Противогололедные устройства. Электронное издание сдм - строительные дорожные машины и техника. Б.2. Методика определения коррозионной активности противогололедных материалов на металл

А втоматическая С истема О беспечения П ротивогололедной О бстановки

Основные цели Автоматической системы обеспечения противогололедной обстановки (АСОПО) :

  • Обеспечение раннего оповещения об образовании гололеда на основании данных краткосрочного прогноза метеообстановки и состояния дорожного покрытия в районе позиционирования системы;
  • Обработка дорожного покрытия реагентом в автоматическом режиме для обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения.

Основные преимущества Автоматической системы обеспечения противогололедной обстановки (АСОПО):

  • Применение жидких противогололедных реагентов, в т. ч. на ацетатной основе, не имеющих коррозионного воздействия на искусственные сооружения;
  • Снижение негативного воздействия на окружающую среду;
  • Внедрение современных средств и методик обслуживания дорожного покрытия;
  • Полная автоматизация процессов;
  • В системе АСОПО реализована обратная связь с клапанами, которая позволяет отслеживать работу каждого клапана и, соответственно, каждого узла;
  • В системе реализована защита данных в соответствии с Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 14 марта 2014 года № 31"Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья";
  • Извещение обслуживающего персонала о работе системы и включении аварийных режимов;
  • Интеллектуальная система способна «подсказывать» ремонтной бригаде, на каком участке системы произошел сбой, и какое оборудование вышло из строя.

Автоматическая Система Обеспечения Противогололедной Обстановки (АСОПО) давно зарекомендовала себя как эффективное средство для повышения безопасности движения на опасных участках автомобильных дорог. Особенность АСОПО заключается в способности самостоятельно, без участия диспетчера, на программном уровне определить момент возможного обледенения дорожного полотна и заблаговременно обработать участок автодороги. Каждая система имеет индивидуальное строение и набор дополнительных функций, зависящих от её местоположения и требований Заказчика.

Программное обеспечение АСОПО (ПО АСОПО) получает данные с метеорологической станции и дорожных датчиков 1 раз в минуту. Рекомендованная частота обновлений может изменяться в зависимости от пожеланий Заказчика.

Метеорологическая станция передает данные ПО АСОПО:

  • о скорости и направлении ветра;
  • о температуре воздуха;
  • об атмосферном давлении;
  • о количестве осадков.

С дорожных датчиков ПО АСОПО получает информацию:

  • о температуре дорожного полотна;
  • о его состоянии (сухое, влажное, датчик требует очистки);
  • о концентрации соли, а также о толщине водяной пленки (до 4 мм) на поверхности дорожного полотна.

ПО АСОПО, на основании полученных метеорологических данных, составляет вероятный прогноз изменения температуры и производит его корректировку в случае резкого изменения метеорологической обстановки (время хранения метеорологических данных устанавливается по желанию Заказчика). Далее, метеорологические данные корректируются, исходя из «худших» данных, о концентрации соли и температуры проезжей части, полученных с дорожных датчиков. Исходя из совокупности метеорологических данных и данных с дорожного датчика, ПО АСОПО рассчитывает температуру, при которой на дорожном полотне может образоваться наледь.

Таким образом, АСОПО является современным и высокотехнологичным продуктом, отвечающим всем требованиям обеспечения безопасности. Система имеет все необходимые сертификаты, декларацию таможенного союза, а программное обеспечение занесено в единый реестр (Минкомсвязи РФ) российских программ.

В АСОПО можно выделить три основных элемента: ЦНС (центральная насосная станция),
клапанные коробки с форсунками, система раннего оповещения.

1. ЦНС - это основной элемент АСОПО, в которой располагается блок управления противогололедной системой, насос, резервуары для жидкого реагента и воды, пульт управления и отслеживания работы или состояния системы.

ЦНС может располагаться как отдельно стоящее строение, так и быть встроенной в конструкцию моста или тоннеля.
Внутренняя комплектация ЦНС может меняться в зависимости от поставленных задач.

2. Клапанные коробки и форсунки располагаются по всей длине обрабатываемого участка дороги.
Клапанные коробки и форсунки монтируются вдоль проезжей части и соединены с ЦНС
магистральным трубопроводом, коммуникационным и питающим кабелями.

Существует два метода монтажа:
скрытый (внутри технологических проходов) и открытый (поверх технологических проходов).
Форсунки устанавливаются с определенным шагом по всей длине участка и имеют несколько вариантов исполнения:
в бордюрном камне, барьерном ограждении, в проезжей части.

3. Система раннего оповещения состоит из метеорологической станции, устанавливаемой вблизи обрабатываемого
участка дороги и дорожных датчиков. Дорожный датчик монтируется в дорожное полотно.
Количество датчиков варьируется в зависимости от характеристик обрабатываемого участка.

Основные отличия Автоматической системы оповещения противогололедной обстановки (АСОПО) компании "Технологии Безопасности" от зарубежных и отечественных аналогов:

  • Система работает в автоматическом режиме;
  • Заблаговременный прогноз образования гололеда;
  • Система оснащена традиционными системами съема данных о работе, которые обрабатываются самообучающейся искусственной нейронной сетью, позволяющей предсказать возможные неисправности. Кроме того, в системе АСОПО реализована обратная связь с клапанами, которые позволяют отслеживать работу каждого клапана и, соответственно, каждого узла;
  • Некорректные действия оператора блокируются, команды не доходят до исполнительных устройств;
  • Система обладает открытым интерфейсом и позволяет передавать данные в вышестоящие информационные системы по согласованным открытым протоколам;
  • Система обладает уникальным средством отображения работы всех установленных систем Заказчика и их состояния в максимально удобной форме;
  • В системе реализована защита данных в соответствии с Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 14 марта 2014 года № 31 " Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды";
  • Интеграция с геоинформационной сетью (ГИС);
  • Извещение обслуживающего персонала о наступлении события;
  • Защита от помех;
  • Интеллектуальный механизм анализа данных о работе системы и предотвращения сбоев;
  • Удаленный доступ к центральной насосной станции с использованием планшета на расстоянии до 50 м.;
  • Интеллектуальная система обслуживания и ремонта. Система способна самостоятельно "подсказывать" ремонтной бригаде, какие элементы подлежат замене и формировать технологическую карту проведения ремонтно-восстановительных работ;
  • Гарантированный срок службы АСОПО, при регулярном техническом обслуживании, составляет от 15 до 20 лет.

Компания "Технологии Безопасности" осуществляет полный комплекс работ по оснащению дорожной инфраструктуры автоматической системой обеспечения противогололедной обстановки (АСОПО):
Проектирование, изготовление, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.
Благодаря наличию собственной производственной базы, наша компания выполняет основные требования Правительства Российской Федерации:

  • Обеспечение безопасности на дорогах путем использования эффективной российской инновационной технологии;
  • Обеспечение экономической эффективности при импортозамещении.

