Программа "я и моя родина" по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в начальных классах. Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию "росток" Рабочая программа кружков на духовно нравственное воспитание

Управление образования администрация

Балашовского Муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова

Саратовской области».

Перспективное планирование

по духовно – нравственному

воспитанию детей

«Истоки».

Логопедическая группа

Составила: воспитатель 1категории Коннова Н.М.

2014-2015 уч. год

Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

  • Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; о семье, о христианском образе жизни человека;
  • Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать духовно – нравственные чувства;
  • Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

  • Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь.
  • Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Тема

Методические приемы

Сентябрь

«Культура поведения»

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Этические беседы : «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

Чтение : В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

*«Что летом родится, - зимой пригодится».

* «Восенушка - осень – сноп последний косим».

* «Хлеб – всему голова».

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля».

Дружеские взаимоотношения.

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища».

«Этические представления»

Дружба, товарищество.

«Семейная принадлежность»

Моя семья.

Рассматривание семейных фотографий.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

«Гражданская принадлежность»

*Моя улица, домашний адрес.

Экскурсия по улице.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Дидактические игры и упражнения : «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

Проводы в школу выпускников детского сада.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Беседа о труде воспитателя.

«За большим погонишься- и малое потеряешь».

Чтение сказки «Золотая рыбка» Обсуждение содержания. Лепка на тему «Золотая рыбка».

Октябрь

«Культура поведения»

«Телефонный этикет»

Формирование форм словесной вежливости

Беседа «Правила разговора по телефону».

Чтение : А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

Дидактические игры : «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Город Балашов на Хопер-реке».

«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

«Злое истребление»

« город Балашов»

Рассказ воспитателя об истории города Балащова. Рассматривание открыток «Балашова».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

Рассказ об истории создания Балашова.

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах и пожилых людях».

День пожилого человека.

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

Чтение : р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Этические представления»

«Доброта и забота»

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

«Семейная принадлежность»

«Работа моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Гражданская принадлежность»

«Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

«Духовно-нравственные чувства»

«Каков есть,такова и честь.»

Слушание сказки . Обсуждение содержания сказки. Изготовления из картона поделки «солдатик», «танцовщица».

Ноябрь

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

«У истоков русской народной культуры»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Синичкин день».

«Где живёт перо Жар-птицы?»

«Золотая хохлома».

Экскурсия по историческим местам города Уварово.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение : А. Барто «Вовка- добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

«Этические представления»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

Беседы : «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Семейная принадлежность»

«Моя родословная».

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

«Гражданская принадлежность»

«Столица нашей Родины – Москва».

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

«Духовно-нравственные чувства»

«День единения -день богатырской славы».

Чтение отрывка из былины о богатыре. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

Декабрь

«Культура поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«У истоков русской народной культуры»

«Зима – не лето,- в шубу одето».

«Светит, да не греет».

«Пришёл мороз – береги ухо да нос».

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

«Положительные моральные качества»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

Беседы : «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

«Этические представления»

«Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

«Семейная принадлежность»

«Семейные традиции».

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

«Гражданская принадлежность»

«Новый год в России и других странах».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

«Духовно-нравственные чувства»

«Новогодний карнавал».

Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал».

Январь

«Культура поведения»

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций : «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

«Положительные моральные качества»

«Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Этические представления»

«Скромность- положительная черта характера».

«Семейная принадлежность»

«Наш детский сад – большая семья».

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Гражданская принадлежность»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривани е иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

«Духовно-нравственные чувства»

«Рождественские праздники».

«Крещение».

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

Февраль

«Культура поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

«Живёт в народе песня».

«На героя и слава бежит».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

«Положительные моральные качества»

«Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение : А. Ахундова «Красивая девочка»

«Этические представления»

«Скромность и зазнайство».

Рассказ воспитателя.

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Семейная принадлежность»

«Забота и внимание»

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

Чтение : М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

«Гражданская принадлежность»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

«Духовно-нравственные чувства»

«Защитники отечества».

Встречи с воинами Российской армии.

Март

«Культура поведения»

«Гостевой этикет».

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«У истоков русской народной культуры»

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Русская матрёшка».

«Поэзия народного костюма».

«Грач на горе- весна на дворе»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Р ассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

«Положительные моральные качества»

«Оценка своих поступков».

Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Этические представления»

«Честность и лживость».

Беседа «Правда и ложь».

