первом месте в мире
по числу детей –
сирот.
Ежедневно
нерадивые родители
лишаются 200 – 220
детей. В России от 2
до 4 млн. детей –
сирот при живых
родителях.

Проявления кризиса в современной России

Россия занимает
первое место по
количеству
подростковых
самоубийств (53
случая на 100000
населения).

Проявления кризиса в современной России

Пянство, наркотики,
криминал
Неправильная
сексуальная ориентация

Социологический опрос жителей Великого Новгорода и Новгородского района

Всего опрошено 1025
90%
80%
70%
60%
50%
мужчины
женщины
40%
30%
20%
10%
0%
Ю
М
З
С
человек:
мужчин - 195;
женщин - 830
Возрастные группы:
юношество (13 – 19
лет);
молодёжь (20 – 30 лет);
зрелый возраст (31 –
55 лет);
старшее поколение (56
лет и более)

Существует ли кризис семьи современной России?

Мужчины
Женщины
16%
90%
14%
80%
70%
12%
10%
кризис семьи
кризиса нет
8%
6%
60%
50%
кризис семьи
кризиса нет
40%
30%
20%
4%
2%
10%
0%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Проявления кризиса семьи современной России

Мужчины
Женщины
20%
18%
16%
14%
12%
10%
8%
6%
4%
2%
0%
новые формы
брака,
нежелание
вступать в брак
большое
количество
разводов
невозможность
нового брака
80%
новые формы
брака,
нежелание
вступать в брак
большое
количество
разводов
70%
60%
50%
40%
30%
20%
невозможность
нового брака
10%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Мужчины
Мужчины
12%
25%
10%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
8%
6%
4%
2%
0%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
20%
15%
10%
5%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС

Тенденции изменения института семьи

Женщины
Женщины
60%
70%
50%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
40%
30%
20%
10%
0%
60%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
50%
40%
30%
20%
10%
0%
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Результат изменения института семьи

Мужчины
Женщины
30%
70%
25%
60%
утратит признаки
основного
социального
института
изменится, но не
утратит своей
значимости
20%
15%
10%
5%
утратит признаки
основного
социального
института
изменится, но не
утратит своей
значимости
50%
40%
30%
20%
10%
0%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Меры
материального
стимулирования
должны поощрять
рождаемость детей
в благополучных
семьях.
Нужна система
социальной
политики с опорой
на науку.

Семейная политика государства

увеличить пособия по рождению ребёнка согласно
размеру прожиточного минимума, а не МРОТ;
адресно поддержать малообеспеченные семьи;
предоставить кредиты на покупку жилья молодым
семьям;
развивать семейные формы отдыха;
помочь в трудоустройстве матерям малолетних детей;
уйти от экономики двухзарплатной системы.

Политика государства

Вернуть бесплатную
систему дошкольного,
школьного
воспитания,
оздоровительный
отдых детей.
Государство обязано
внести законы,
предотвращающие
негативное влияние
СМИ на подрастающее
поколение.


Социологические исследования

показывают, что на воспитание ребенка влияют:

  • Семья - 50%
  • СМИ, телевидение - 30%
  • школа - 10%
  • улица -10%.

Нравственное воспитание это:

  • Постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
  • развитие ума.
  • Формирование отношения к добру и злу.
  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.





Марк Твен:

«Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел»


  • До 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всём»;
  • 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то всё-таки не знают;
  • 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чём»;
  • 17-25 лет – задатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
  • 26-35 лет – восстановление частичной веры в родителей: «родители всё-таки что-то знают, что-то понимают и в чём-то разбираются;
  • 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются;
  • Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всём правы».

Дети-свидетели, они учатся жить у жизни.

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть ).
  • Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  • Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  • Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
  • Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).
  • Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).
  • Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).
  • Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя ).
  • Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым ).
  • Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).