Наша компания оказывает услуги на всей территории Российской Федерации.
Мы гарантируем нашим Заказчикам качественное выполнение услуг в срок и по разумной цене.

Разумов Ю.В. доцент кафедры "Дорожно-Строительных Машин"

1. Распределители противогололедных средств.

Машины для борьбы с гололедом бывают с механическим, физико-термическим и химическим способом воздействия на гололед. При содержании дорожных покрытий применяют в основном распределители противогололедных материалов с химическим воздействием на гололед, т. е. распределители по поверхности покрытия песка, хлоридов, реагентов и др. Специальное оборудование этих машин состоит из кузова для технологических материалов, скребкового конвейера, распределительного устройства, привода и гидросистемы. Распределители часто оснащают дополнительным оборудованием: щеточным устройством и снежным плугом, конструкция которых аналогична оборудованию подметально-уборочных машин.

Рабочее оборудование распределителя монтируют на базе грузовых автомобилей (рис.2.9.). На автомобиль устанавливают специальный кузов-бункер сварной конструкции объемом 2,2÷3,0 м3. Боковые, передняя и иногда задняя стенки кузова расположены под углом для лучшего перемещения песка вниз к конвейеру и далее к распределительному устройству. В днище кузова расположен скребковый конвейер, ведомый вал и механизм натяжения которого смонтированы в передней части кузова. Скребковый конвейер служит для подачи материала к распределительному устройству, установленному в задней части кузова. Задний борт машины имеет отверстие для выхода скребкового конвейера, с которого материал поступает в направляющую воронку. Из воронки противогололедный материал поступает в распределительное устройство, как правило, дискового типа. Диск вращается с частотой 1,7÷8 об/мин, и под действием центробежных сил материал веером рассеивается по покрытию. Ширина полосы распределения материала составляет 4÷8 м. Привод рабочего оборудования машины бывает механический или гидравлический. В механическом приводе крутящий момент передается от основного автомобильного двигателя через коробку отбора мощности, карданные передачи, цепные и зубчатые редукторы к ведущему валу скребкового конвейера, распределительного диска и щеточного устройства.

В машинах с гидравлическим приводом крутящий момент от двигателя автомобиля передается на гидросистему, приводящую в движение скребковый конвейер и диск. Гидропривод обеспечивает возможность плавного бесступенчатого изменения скорости скребкового конвейера и частоты вращения распределительного диска, что позволяет устанавливать необходимую плотность распределения материалов (30÷500 г/м3) и ширину обработки покрытия без изменения скорости движения автомобиля. В последнее время для борьбы с гололедом все более широкое применение находят жидкие реагенты. Для распределения жидких противогололедных материалов могут быть использованы поливочно-моечные машины или специальные распределители. Производительность пескоразбрасывателей определяют так же, как и самоходных машин непрерывного действия, с учетом потерь на загрузку кузова противогололедным материалом, переезд машины в загруженном и разгруженном состоянии и другие вспомогательные операции. Средняя производительность машин для распределения противогололедных материалов составляет 20÷90 тыс. м/ч. Применение пескоразбрасывателей на аэродромах крайне нежелательно. Особенно это противопоказано на аэродромах, где эксплуатируют самолеты с турбореактивными двигателями. Применение таких машин в аэропортах следует ограничить подъездными дорогами. Для удаления гололедной пленки и снежно-ледяного наката, образующихся на поверхности покрытий, применяют тепловые машины. Принцип работы тепловых машин заключается в воздействии на обледенелое покрытие с помощью высокотемпературного скоростного потока продуктов сгорания топливовоздушной смеси, поступающей из турбореактивного двигателя, установленного на специальной раме автомобиля. Для повышения эффективности процесса удаления льда с покрытия на ряде тепловых машин устанавливают дополнительно источники инфракрасного излучения. Лед прозрачен для инфракрасных лучей. Поэтому инфракрасное излучение, генерируемое излучателем, свободно проходит через слой льда к граничной поверхности покрытия, которая, будучи непрозрачной, поглощает лучи и нагревается. Тепло от поверхности покрытия в свою очередь передается к пограничному слою льда, что приводит к подплавлению последнего и к полному ослаблению сил, связывающих лед с покрытием. Газовоздушная струя вследствие аэродинамического напора взламывает подтаявший лед и уносит его за пределы покрытия. Производительность тепловых машин рассчитывают аналогично производительности снегоочистителей.

ООО Стройпроект" производит работы по проектированию, поставке оборудования, строительству и пусконаладке Автоматических Противогололедных Систем (АПС).

Автоматическая противогололедная система (АПС)

Противогололедная установка предназначена для нанесения жидкого реагента на дорожное полотно с целью предотвращения на нем гололедных явлений как по обработанной информации собственных метео- и дорожных датчиков (автоматический режим), так и по командам с диспетчерского терминала (полуавтоматический режим).

Передача информации между установкой и диспетчерским терминалом осуществляется по GSM сети.

Основной режим работы установки автоматический. В этом режиме она по показаниям входящей в ее состав автоматической дорожной метеостанции способна прогнозировать наступление гололедных явлений и самостоятельно проводить обработку дорожного полотна жидким противогололедным реагентом. Возможна работа установки в полуавтоматическом режиме, при котором установка проводит дорожного полотна по командам диспетчера с удаленного терминала.

Технические характеристики системы:

Назначение системы АПС предназначена для нанесения жидкого реагента на дорожное полотно с целью предотвращения гололедных явлений
Длина обрабатываемого дорожного участка одной гидромагистралью До 5000 метров
Количество гидромагистралей До 6 (в зависимости от конфигурации дорожного участка)
Ширина обрабатываемого дорожного участка до 11 метров
Расположение разбрызгивающих устройств(РУ) В зависимости от конструктивных особенностей дорожного участка (За волновым ограждением дорожного полотна; За декоративным обрамлением тунеля; За дорожным ограждением типа "Нью-Джерси")
Расстояние между РУ 8 - 15 метров
Время обработки дорожного участка одной гидромагистоалью До 10 минут
Время, на которое делается метеопрогноз гололедных явлений на контролируемом дорожном участке На 30 минут
Режим работы системы Автоматический, полуавтоматический при участии диспетчера
Канал связи с диспетчерским терминалом GSM
Тип здания для центральной насосной станции Контейнер (7x2,5x2,5м или 9х2,5х2,5м)
Объем емкостей для хранения реагента 7,2 до 12,6 м 3 .

Состав АПС:

  • автоматическая дорожная метеостанция (АДМС);
  • насосная станция (НС);
  • оборудование дорожного участка.

Автоматическая дорожная метеостанция (АДМС)

Автоматическая дорожная метеостанция включает в себя мачту и размещаемую на ней аппаратуру. Мачта АДМС располагается на крыше НС.

В состав аппаратуры АДМС входят:

  • датчик температуры воздуха;
  • датчик давления;
  • датчик скорости и направления ветра;
  • датчик вида и количества осадков;
  • дорожный датчик (бесконтактный, располагается над дорожным полотном).