Чтение : Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

«Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

«Гражданская принадлежность»

«Международный женский день»

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику.

Продуктивная деятельность : подарки мамам и бабушкам.

«Духовно-нравственные чувства»

«Прощёное воскресение».

Рассказ воспитателя.

Беседа «Что означают наши христианские времена».

Апрель .

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как мы ведём себя на улице».

Дидактические упражнения : «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«У истоков русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить».

«Путешествие на златогривой чудо –тройке».

«Красная горка».

Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

«Положительные моральные качества»

«Справедливость и доброжелательность»

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

Чтение : А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Этические представления»

«Справедливость».

«Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы и наши права».

«Гражданская принадлежность»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос».

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе».

Чтение : М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

«Духовно-нравственные чувства»

«Православные праздники».

Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

Май.

«Культура поведения»

«Культура поведения на природе».

Рассматривание Красной книги Тамбовской области.

Экологические акции : «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка

выезжающим на природу».

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Край родной, навек любимый».

Прощание с «избой».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

Экскурсия в музей «Русская изба»

Беседа о русской избе и национальной кухне.

«Положительные моральные качества»

«Культура других народов».

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Этические представления»

«Трудолюбие и лень»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Семейная принадлежность»

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

«Гражданская принадлежность»

«День Победы».

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

Рассматривание иллюстраций .

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».

«Духовно-нравственные чувства»

«День славянской письменности и культуры».

Беседа о приближающемся празднике славянской письменности.

Список используемой литературы:

  1. Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир- прекрасное

творенье».
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Пояснительная записка

Программа “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 16 Нижегородской области город Саров.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основная образовательная программа начального общего образования ФГОС.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся.

1.1. Портрет ученика.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

1.2 Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

1.3 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; раскрытие пред учащимися роли культуры в развитии общества.

Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культурного поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений.

Особенность программы “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • “Акция “Подарок ветерану” - участие в помощи ветеранам, проживающим в микрорайоне;
  • “Братья наши меньшие” - забота о животных;
  • “Мы – шефы детского сада” - участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
  • “Подарок маме и любимой бабушке” - изготовление поделок к празднику Международный женский день, День матери.

4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о символике г. Нижнего Новгорода и г.Саров;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • начальные представления о народах России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Нижегородского края, города;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  • любовь к школе, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду.

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования. Приложение 1.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Презентация

II областные детские Серафимовские чтения “Путь с Богородицей” (номинация “Святыни земли Нижегородской”: Бармина Ангелина, призёр (1 место).

7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В числе мер по решению задач духовно-нравственного воспитания обучающихся. Предполагается проведение систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

Подобная работа предполагает 2 этапа:

  • просветительский этап,
  • этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительской конференции, родительского собрания, родительского лектория и др. по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением медиков, педагогов, священнослужителей.

Тематика мероприятий выстраивается в соответствии с насущными проблемами, возникающими в семье, где воспитывается ребёнок. Особое внимание должно уделяться семьям, составляющим группу риска.

Просвещение родителей предполагает издание и распространение брошюр и печатных материалов “Семейное духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек. Не исключена и работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (на отечественной истории, истории Нижегородской области, примеров современной жизни).

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

организацию совместных с родителями праздников, традиционных общешкольных и классных мероприятий, семейных гостиных: день Матери, День Защиты детей, КТД “Веселый Новый год”, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни”, “Мы и наши имена” и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;

  • создание родительских общественных организаций;
  • организацию системы взаимной помощи семей, помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальных классах. Приложение 3.

9. Воспитательный план работы по программе “Я и моя Родина” (1 – 4 классы). Приложение 4.

10. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника. Приложение 5.

12. Словарь нравственных понятий и терминов. Приложение 7.

13. Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности. Приложение 8.

Литература Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.

  • Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., “Вербум”., 2001.
  • 3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М., “Вербум”., 2001.
  • 4. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991. .
  • Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  • Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
  • Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
  • Педагогическая диагностика в школе. Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
  • Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
  • Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  • Кохан Елена Владимировна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МБОУ "СШ №3"
    Населённый пункт: г. Нижневартовск
    Наименование материала: статья
    Тема: "Механизм реализации программы духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы через деятельность кружка "Птица счастья".
    Дата публикации: 23.05.2017
    Раздел: начальное образование

    Механизм реализации программы

    духовно - нравственного воспитания

    обучающихся начальной школы

    через деятельность кружка «Птица счастья».

    духовно-нравственного

    воспитания

    является

    ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Педагоги,

    воспитывают

    нравственно

    здоровую

    наполненную

    духовной

    программы

    разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так

    подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся

    начальных

    актуальным

    является

    формирование

    гуманных

    отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В

    этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы

    этические

    художественной

    литературы,

    обсуждение

    положительных и отрицательных поступков детей.

    В качестве содержания духовно-нравственного воспитания рассматривается

    ценностей,

    присвоение

    обеспечивает

    духовно-нравственное

    становление

    растущего

    человека.

    духовно-нравственного

    воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается

    ребенком

    «взращивается»

    педагогом

    процессе

    педагогиче ского

    взаимодействия.

    Таким образом, задача педагога заключается в создании условия для того,

    чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.

    духовно-нравственному

    воспитанию

    начинаться

    младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и

    правилами

    поведения

    формирования

    моральных

    привычек.

    коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои

    знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает

    переход внешних моральных требований во внутренние.

    важнейших

    образования

    настоящее

    является

    освоение

    духовных

    ценностей,

    накопленных

    человечеством.

    нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется

    внутренними

    побуждениями,

    собственными

    взглядами

    убеждениями.

    Выработка

    взглядов,

    убеждений

    привычек

    составляет

    сущность

    нравственного воспитания.

    Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В

    этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному

    развитию

    личности

    «Истоки»,

    эстетика,

    художественная

    культура,

    педагогами

    нетрадиционных

    подходов к обучению.

    Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

    классах “Птица счастья” может широко использоваться преподавателями любых

    общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и

    других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят

    через большинство предметов школьного курса.

    Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

    счастья”

    составлена

    А.Лопатиной

    М.Скребцовой,

    включают

    подборки

    материалов

    нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые

    не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания,

    которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей,

    заставляет

    вслушиваться

    возрастных особенностей. Занятия несут не учебный характер. Так серьезная

    принимает

    привлекает

    заинтересовывает

    младших школьников.

    Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-

    нравственном

    становлении

    личности.

    осознаёт

    отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли,

    разбирается

    общественных

    явлениях,

    поведения,

    нравственных

    начинает

    задумываться

    вступает

    сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит

    естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние

    на всё его последующее развитие.

    Современные учебные программы для начальной школы насыщены учебным

    материалом,

    воспитание,

    привитие

    духовно-нравственных

    остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который

    существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной

    деятельности.

    внеурочная

    деятельность

    разнообразными формами и содержанием.

    духовно-нравственному

    воспитанию младших школьников.

    Работу кружка

    я построила на

    интеграции

    и внеурочной

    деятельности, что является одним из направлений, способствующих развитию

    творческого потенциала учителей с целью более эффективного воздействия на

    учащихся.

    Интеграция помогает учителю организовать работу в своём классе в течение

    предусматривая

    деятельности

    учащихся. Пользуясь программой кружка, можно найти немало возможностей для

    того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения

    учащимися. Учитель помогает учащимся раскрыть свои способности, задатки,

    свою индивидуальность.

    На занятиях я использую такие формы деятельности как:

    Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях

    чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.

    Чтение сказок - это универсальный способ разговора с детьми на духовно-

    нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не

    объяснить ни какими другими словами.

    Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки,

    живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого

    ребёнка, независимо от его развития.

    Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка

    чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками .

    Ребёнок учится играя. Самое важное – не забывать, что игры должны служить

    развитию души ребёнка.

    Разработана модель, которая предполагает интеграцию уроков и занятий кружка

    "Птица счастья" . А итогом, результатом интеграции являются проектные

    работы учащихся и участие в классных, школьных, городских мероприятиях.

    Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание,

    воспитательных

    мероприятий.

    обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким

    образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала

    по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

    Изучая курс по духовно-нравственному воспитанию, дети будут учиться

    бережному

    отношению

    окружает.

    Правильно

    организованная

    внеурочная

    деятельность

    обязательно

    принесёт

    положительные результаты и эффект.

    Так результатом интеграции стали детские проекты, инсценировки сказок,

    изготовление сборников руками детей, библиотечные часы, экскурсии и участие

    детей в коллективно творческих делах школы.

    Многие темы учебных предметов сочетаются по тематике с темами кружка

    «Птица счастья».