Насосная станция представляет собой контейнер (габариты 7.0 * 2.5 * 2.5 или 9.0 * 2.5 * 2.5 метров) с размещенным внутри гидро и электро оборудованием. Изготовление корпуса насосной станции, монтаж оборудования, его испытания и тестирование проводятся в заводских условиях. Для установки на дорожный участок поставляется готовая и проверенная насосная станция.

  • комплект датчиковой аппаратуры.
  • В состав электрооборудования насосной станции входят

    • оборудование системы электроснабжения, которое обеспечивает прием электроэнергии от внешнего источника электроснабжения, ее учет и разводку по внутренним потребителям АПС;
    • оборудование системы управления (СУ);
    • оборудование системы связи с диспетчерским терминалом.

    Оборудование дорожного участка:

    В состав оборудования дорожного участка входят дорожные головки (ДГ) с размещенными внутри разбрызгивающим устройством (РУ), электроклапаном и контрольно-управляющим устройством (КУМ), а также магистральные трубопроводы для подачи жидкого реагента от НС до ДГ и электрокабели для управления работой оборудования ДГ.

    Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений

    ОДМ 218.5.006-2008

    Утверждены
    распоряжением Росавтодора
    от 10.09.2008 № 383-р

    Москва 2009

    В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями о возможности применения новых экологически чистых антигололедных материалов и технологий для борьбы с зимней скользкостью на покрытиях мостовых сооружений:

    1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей и межрегиональным дирекциям по дорожному строительству автомобильных дорог федерального значения рекомендовать к применению с 1 сентября 2008 г. прилагаемый ОДМ 218.5.006-2008 "Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений" (далее - ОДМ 218.5.006-2008).

    2. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 1 сентября 2008 г. ОДМ 218.5.006-2008.

    3. Управлению делами (Блинова С.М.) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.5.006-2008 и направить его в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.

    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя С.Е. Полещука.

    Руководитель О.В. Белозеров

    Предисловие

    1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ». Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» - и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

    2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

    3. ИЗДАН: На основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 10 сентября 2008 г. № 383-р.

    Раздел 1. Область применения

    Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений" является актом рекомендательного характера и разработан в качестве дополнений к "Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" (ОДМ 218.3.023-2003).

    Методические рекомендации содержат перечень противогололедных материалов, возможных к применению для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных мостах и других искусственных сооружениях, раскрывают особенности эксплуатации автодорожных мостов в зимних условиях, требования к ПГМ и нормы их распределения, а также необходимые мероприятия по коррозионной защите конструктивных элементов мостов и обеспечению антигололедного состояния дорожных покрытий на искусственных сооружениях.

    Положения, изложенные в документе, рекомендуется использовать при зимнем содержании и ремонте автодорожных мостов.

    Раздел 2. Нормативные ссылки

    В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

    При интенсивности >3000 авт./сутки - 4 часа,

    При интенсивности 1000-3000 авт./сутки - 5 часов,

    При интенсивности <1000 авт./сутки - 6 часов,

    е) Рыхлый (уплотненный) снег на тротуарах в населенных пунктах после снегоочистки не должен превышать 5 (3 см). Срок очистки тротуаров в населенных пунктах не более 1 суток.

    ж) Не допускаются не посыпанные фрикционным материалом тротуары в населенных пунктах. Нормативное время посыпки после окончания снегопада в местах с интенсивностью движения пешеходов:

    Св. 250 чел./ч не более 1 ч

    100-250 чел./ч не более 2 ч

    До 100 чел./ч не более 3 ч

    з) Не допускается наличие противогололедных материалов на ограждениях и перилах.

    и) Не допускаются засорение лотков водоотводных трубок и окон в тротуарных блоках.

    к) Рыхлый (талый) снег на проезжей части допускается толщиной не более 1 (2) см для А1, А2, A3, Б; 2 (4) см для дорог Б2.

    Нормативная ширина очистки 100 %.

    л) Срок ликвидации зимней скользкости с момента образования (и уборки снега с момента окончания снегопада) до полного устранения, не более 3 (4) ч для А1, А2, A3; 4 (5) ч для В; 8-12 ч для Г1; 10 (16) ч для Г2.

    м) Снежный накат не допускается на А1, А2, A3, Б; и допускается до 4 см для В, Г1; до 6 см для Г2 при интенсивном движении не более 1500 авт./сут.

    н) Основные требования к состоянию дорожного покрытия на искусственных сооружениях в зимних условиях приведены в Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог. М. 2003.

    Раздел 7. Борьба с зимней скользкостью на мостовых сооружениях

    а) Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости на мостовых сооружениях включают:

    Профилактическую обработку покрытий химическими противогололедными материалами;

    Ликвидацию образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя химическими противогололедными материалами и/или специальной дорожной техникой;

    Повышение шероховатости проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);

    Устройство специальных покрытий с антигололедными свойствами.

    б) Для повышения эффективности борьбы с зимней скользкостью проводят мероприятия по:

    Устройству автоматических систем распределения жидких ПГМ и антигололедных покрытий на особо ответственных искусственных сооружениях.

    Повседневному обеспечению метеорологическими данными для своевременной организации борьбы с зимней скользкостью, особенно при профилактической обработке покрытий, на искусственных сооружениях путем создания системы дорожных метеостанций (постов).

    в) С целью предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение ПГМ производят или превентивно (основываясь на метеопрогнозе) или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения снежного наката).

    г) Распределение ПГМ во время снегопадов позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии.

    После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют с проезжей части последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

    д) Химические реагенты, для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях используют только экологически безопасные. К экологически безопасным относятся ПГМ, выпускаемые на основе ацетатов, формиатов, карбамидов и других безхлорных реагентов.

    е) После разрыхления наката (вследствие частичного плавления и воздействия колес автотранспорта) обычно в течение 2-3 часов рыхлую водо-снежную массу (шугу) убирают последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

    ж) При образовании на покрытии стекловидного льда (наиболее опасного вида зимней скользкости) работы по его ликвидации состоят в распределении химического ПГМ, интервала (выдержка) до полного таяния льда, очистке и уборке проезжей части от образовавшегося раствора или шуги (при необходимости).

    з) При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью на мостах применяют песок, каменные высевки, щебень и шлак в соответствии с требованиями ОДН 218.2.028-2003 .

    и) Противогололедные материалы распределяют равномерно по поверхности покрытий в соответствии с необходимыми нормами распределения, указанными в таблице 1.

    Таблица 1. Ориентировочные нормы химических противогололедных материалов на проезжей части мостовых сооружениях (г/м 2).

    Группа ПГМ

    Рыхлый снег или накат при, t °C

    Стекловидный лед, t °С

    Жидкие, г/м 2

    Ацетатная

    Формиатная

    Нитратная

    Комплексная

    В настоящее время отечественная промышленность выпускает противогололедные материалы в жидком виде на ацетатной основе типа "Нордвэй" (ТУ 2149-005-59586231-2006), на формиатной основе - типа "ФК" (ТУ 2149-064-58856807-05); в твердом виде на нитратно-карбамидном сырье типа "НКММ" (ТУ 2149-051-761643-98) и "АНС" (ТУ У-6-13441912.001-97). К комплексной группе относятся многокомпонентные ПГМ состоящие из нескольких солей, основным представителем которой является "Биодор" марки "Мосты", выпускаемый по ТУ 2149-001-93988694-06.

    к) Нормы распределения фрикционных материалов назначают в зависимости от интенсивности движения:

    - <100 авт./сут-100 г/м 2

    500 авт./сут-150 г/м 2

    750 авт./сут-200 г/м 2

    1000 авт./сут-250 г/м 2

    1500 авт./сут-300 г/м 2

    - >2000 авт./сут-400 г/м 2

    л) Распределение жидких и твердых ПГМ осуществляется дорожными машинами, оснащенными автоматическими специальными распределителями и бортовыми компьютерами, характеристика которых приведена в .

    м) С целью повышения эффективности использования жидких противогололедных материалов все шире применяются стационарные автоматические системы распределения, оснащенные метеостанцией и дорожным датчиком (типа "СОПО").

    Автоматические системы обладают неоспоримыми техническими преимуществами перед традиционными распределителями по следующим характеристикам:

    Повышение безопасности дорожного движения в зимний период за счет резкого сокращения интервала времени (от момента оповещения до момента распределения) для обработки покрытия ПГМ;

    Автоматический контроль за состоянием дорожного покрытия и количеством ПГМ на поверхности проезжей части;

    Отсутствие на проезжей части сооружения распределительной и снегоуборочной техники, снижающих пропускную способность и, как следствие, уменьшающих количество вредных выбросов в окружающую среду;

    Снижение используемого количества реагента за счет применения профилактической обработки покрытия, что предотвращает образование снежного наката или льда;

    Сокращение выброса реагента на прилегающие территории за счет оптимальной дозированной нормы распределения в автоматическом режиме.

    Раздел 8. Требования к противогололедным материалам, применяемым на мостовых сооружениях

    а) Противогололедные материалы, предназначенные для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их применения (температура воздуха, количество осадков, состояние покрытия и т.д.).

    б) На мостовых сооружениях предпочтение отдают ПГМ на основе ацетатов (уксуснокислые соли), формиатов (соли муравьиной кислоты) и нитратов (азотнокислые соли). В настоящее время отечественная химическая промышленность начала выпуск комплексных ПГМ для мостовых сооружений. При применении других ПГМ конструктивные элементы мостов должны быть защищены антикоррозионными покрытиями. Классификация ПГМ, применяемых для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях, приведена на рисунке 1.

    Рис. 1 Классификация противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на искусственных сооружениях

    в) Химические ПГМ, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, должны выполнять следующие функции:

    Понижать температуру замерзания воды;

    Ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях;

    Проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы смерзания с дорожным покрытием;

    Не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов;

    Быть технологичными при хранении, транспортировке и применении;

    Не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду и не оказывать токсичного действия на человека и животных;

    Не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу и резину;

    г) Свойства химических ПГМ оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы: органолептические, физико-химические, технологические и экологические, основные требования которых приведены в таблице 2.

    Таблица 2. Требования к химическим противогололедным материалам, применяемым для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях.

    Наименование показателей

    Норма

    Твердые

    Жидкие

    Органолептические :

    1. Состояние

    Гранулы, кристаллы, чешуйки

    Водный раствор без механических включений, осадка и взвеси

    2. Цвет

    От белого до светло-серого (допускается светло-коричневый, светло-розовый)

    Светлый, прозрачный (допускается со слабой окраской желтого или голубого цвета)

    3. Запах

    Отсутствует (для населенных пунктов)

    Физико-химические :

    4. Зерновой состав, %

    Массовая доля частиц размером:

    Св. 10 мм

    Не допускается

    Св. 5 мм до 10 мм вкл., не более

    Св. 1 мм до 5 мм вкл., не менее

    1 мм и менее, не более

    5. Массовая доля растворимых солей (концентрация), %, не менее

    6. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

    7. Влажность %, не более

    8. Массовая доля нерастворимых в воде веществ, %, не более

    9. Водородный показатель, ед. рН

    10. Плотность, г/см 2

    0,8-1,15

    1,1-1,3

    Технологические:

    11. Плавящая способность, г/г, не менее

    12. Гигроскопичность, %/сут

    10-50

    13. Показатель скользкости, не более

    Экологические :

    14. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов для автодорожных мостов, Бк/кг, не более

    В населенных пунктах

    Для внегородских условий

    1500

    1500

    15. Коррозионная активность на металл (Ст. 3) мг/см 2 сут, не более

    16. Показатель агрессивности на цементобетон, г/см 3 , не более

    0,07

    0,07

    д) Фрикционные ПГМ должны:

    Повышать шероховатость снежно-ледяных отложений на покрытиях для обеспечения безопасности движения;

    Иметь высокие физико-механические свойства, препятствующие разрушению, износу, дроблению и шлифованию ПГМ;

    Обладать свойствами, препятствующими увеличению запыленности воздуха и загрязнения.

    е) Свойства фрикционных ПГМ оценивают по следующим показателям: тип, внешний вид, цвет, зерновой состав, количество пылеватых и глинистых частиц, плотность. Требования к фрикционным материалам приведены в таблице 3.

    Таблица 3. Требования к фрикционным противогололедным материалам, применяемым для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях.

    Наименование показателей

    Норма

    Песок

    Отсев

    1. Зерновой состав, %

    Массовая доля частиц отсева размером:

    Св. 10 мм

    Не допускается

    Св. 5 мм до 10 мм не более

    Св. 1 мм до 5 мм, не менее

    1 мм и менее, не более

    2. Модуль крупности

    2,0-3,5

    3. Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более

    4. Массовая доля глины в комках %, не более

    0,35

    Не допускается

    5. Марка по прочности, не менее

    6. Влажность, %, не более

    7. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов для автодорожных мостов, Бк/кг, не более

    В населенных пунктах

    Для внегородских условий

    1500

    1500

    ж) Основным отличием химических противогололедных материалов, применяемых на искусственных сооружениях, является отсутствие агрессивного воздействия их на металлические и бетонные конструктивные элементы. В связи с этим при входном контроле и сертификационных испытаниях, а также по требованию заказчика осуществляют оценку, поставляемых ПГМ, в том числе коррозионную активность на металл и бетон по методикам, приведенным в .

    Раздел 9. Специальные покрытия с антигололедными свойствами

    На специальных покрытиях с антигололедными свойствами снижается адгезия снежно-ледяных отложений к покрытиям, происходит растапливание тонких слоев льда, сокращается количество ПГМ, уменьшается время гололедоопасности в переходный осенне-зимний период, снижается коррозионное воздействие на транспортные средства и негативное экологическое воздействие.