    1.Литературное

    «Птица счастья».

    Результат

    Победа добра над

    злом в русских

    народных сказках.

    Сила добра.

    Инсценировка сказки.

    Поэтическое

    изображение

    осени в стихах

    Удивительное чудо

    Конкурс на тему «Золотая

    осень»: рисунков, чтецов,

    тематических костюмов.

    О б о б щ е н и е

    теме «И в шутку и

    Город мудрости.

    всерьёз»

    всерьёз»

    занятиях

    кружка провожу

    этические

    художественной

    литературы,

    обсуждение

    положительных

    отрицательных

    поступков детей. Очень интересно проходят занятия в виде библиотечных часов,

    Изобразтельное искусство

    «Птица счастья».

    Результат

    Изображение и фантазия.

    «Сказочная птица».

    Творческая

    мастерская

    «Доброта».

    Э к с к у р с и я в

    искусств №2 на выставку

    «Воспитание красотой».

    Воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что

    позволяет

    реализовать

    различные

    способности

    возможности. Праздники, конкурсы, коллективно творческие дела, проводимые в

    нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться

    Окружающий мир

    «Птица счастья».

    Проектная деятельность

    учащихся

    «Где мы живём?»

    Родной город.

    Природа и человек.

    Проект: «Мой любимый город»

    в ы п о л н е н и я

    в ы п о л н е н и я.

    3. Исследование: -

    р о ж д е н и я

    г о р о д а.

    Достопримечательности

    Мои любимые места в городе.

    Таким образом, за время реализации программы по духовно-нравственному

    воспитанию

    повысился

    учащихся

    изучению

    страны, к истории своей семьи. Ребята узнали достопримечательности своего

    города, а также своих земляков, которые прославили свой город. Познакомились с

    многонациональным

    государством

    культуру

    населяющих нашу страну.

    Из всего вышесказанного можно заключить, что система работы по духовно-

    нравственному

    воспитанию,

    включает

    совместную

    деятельность

    реализации

    программы

    способствовать целостному

    развитию

    начальной

    успешной

    социализации,

    раскрытию

    индивидуальности

    сформированности основ

    нравственного

    самосознания

    личности, выполнение моральных норм, умение давать нравственную оценку

    своим и чужим поступкам.

    реализация

    программы

    счастья»

    нравственному направлению внеурочной деятельности.

    За время реализации программы с 1 по 4 классы собранный

    материал

    (альбомы, презентации) был предложен преподавателям

    для использования на

    уроках, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

    Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное

    духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или

    ином виде внеурочной деятельности.

    Лихачева Елена Алексеевна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Объячево
    Населённый пункт: с. Объячево, Прилузского района, Республики Коми
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Организация работы кружка "Светлячок" по формированию основ духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС
    Дата публикации: 05.12.2017
    Раздел: начальное образование

    Лихачёва Елена Алексеевна

    Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Объячево, Прилузский район,

    Республика Коми

    Организация работы кружка «Светлячок»

    по формированию

    основ

    духовно - нравственного воспитания школьников

    в условиях ФГОС

    Аннотация. Перемены,

    происходящие

    последние

    десятилетия

    затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-

    нравственную

    сферу общества. В статье раскрывается важность и значимость

    внеурочной

    деятельности

    школьников

    воспитанию

    духовно-нравственных

    ценностей. Предлагается тематика кружка «Светлячок», построенная на знакомстве

    с литературными произведениями и советскими мультипликационными фильмами.

    Поставлен

    правильно

    спланированная

    деятельность

    правильно

    подобранный

    методический

    материал

    формирует

    школьника

    морально

    нравственное устойчивое поведение в обществе.

    Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного

    общества

    приобрела

    значение.

    моральных

    ориентиров,

    обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным

    последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и

    наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

    Современный

    ребенок находится

    беспредельном

    информационном

    огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних

    Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения

    ребенком

    ценностей

    (системность,

    последовательность,

    традиционность,

    культуросообразность

    (клиповость,

    хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между

    культурой и антикультурой и т. д.).

    Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем,

    которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их

    взросления.

    Подмена реальных форм социализации виртуальными.

    Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной

    направлена

    формирование

    морально-нравственного,

    личностно

    развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

    В Концепции

    духовно- нравственного развития и воспитания гражданина

    определён

    современный

    национальный

    воспитательный

    идеал. Это

    высоконравственный,

    творческий,

    компетентный

    гражданин

    принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность

    за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных

    традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Программа курса внеурочной деятельности «Светлячок» составлена на основе

    программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и

    комплексной программы для детей и подростков ГУ РК «Республиканского центра

    социальной помощи семье и детям» г. Сыктывкара «Формирование толерантных

    отношений», «Ответственное родительство». Программа может быть реализована

    учителем начальной школы в сотрудничестве с родителям. Возможно привлечение

    заинтересованных

    учащихся,

    педагогов

    дополнительного

    образования,

    специалистов других соц. структур. Учитель проводит занятия во внеурочное время

    один раз в неделю (для 1 классов); 2-3 раза в четверть для 2 и 3 классов; 4 –ые

    классы изучают предмет ОРКСЭ.

    Программа включает в себя 134 занятия по 35 - 45 минут и рассчитана на три

    года обучения.

    Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач

    образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,

    накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его

    поведении,

    контролируется

    внутренними

    побуждениями,

    собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и

    привычек составляет сущность нравственного воспитания.

    Цель программы : воспитание нравственных чувств и этического сознания у

    младших школьников.

    Задачи :

    Сформировать

    первоначальные

    представления

    моральных

    правилах

    нравственного

    поведения,

    этиче ских

    н о рм а х

    взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями

    различных убеждений, представителями социальных групп.

    Способствовать

    усвоению

    поведения

    образовательном

    учреждении,

    населённом

    общественных

    местах, на природе.

    Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений

    между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

    правилам

    дискуссии,

    аргументировано

    высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и

    развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

    Программа

    обеспечивает

    реализацию

    направлений

    нравственного

    воспитания

    развития:

    воспитание

    нравственных

    этического сознания младшего школьника.

    Реализация

    программы

    предполагает

    формирование

    первоначального

    представления

    ценностях

    отечественной

    культуры

    процессе

    проведения

    экскурсий,

    путешествий,

    творческой

    деятельности,

    театральные

    постановки,

    литературно-музыкальные

    композиции,

    художественные

    выставки

    просмотр

    мультфильмов,

    участие в православных праздниках, благотворительных ярмарках и концертах и

    выстраиваются

    эмоционально

    окрашенные,

    строятся

    непроизвольном

    внимании

    включают

    элементы.

    Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего

    рассказ вместе с родителями. Важно включать в работу каждого из детей. Давать

    возможность высказать своё мнение, проявить радостную или эмоцию огорчения.

    На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных

    ситуаций,

    примерить

    возможно

    несвойственные

    характеру

    разъяснения,

    объяснения

    обучения.

    возможна незаконченность для домашнего размышления над ситуацией. Основная

    задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему

    миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной

    сущности; заглянуть внутрь себя, познать, понять себя.

    проводятся

    тренингов,

    внеурочных

    мероприятий,

    игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт

    нравственного

    поведения в различных сферах деятельности и при различных обстоятельствах.

    являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных,

    социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными

    источниками нравственности являются:

    патриотизм

    служение Отечеству);

    социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,

    институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие,

    честь, достоинство);

    гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед

    Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический

    мир, свобода совести и вероисповедания);

    семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о

    старших и младших, забота о продолжении рода);

    творчество

    (творчество

    созидание,

    целеустремленность

    настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в

    государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских

    присваиваются

    школьниками

    системных

    культурологических

    представлений о религиозных идеалах;

    искусство

    литература

    (красота,

    гармония,

    духовный

    человека,

    нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

    человечество

    многообразие

    равноправие

    народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как

    минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в

    одной практической ситуации).

    Для первоклассников я выбрала формы проведения занятий с использованием

    художественных

    произведений,

    просмотр

    советских сказок и мультфильмов. Почему такое решение?!

    Мультфильмы любимы и понятны младшему школьнику , поскольку они в

    доступной форме объясняют

    процессы,

    знакомят

    удовлетворяют

    познавательные

    эмоциональные

    потребности. Мультфильм

    наиболее

    эффективный

    воспитатель

    искусства

    поскольку

    сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и

    слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным

    эффективных

    наглядным

    материалом. Герои мультипликационных фильмов могут , являться настоящими

    учителями

    оптимизма

    толерантности,

    помогающими

    различные

    жизненные задачи.«Правильно» подобранные мультфильмы путем восприятия на

    экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение,

    внимание.

    большинство

    современных

    останавливают

    на современных

    мультфильмах ,

    предпочтение

    таким мультфильмам

    как «Фиксики», «Маша

    медведь», «Том

    Джери»,«Семья

    временем»,

    ограничивают

    выборе мультфильма ,

    предоставляют право выбора своему ребенка.

    любимыми

    становятся

    персонажи,

    могут совершить жестокий поступок и даже убийство, обидеть или оскорбить.

    Поэтому меняю стереотип восприятия, предлагая для просмотра советские

    мультфильмы и сказки, на которых выросло не одно поколение хороших родителей,

    имеющих четкие нравственные и гражданские позиции.

    Что же привлекательного в советском мультфильме ? Эти мультфильмы –

    настоящая находка : в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности,

    преданности, умению ценить дружбу и другим важным для развития личности

    качествам .

    ценность «правильного» поступка,

    идеализация

    честности,

    духовности, нравственности – всех тех качеств , которые каждый из нас хочет

    привить своим детям. И еще в мультфильме воспитание этих замечательных черт

    происходит как бы исподволь, незаметно, а потому не вызывает противодействия

    подобное

    приобретается легче

    всего, так как отсутствует протест против подневольного

    нравоучения. Нет конфликта «отцов и детей».

    отметить

    практически

    каждый советский

    мультфильм был

    настоящим

    произведением

    искусства.

    регулярный

    просмотр

    хороших мультфильмов поможет привить малышам хороший вкус и

    разборчивость в выборе фильмов.

    Герои советских мультфильмов с добрыми лицами и искренними улыбками.

    Имена героев Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Настенька, Алёнушка, их

    женственность выражена через духовные качества. Многие персонажи одеты в

    русский национальный костюм. А русский дух – олицетворение силы, могущества,

    храбрости,

    преданности

    экранизации современных мультфильмов.

    касается

    литературы,

    Горького,

    Сухомлинского,

    Романовской)

    воспитании

    нравственной культуры ребенка играет хорошая книга. Одних она учит добру,

    другим она становится хорошим другом, советчиком, третьим, позволяет черпать

    материал

    размышлений.

    значение

    благодаря ей дети познают примеры нравственности, учатся различать добро и зло.

    последнее

    родители,

    педагоги,

    писатели

    усовершенствованные пути к активизации воспитательного потенциала книги. Как

    мы часто говорим, что книга - это открытие мира. Не только сознание, но и

    поступки

    художественного

    помогает

    осознать отношения между людьми, вызывает стремление быть лучше, оно словно

    окрыляет

    заставляет

    художественной литературы младшие школьники знакомятся с такими понятиями

    как: добро, совесть, справедливость, честность и т. п. Детская литература дает

    возможности расширения кругозора ребят, формирует мировоззрение и моральные

    представления, развивает эмоциональную сферу. Для того, чтобы добиться высокой

    эффективности

    нравственного

    воспитания

    школьников

    процессе

    ознакомления

    художественной

    литературой,

    необходимо

    выполнять некоторые условия: – использовать различные методы и формы работы с

    книгой; – проводить непрерывную работу по ознакомлению младших школьников с

    художественной

    литературой;

    правильно

    подбирать

    художественную

    литературу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Выбор

    учителем художественного произведения для чтения и анализа следует производить

    так, чтобы рассказ или сказка вызывала интерес у детей младшего школьного

    возраста и способствовала развитию их нравственной культуры. Художественные

    произведения, заданные учителем для чтения, должны быть из разных жанров, а

    также должны ставить и раскрывать различные проблемы и быть традиционными

    детского

    условиях

    реализации

    внеурочная

    деятельность позволяет вести планомерную и систематическую работу по духовно-

    нравственному воспитанию на основе чтения художественной литературы.

    При изучении какого-либо художественного произведения, так или иначе, у

    школьников

    происходит

    восприятия.

    влияет на развитие и становление личности, а также с помощью него в сознании

    человека

    происходит

    отражение

    ситуаций

    возникающих

    непосредственном

    воздействии

    физических

    раздражителей

    рецепторные

    поверхности органов чувств»

    Художественная литература - признанный носитель духовного начала в

    человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной

    литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его

    жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней

    жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Растя его на лучших

    образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно богатую

    жизнь. Нравственные начала в художественной литературе не преподносятся в

    готовом виде. Они индуктируются в детской душе и закрепляются в его

    эмоциональной памяти.