    а) Специальные покрытия с антигололедными свойствами устраивают путем введения антигололедных добавок в количестве 0,5-2 % двумя способами:

    Введение в смесь при перемешивании на асфальтобетонных заводах;

    Введение добавок в процессе укладки асфальтобетона под укладчик во время перемешивания шнеком.

    б) Покрытие с антигололедными свойствами можно устраивать с добавлением резиновой крошки размером 2-3 мм в количестве 3-4 % от минеральной части смеси.

    в) На мостах возможно устройство асфальтобетонного покрытия с улучшенными теплотехническими свойствами за счет применения заполнителей с большей теплоемкостью (шлак, перлит и др.), которые уменьшают время гололедоопасности, особенно в переходный период.

    г) В качестве антигололедных добавок можно применять хлорид кальция (не более 0,5 %), нитрат кальция или магния (до 2 %), ацетаты кальция, магния и калия.

    В качестве противодеформационной добавки рекомендуются фториды аммония и натрия. Лучшим является двухкомпонентный состав: реагенты + фторид в соотношении 4:1. Компоненты вводят в смеситель до введения битума, т.е. при перемешивании минеральных материалов.

    д) Добавки можно вводить в чистом виде, в виде добавки к минеральному порошку или путем пропитки заполнителей асфальтобетона антигололедными реагентами.

    е) Наличие ПГМ в асфальтобетоне способствует появлению противогололедного незамерзающего раствора на покрытии, снижающего сцепление снежно-ледяных образований с покрытием и предупреждающего обледенение покрытий. Пленка раствора образуется за счет выхода ПГМ из асфальтобетона, благодаря его капиллярно-пористой структуре (воздушная прослойка).

    Действие этого метода эффективно от 0°С до минус 5°С.

    Раздел 10. Охрана природной среды

    а) Основной задачей охраны природной среды при зимнем содержании мостовых сооружений является максимально возможное снижение ущерба, наносимого природной среде за счет применения экологически безопасных материалов и технологий, а также выполнения системы природоохранных мероприятий.

    б) При зимнем содержании мостовых сооружений необходимо:

    Обеспечить сохранение растительности и животного мира;

    Осуществить защиту поверхностных вод от загрязнения вредными ПГМ.

    в) Все мероприятия, связанные с водными ресурсами (реки, озера и др.) осуществляются с соблюдением "Водного кодекса РФ ", "Положения об охране рыбных запасов и регулирования рыболовства в водоемах РФ", "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения".

    г) При борьбе с зимней скользкостью на мостах предпочтение следует отдавать профилактическому способу.

    д) Экологическая безопасность достигается за счет правильного выбора сертифицированных ПГМ, исполнения технологических регламентов, соблюдения производственной дисциплины, организационных мероприятий и технических решений.

    Раздел 11. Защита автодорожных мостов

    На автодорожных мостах наибольшей коррозией подвержены элементы, находящиеся в непосредственной близости от поверхности проезжей части, которые подвержены воздействию в зимний период химических противогололедных материалов (деформационные швы, тротуарные блоки, водоотводные устройства, перила, ограждения и др.).

    а) Источниками коррозионного воздействия при эксплуатации мостов в зимнее время являются:

    Периодическое увлажнение всех металлоконструкций атмосферными осадками - дождем, снегом, туманом, росой;

    Применение, антигололедных материалов содержащих агрессивные соединения;

    Применение песка и других фрикционных материалов, вызывающих абразивное воздействие на конструктивные элементы мостовых сооружений.

    б) Защиту металлоконструкций мостов следует осуществлять:

    Лакокрасочными покрытиями;

    Комбинированными металлизационно-лакокрасочными покрытиями.

    в) Противокоррозионные защитные покрытия должны отвечать следующим основным требованиям:

    Надежно защищать от коррозии поверхности в рабочем интервале температур от +70°С до минус 60°С при воздействии атмосферно-климатических факторов и агрессивности окружающей среды;

    Обладать высокими физико-механическими свойствами: адгезией, твердостью, прочностью пленок при ударе и эластичностью при изгибе, абразивостойкостью, особенно при низких температурах. Покрытия не должны растрескиваться и отслаиваться;

    Отличаться химической стойкостью к агрессивным средам, действию хлоридов, кислот, сернистых газов и др.;

    Покрытия должны обладать высокой влагостойкостью.

    г) Для повышения долговечности противокоррозионных покрытий необходимы следующие мероприятия:

    Своевременная частичная ремонтная окраска поверхностей на участках с поврежденным покрытием;

    Замена лакокрасочного покрытия.

    д) Технологический процесс окраски включает:

    Подготовку поверхности;

    Заделку щелей и герметизацию неплотностей (при необходимости);

    Грунтование поверхности металла;

    Окрашивание покрывными лакокрасочными материалами в соответствии с принятыми системами покрытия;

    Сушку каждого слоя покрытия;

    Контроль качества на каждом этапе производства работ, а также всего покрытия в целом.

    е) Приготовление рабочих составов лакокрасочных материалов заключается в выполнении следующих операций:

    Перемешивание лакокрасочных материалов до однородной консистенции;

    Добавлении отвердителя (для двухкомпонентных материалов);

    Введении растворителя (разбавителя) с учетом выбранного метода нанесения;

    Фильтровании лакокрасочных материалов (при необходимости).

    ж) Все операции по выполнению технологического окрашивания должны производиться при температуре воздуха от 5 до 30°С, относительной влажности воздуха не более 80%, при отсутствии осадков, тумана, росы и воздействии агрессивных агентов.

    з) Нанесение лакокрасочных материалов, как правило, необходимо производить распылением.

    и) При защите металлоконструкций с применением металлизации покрытие наносится сразу после подготовки поверхности при влажности воздуха не более 85%.

    к) Для нанесения покрытия могут использоваться газопламенные и электродуговые установки, а также электрометаллизаторы.

    л) Окраска металлизационного слоя лакокрасочным материалом производится сразу после металлизации непосредственно по металлизационному слою без какой-либо подготовки поверхности.

    м) Контроль за качеством производства работ по защите от коррозии металлических конструкций моста осуществляют на всех стадиях технологического процесса.

    н) Подробные технологии и характеристики лакокрасочных материалов приведены в Руководстве по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов. М. 2003.

    о) Защиту железобетонных автодорожных мостов осуществляют двумя способами:

    Гидрофобизацией бетонной поверхности;

    Нанесением лакокрасочного покрытия.

    п) Гидрофобизацию осуществляют кремнийорганическими жидкостями.

    р) Для покрытий применяют акриловые и перхлорвиниловые краски и эмали.

    Приложение А
    Техническая характеристика распределителей противогололедных материалов

    №№ п. п.