    Особое место занимают притчи . В этих лаконичных историях заключены малые

    или большие законы человеческого мира, а основаны они на искусстве меткости

    слова. Специфика притч заключается в том, что в них резюмируется мораль – либо

    прямым текстом, либо очевидным намеком. В последнем случае адресаты рассказа

    могут выдвинуть собственную версию заложенного в них смысла.

    Также не менее хороши басни, в которых тонко безадресно высмеиваются плохие

    поступки,

    поступки

    заставляют

    задуматься

    собственным поведением, которое нередко становится узнаваемым слушателю или

    читателю.

    Представляю учебно-тематический план кружка «Светлячок»

    Программа кружка разбита на блоки, в каждом блоке указана цель,

    определены темы и материал для работы:

    Что такое хорошо и что такое плохо?

    Раздел содержит темы: 1.Что такое хорошо и что такое плохо?

    2. О равнодушии и добре

    3. Что не купишь за деньги

    4. Спешите делать добро

    В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

    Рассказ В. Осеевой «Плохо»;

    Притча старца Паисия (о богатстве)

    Сказка Э. Фарджона «Добрый фермер»

    Притча «Юноша и морские звёзды», мультфильм «Фунтик»

    Цель: Раскрыть понятия «отзывчивость» и «равнодушие»; способствовать

    воспитанию у детей доброты и отзывчивости; вызвать у детей стремление

    замечать в окружающих положительные качества; помочь детям

    сформировать навыки толерантного отношения к людям независимо от их

    социального положения.

    художественных произведений.

    Оформление: Пословицы и поговорки о доброте, высказывания великих

    людей (Л. Толстого, М. Твена, Апостола Павла)

    Драгоценности души

    Раздел содержит темы: 5. Драгоценности души

    6. Учимся сочувствовать

    7. Прояви сострадание

    8. Учимся видеть хорошее

    В. Короленко «Слепой музыкант»;

    Сказка О. Уайльда «Счастливый принц»;

    Мультфильм «Рекс», «Чудесный подарок снеговика»

    Басня И.Крылова «Листы и корни»

    Цель: Способствовать развитию у детей таких качеств как сочувствие,

    сострадание; развивать умения сопереживать, сочувствовать окружающим.

    произведений, тесты.

    Оформление: Высказывания великих людей (Б. Франклина, Д. Дидро, Ж.

    Поль, Л.Н. Толстой)

    Жить в единстве

    Раздел содержит темы: 9. Жить в единстве

    10. Не такой как все

    11. Мальчишки и девчонки

    12. Дети разных народов

    13. Разноцветный мир

    14. Протяни руку

    15. В чужой стране

    Сказка «Лесные певцы». Басня И.Крылова «Квартет»

    Сказка «Маленький котёнок», мультфильм «Гадкий утёнок»

    Слушание и разучивание песни «Из чего сделаны наши девчонки»,

    Дидактическая игра.

    Мультфильм «Леди и бродяга», «Бобик в гостях у Барбоса»

    Мультфильм «Просто так»

    Сказка «Приключение лисёнка»

    Цель: Дать детям представление о сотрудничестве с людьми разных

    национальностей, культур, вероисповеданий; показать различия во

    внешности поведении людей разных национальностей; сформировать

    адекватное восприятие людей разных национальностей.

    Составляющие занятий: Игры, упражнения, беседа, чтение художественных

    произведений, работа в группах, коллаж «Наш сад»

    Оформление: Пословицы и поговорки о дружбе, высказывания великих

    людей (Мартин Лютер Кинг)

    Умей уважать других

    Раздел содержит темы: 16. Умей уважать других

    17. Ты мой друг и я твой друг

    18. Глаза в глаза

    20. Между мной и тобой

    21. Надёжный круг

    Сказка «Добрая собака»;

    Фильм-сказка «Морозко»;

    Мультфильм «Чебурашка и Крокодил Гена» (строительство домика

    для друзей)

    Рассказ В.Осеева «Синие листья»;

    Сказка «В гостях у царя»» Т. Шарыгина

    Сказка «Федя и Петя» Т. Шарыгина

    Цель: Способствовать воспитанию у детей уважения к другим культурам;

    смоделировать формы эффективного общения в данной группе и социуме в

    целом; развивать адекватные способы взаимодействия с противоположным

    Составляющие занятий: Игры, упражнения, анализ ситуаций, беседа, чтение

    художественных произведений, работа в группах.