    Наименование и местонахождение завода-изготовителя

    Марка машины

    Базовое шасси

    Монтаж обору-
    дования

    Вместимость кузова, м 3

    Ширина распре-
    деления, м

    Плот-
    ность распре-
    деления, г/м 2

    Скорость до км/ч

    Дополните-
    льное оборудова-
    ние для зимнего содержания

    Транс-
    портная

    рабочая

    ОАО "Амурдормаш" Амурская обл., п. ?

    ЭД-403Д-01

    ЗИЛ-431412

    Стацио-
    нарно-съемная

    3,25

    4,0-10,6

    25-940

    Передний отвал, средняя щетка

    ЭД-242

    KAMA 3-55111, 65111

    Навесная к кузову самосвала (0,7 м 3)

    6,6; 8,2

    4,0-6,0

    100-400

    Передний скоростной отвал

    Саратовский завод дорожно-?

    4906

    ЗИЛ-4331

    Стацио-
    нарно-съемная

    3,25

    до 8,5

    50-1000

    Передний отвал

    ДМ-32, ДМ-32М

    ЗИЛ-431410

    ДМ-1, ДМ-28-10, ДМ-6м-30

    КAMA3-55111,

    МАЗ-5551,

    3ИЛ-4520

    Быстро-
    съемная в кузове а/м

    25-500

    Передний скоростной отвал

    ДМ-34, ДМ-39

    МАЗ-5334, КАМАЗ-5320

    Стацио-
    нарно-съемная

    50-1000

    Передний, средний и боковой скоростные отвалы (на КАМАЗ)

    ДМ-6м, ДМ-38, ДМ-41

    КАМАЗ-5320,

    ЗИЛ-133 ТЯ,

    Т40,

    КАМАЗ-55111

    Быстро-
    съемная в кузове а/м

    25-500

    Передний скоростной отвал

    ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод"

    МДК-433362-00, 01, 05, 06

    ЗИЛ-433362

    Стацио-
    нарно-съемная

    3,0-9,0

    10-400

    Передний отвал, щетка

    МДК-133 Г4-81

    ЗИЛ-133 Г4

    4,0-9,0

    25-400

    Передний отвал, скоростной отвал, боковой отвал, щетка

    МДК-5337 -00, 01, 05, 06

    МАЗ-533700

    3,0-9,0

    10-400

    Передний отвал, щетка

    ОАО "Комплексные дорожные машины" г.

    КДМ-130В, ЭД-226

    ЗИЛ-433362, ЗИЛ-433102

    Стацио-
    нарно-съемная

    3,25

    4,0-10,0

    25-500

    Передний отвал, щетка

    ЭД-224

    МАЗ-5337

    4,0-12,0

    10-500

    ЭЛ-403, ЭД-410

    ЗИЛ-133 Г4, Д4

    25-500

    ЭД-405, ЭД-405А

    КАМАЗ-53213, КАМАЗ-55111

    10-500

    ЭД-243 (оборудова­ние фирмы "Щмидт" Германия)

    МАЗ-63039

    2,0-12,0

    5-500

    Передний, боковой отвал, щетка

    ОАО "Новосибирский завод дорожных машин" г.

    ЭД-242

    Самосвалы семейства ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ

    навесная к кузову самосвала (0,7 м 3)

    3,25; 5,6; 6,2

    4,0-6,0

    100-400

    Передний отвал, скоростной отвал

    ЭД-240

    ЗИЛ-433362, ЗИЛ-133 Г4, КАМАЗ-55111

    Стацио-
    нарно-съемная

    4,0-10,6

    25-500

    Передний отвал, скоростной отвал, щетка

    ОАО НПО "Росдормаш" Московская обл., г. Mамонтовка

    КО-713М,

    КО-713-02М

    ЗИЛ-433362,

    ЗИЛ-433360

    Стацио-
    нарно-съемная

    3,25

    4,0-10,0

    25-500

    Передний отвал, щетка

    ОАО "Севдормаш" Архангельская обл., г. Северодвинск

    КО-713М

    ЗИЛ-433362

    Стацио-
    нарно-съемная

    4,0-9,0

    50-300

    Передний отвал, щетка

    ОАО "Мценский завод

    КО-713-02, КО-713-03

    ЗИЛ-433362

    Стацио-
    нарно-съемная

    4,0-9,0

    50-300

    Передний отвал, щетка

    КО-806

    КАМАЗ-4925

    КО-823

    КАМАЗ-53229

    "Тосненский механический завод" (ТоМеЗ) Ленинградская обл. г. Тосно

    КДМ-69283 ("Сокол")

    КАМАЗ-53229

    Стацио-
    нарно-съемная

    4,0-9,0

    25-500

    Передний обычный, скоростной отвал, боковой отвал, щетка передняя, средняя

    ОАО "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" г. Кемерово

    ДМК-10

    КРАЗ-6510

    Навесная к кузову самосвала

    4,0-6,0

    125-400

    ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Пермь

    КМ-500

    КАМАЗ-53213

    Стацио-
    нарно-съемная

    4,0-10,0

    25-500

    Передний отвал, скоростной и средний отвал

    МКДС-2004

    ЗИЛ-133 Д4

    4,0-10,0

    10-300

    Передний отвал, скоростной отвал, щетка

    Концерн "Амкодор" Республика Беларусь г. Минск

    НО-075

    МАЗ-5551

    Быстро-
    съемная в кузове а/м

    2,0-8,0

    5-40

    Передний отвал

    ООО "Евразия" г. Челябинск

    Тройка-2000

    Урал-55571-30, Урал-Ивеко

    Быстро-
    съемная в кузове а/м

    6,0-14,0

    20-400

    Передний отвал, скоростной, средний, боковой, щетка

    ОАО "Арзамасский завод коммунального машиностроения Нижегородская обл. г. Арзамас

    KО-829

    ЗИЛ-433362

    Стацио-
    нарно-съемная

    -«-

    4,0-9,0

    25-500

    Передний отвал, щетка

    ОАО «Кургандормаш» г. Курган

    МД-433

    ЗИЛ-433362

    -«-

    4,0-9,0

    100-400

    60

    30

    Передний отвал, щетка

    КУМ-99

    ЗИЛ-452632

    -«-

    4,0

    3,0-9,0

    10-300

    60

    30

    -«-

    17.

    ОАО «Мосдормаш», г. Москва

    КУМ-99

    ЗИЛ-452632

    -«-

    4,0

    4,0-9,0

    10-300

    60

    40

    -«-

    КУМ-104

    МАЗ-533702

    -«-

    8,0

    1,75-7,0

    20-200

    60

    50

    -«-

    КУМ-105

    КаМАЗ 43253

    -«-

    9,0

    1,75-7,0

    20-200

    60

    50

    -«-

    Приложение Б
    Методики испытаний противогололедных
    материалов
    НА ЦЕМЕНТОБЕТОН И МЕТАЛЛ

    Б.1. Методика определения агрессивного воздействия противогололедных материалов на цементобетон

    Сущность метода

    Методика предусматривает испытание бетона на коррозионную стойкость против совместного действия противогололедных материалов и мороза при низких температурах воздуха. Ускорение процесса достигается понижением температуры замораживания до минус 50±5 °С в соответствии с ГОСТ 10060.2-95 .

    За меру агрессивного воздействия ПГМ на цементобетон принята способность образцов сохранять состояние (отсутствие трещин, сколов, шелушения поверхности и др.) и массу при многократном переменном замораживании-оттаивании в растворе ПГМ. За критерий коррозионной стойкости принимают величину допустимой потери массы испытываемых образцов, приведенную к его объему, в размере 0,07 г/см 3 (Δ m д уд ).

    Аппаратура

    - Весы лабораторные для гидростатического взвешивания с точностью 0,02 г;

    - Оборудование для изготовления и хранения бетонных образцов должно соответствовать требованиям ГОСТ 22685 и ГОСТ 10180 ;

    - Морозильная камера, обеспечивающая достижение и поддержание температуры до минус 50±5 °С;

    - Емкости для насыщения и испытания образцов в растворе ПГМ из коррозионностойких материалов;

    - Ванная для оттаивания образцов, оборудованная устройством для поддержания температуры раствора ПГМ в пределах 20 ± 2°С.

    - Шкаф вакуумный.

    Подготовка к испытанию

    Бетонные образцы (изготовленные из бетона В30 (M400) или отобранные в виде проб (кернов) из мостовых конструкций) не должны иметь внешних дефектов. Количество образцов для одной серии испытаний должно быть не менее 6 шт. Перед испытанием образцы высушивают до постоянной массы в сушильном шкафу при температуре 100 ± 5°С. Образцы маркируют, замеряют геометрические размеры, оценивают внешнее состояние и взвешивают.

    Для испытания готовят растворы ПГМ 10 %-ной концентрации.

    Образцы насыщают в растворе ПГМ в вакуум-шкафу в течение 1 часа, выдерживают при комнатной температуре в течение 1 часа и взвешивают на воздухе и в воде. Объем образцов бетона после водонасыщения определяют методом гидростатического взвешивания по ГОСТ 12730.1 . Точность взвешивания до 0,02 г.

    Проведение испытания

    Бетонные образцы после насыщения подвергают испытаниям на замораживание-оттаивание.

    Для этого насыщенные образцы помещают в заполненную таким же раствором емкость на две деревянные прокладки: при этом расстояние между образцами и стенками емкости должен быть 10 ± 2 мм, слой жидкости над поверхностью образцов должен быть не менее 20 ± 2 мм.

    Образцы помещают в морозильную камеру при температуре воздуха в ней не выше минус 10°С в закрытых сверху емкостях так, чтобы расстояние между стенками емкостей и камеры было не менее 50 мм.

    После установления в закрытой камере температуры минус 10°С ее понижают в течение 1 (±0,25) ч. до минус 50 ± 5 °С и делают выдержку при этой температуре 1 (±0,25) ч.

    Далее температуру в камере повышают в течение 1 ± 0,5 ч. до минус 10°С и при этой температуре выгружают из нее емкости с образцами. Образцы оттаивают в течение 1 ± 0,25 ч. в ванне с раствором ПГМ при температуре 20 ± 2°С. При этом емкости с образцами погружают в ванну таким образом, чтобы каждая из них была окружена слоем жидкости не менее 50 мм.

    Общее число циклов испытания зависит от состояния образцов и агрессивности ПГМ. Число циклов испытания образцов в течение суток должно быть не менее одного. В случае вынужденного перерыва в испытании образцы хранят в растворе ПГМ не более пяти суток. При перерыве в испытании более пяти суток возобновляют их на новых сериях образцов. После каждых пяти циклов испытаний контролируют состояние образцов (появление трещин, сколов, шелушение поверхности) и массу путем взвешивания. Перед взвешиванием образцы промывают чистой водой, поверхность осушают влажной тряпкой.

    После каждых пяти циклов попеременного замораживания-оттаивания следует изменить 10 %-ные растворы ПГМ в емкостях, и ванне для оттаивания на вновь приготовленные.

    Обработка результатов

    После испытания оценивают визуально состояние образцов: наличие трещин, сколов, шелушения и другие дефекты. Агрессивность ПГМ по отношению к цементобетону оценивают по уменьшению массы образцов приведенной к их объему.

    Оценку степени агрессивности испытуемого реагента проводят в следующей последовательности:

    - Определяют объем (V ) образцов по результатам взвешивания на воздухе и в воде (гидростатическое взвешивание):

    где

    m 0 - масса образца, насыщенного в 10 %-ном растворе ПГМ в вакуум-шкафу, определенная взвешиванием на воздухе, г;

    m в - масса образца, насыщенного в 10 %-ном растворе ПГМ в вакуум-шкафу, определенная взвешиванием в воде, г;

    ρ в - плотность воды, принимаемая равной 1 г/см 3 .

    - Определяют потери массы образца Δ m n после 5, 10, 15, 20, циклов ускоренных испытаний (по ГОСТ 10060.0-95 табл. 3):

    г,

    где

    m n - масса образца, определенная взвешиванием на воздухе, после "n " циклов замораживания-оттаивания;

    - Определяют удельное изменение массы образца Δ m уд , отнесенное к его объему:

    .

    Строят график зависимости удельного изменения массы образца от количества циклов испытаний.

    Предельным значением удельного изменения массы образцов является Δ m уд = 0,07 г/см 3 . Образцы бетона, имеющие значения выше этого показателя, считаются не выдержавшими испытания.

    Б.2. Методика определения коррозионной активности
    противогололедных материалов на металл

    Сущность метода

    За меру агрессивного воздействия противогололедного материала на металл принята скорость потери массы на единицу площади образца за определенный промежуток времени ГОСТ 9.905-82 .

    Ускорения коррозионного процесса достигают погружением образца металла в раствор противогололедного материала определенной концентрации с последующим его высушиванием на воздухе и в сушильном шкафу и выдерживания в паровоздушной среде 100% влажности.

    Аппаратура и реактивы

    - Весы аналитические с погрешностью 0,0002 г по ГОСТ 24104-88 ;

    - Сушильный шкаф, ТУ 16-681.032.84;

    - Эксикаторы по ГОСТ 25336-82;

    - Стаканы стеклянные объемом 200-500 мл по ГОСТ 23932-90 ;

    - Плоские металлические пластины прямоугольной или квадратной формы из стали (марки Ст.-3) размером 50 × 50 × 0,5 мм или 100 × 100 × 1,5 мм. Допустимая погрешность при изготовлении пластин ±1 мм для ширины и длины пластины и ±1 мм для толщины.

    - Реактивы: травленая соляная кислота по ГОСТ 3118-77 с ингибитором уротропином, натрий двууглекислый (сода) по ГОСТ 2156-76; ацетон по ГОСТ 2768-84 .