    Оформление: Пословицы и поговорки.

    Секрет милосердия

    Раздел содержит темы: 22. Секрет милосердия

    23. Законы милосердия

    24. Волшебная лавка

    25. Эмблема милосердия

    26. Ключ врага милосердного

    Притча о самарянине;

    Сказка «Феи милосердия» Т. Шарыгина;

    Притча «Волшебная лавка»;

    Л.Толстой рассказ «Старый дед и внучек»; Сказка В. Катаева «Цветик –

    семицветик», одноимённый мультфильм.

    Сказка В.Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»

    Цель: Развивать у детей умение быть внимательными и чуткими к близким и

    окружающим их людям.

    Составляющие занятий: Игры, упражнения, анализ ситуаций, чтение

    художественных произведений (в т.ч басни).

    Оформление: Пословицы и поговорки о доброте, милосердии, высказывания

    великих людей (Э. Сведенборг, Д. Дон)

    Взаимопонимание

    Раздел содержит темы: 27. Взаимопонимание

    28. О тебе и обо мне (Кто я? Какой ты?)

    29. Диалог «карамбия»

    30. Я сам себе кумир

    Сказка «Поговорили»

    Притча «Три сына»

    Сказка В. Сухомлинского «Лепесток и цветок»

    Сказка «Заяц-хваста»,одноимённый мультфильм

    Цель: Рассказать детям о необходимости и значимости взаимопонимания

    между людьми; развивать у детей умение уважать достоинство других, дать

    возможность осознать свои достоинства и недостатки; учить детей строить

    доверительные отношения между собой, выработать правила работы в

    Составляющие занятий: Игры, упражнения, инсценировка ситуаций, беседа,

    чтение художественных произведений, работа в группах.

    Оформление: Высказывание (Сократа)

    Я тебя прощаю

    Раздел содержит темы: 31. Я тебя прощаю

    32. Сила прощения

    33. Жить с достоинством «Что это значит?»

    Мультфильм «Тимошкина ёлка»

    Сказка Г.Х. Андерсена «Двенадцать месяцев», одноимённый

    мультфильм;

    Мультфильм «Золотая антилопа»

    Притча «Всё в твоих руках»

    Цель: Способствовать формированию у детей умения прощать другого

    человека.

    Составляющие занятий: Игры, упражнения, беседа, чтение художественных

    произведений, анализ ситуаций, работа в группах.

    Оформление: Ситуации

    Круг обратной связи (Рефлексия)

    Цель: Обобщить полученные знания детей; Закрепить коммуникативные

    Составляющие занятий: Игры, упражнения.

    Во 2-3 классах идёт сквозная тема Православные (двунадесятые) праздники:

    Покровские посиделки;

    Рождество Христово

    Масленица,

    Пасха и т.д (по усмотрению учителя)

    Кроме этого в рамках кружка с детьми организуется участие детей в

    различных мероприятиях, конкурсах на уровне школы и района с активным

    привлечением родителей и специалистов других социальных структур.

    А. С. Макаренко

    А. С. Макаренко говорил о детях так:

    «…Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и

    строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив, и таким

    он должен быть не только в будущем, но и каждый свой нынешний день»

    Воплощая слова А.С. Макаренко в жизнь сроится воспитательный процесс

    учащихся школы в рамках духовно- нравственного направления.

    муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Красногорский детский сад «Сказка»

    Росток

    программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

    Составил:

    воспитатель МДОУ Красногорский

    детский сад «Сказка»

    Федорова Светлана Анатольевна

    старший воспитатель

    МДОУ Красногорский

    детский сад «Сказка»

    Латфуллина Гузель Минулловна

    п.Красногорский

    Пояснительная записка

    Программа “Росток” духовно-нравственного воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития дошкольников МДОУ Красногорский детский сад «Сказка».

    Актуальность программы очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

    Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

    Программа «Росток» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

    Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федерально государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир» под редакцией Шевченко Л.Л.

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена на воспитание в каждом воспитаннике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов.

    Портрет воспитанника.

    Обобщенный результат реализации программы кружка «Росток» фиксируется в портрете ее выпускника:

    способный организовать свою деятельность

    любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    любящий свой край и свою Родину;

    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

    доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    Целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, создание благоприятных условий для освоения ценностей культуры православия.