    Подготовка к испытанию

    Пластины маркируют путем клеймения или на углах пластин сверлят отверстия, в которые затем прикрепляют бирки, при этом кромки образцов и края отверстий не должны иметь заусенец. Подготовку образцов к испытаниям проводят по ГОСТ 9.909-86 .

    Металлические пластины обезжиривают спиртом или ацетоном. При этом допускается применять легкие щетки, кисти, вату, целлюлозу. После обезжиривания пластины берут только за торцы руками в х/б перчатках или пинцетом. Перед испытанием замеряют геометрические размеры пластин, вычисляют их площадь (6 поверхностей) и взвешивают на аналитических весах с погрешностью 0,0002 г.

    Испытание металлических пластин осуществляют в растворах ПГМ 5 % и 20 %-ной концентрации. Количество раствора в испытательной емкости должно быть не менее 50 см 3 на 1 см 2 поверхности пластины с учетом их полного погружения в раствор. Расстояние между пластинами и до стенок емкости должно быть не менее 10 мм.

    Проведение испытаний

    Металлические пластины опускают в коррозионную среду (раствор ПГМ) на 1 ч. Пластины вынимают из раствора и выдерживают на воздухе 1 ч. Затем высушивают в сушильном шкафу при температуре 60 ± 2°С в течение 1 ч. Пластины размещают в эксикаторе над водой (w = 100 %) и выдерживают при закрытой крышке в течение 2 суток. По окончании испытаний пластины промывают струей дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Осушают фильтровальной бумагой, мягкой ветошью. Твердые продукты коррозии удаляют с поверхности пластин химическим методом, в соответствии с ГОСТ 9.907-83 . Сущность химического метода состоит в растворении продуктов коррозии в растворе определенного состава. Пластины обрабатывают соляной кислотой с добавлением ингибитора уротропина или травленой цинком до полного удаления коррозии. Затем промывают проточной водой, нейтрализуют в растворе двууглекислой соды 5 %-ной концентрации и обезжиривают ацетоном. После обработки пластины промывают дистиллированной водой, осушают фильтровальной бумагой (мягкой ветошью) и помещают в сушильный шкаф с температурой 60°С на 0,5-1 ч. Перед взвешиванием пластины выдерживают в эксикаторе с осушителем (С aCl 2 ) 24 ч. Взвешивание производят на аналитических весах.

    Обработка результатов

    За основной количественный показатель коррозии принимают скорость потери массы на единицу площади образца.

    Скорость коррозии (К ) вычисляют по формуле:

    мг/см 2 ,

    где

    Δ m - потеря массы образца, мг;

    S - площадь поверхности образца, см 2 ;

    t - продолжительность испытания, 1 сутки.

    Ключевые слова: борьба с гололедом на мостах, зимняя скользкость, противогололедные материалы, ацетаты, нитраты, формиаты.

    ОДМ 218.5.006-2008

    ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

    Предисловие

    1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием "РОСДОРНИИ". Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

    2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

    3. ИЗДАН: На основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 10 сентября 2008 г. N 383-р .

    Раздел 1. Область применения

    Раздел 1. Область применения

    Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений" является актом рекомендательного характера и разработан в качестве дополнений к "Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" (ОДМ 218.3.023-2003).

    Методические рекомендации содержат перечень противогололедных материалов, возможных к применению для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных мостах и других искусственных сооружениях, раскрывают особенности эксплуатации автодорожных мостов в зимних условиях, требования к ПГМ и нормы их распределения, а также необходимые мероприятия по коррозионной защите конструктивных элементов мостов и обеспечению антигололедного состояния дорожных покрытий на искусственных сооружениях.

    Положения, изложенные в документе, рекомендуется использовать при зимнем содержании и ремонте автодорожных мостов.

    Раздел 2. Нормативные ссылки

    В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

    а) Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог.* Временное. М., 2003.
    ________________
    * Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

    б) Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (Проект). М., 2008.

    в) Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций . ОДН 218.0.017-2003. М., 2003.

    г) Руководство по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов *. М., 2003.
    ________________
    * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ОДМ 218.4.002-2009 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

    д) Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах . Росавтодор. М., 1999.

    е) Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах . ОДМ 218.3.023-2003. М., 2003.

    ж) Требования к противогололедным материалам. ОДН 218.2.027-2003 . М., 2003.

    з) Методика испытаний противогололедных материалов . ОДМ 218.2.028-2003. М., 2003.

    к) Методические рекомендации по защите водотоков от загрязнений водами поверхностного стока с эксплуатируемых автодорожных мостов*. М., 1991.
    ________________
    * Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

    м) Методические рекомендации по применению наполнителя "Грикол" в составах асфальтобетонных смесей для устройства покрытия с антигололедными свойствами . М., 2002.

    н) Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги . М., 2003.

    Раздел 3. Термины и определения

    В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

    Зимнее содержание - работы и мероприятия по защите дорог и искусственных сооружений на них в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.

    Зимняя скользкость - снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожного покрытия, приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.

    Рыхлый снег - образуется на дорожном покрытии при выпадении твердых осадков в безветренную погоду и откладывается в виде ровного по толщине слоя.

    Снежный накат - представляет собой слой снега, уплотненного колесами автомобильного транспорта при определенных метеорологических условиях.

    Стекловидный лед - появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм при различных погодных условиях.

    Противогололедные материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

    Экологически чистые - безопасные противогололедные материалы (ЭКПГМ) - твердые и жидкие ПГМ, не вызывающие вредного воздействия на окружающую природную среду (воду, почву, растения и т.п.) и конструктивные элементы автомобильной дороги (мосты, ограждения, покрытия и т.п.).

    Фрикционные ПГМ - материалы, повышающие коэффициент сцепления со снежно-ледяными отложениями на покрытии, для обеспечения безопасных условий движения.

    Химические ПГМ - реагенты, способные плавить снежно-ледяные отложения на дорожных покрытиях при отрицательных температурах воздуха.

    Раздел 4. Общие положения

    а) Важнейшими сооружениями на автомобильных дорогах являются искусственные сооружения и в первую очередь автодорожные мосты, основная задача которых - бесперебойный и безопасный пропуск автомобильного транспорта и пешеходов через водные препятствия в различные сезоны года. Особенно неблагоприятные условия для движения автомобилей и пешеходов возникают в зимний период, когда на дорожном полотне образуются снежно-ледяные отложения, способствующие ухудшению транспортно-эксплуатационного состояния и безопасности дорожного движения на мостовом сооружении.

    Поэтому к одной из основных задач зимнего содержания относятся мероприятия по предупреждению образования и ликвидации снежно-ледяных отложений на дорожном полотне и тротуарах мостовых сооружений. Решение этой задачи достигается путем проведения различных работ по поддержанию проезжей части в состоянии, удовлетворяющем требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

    б) Улучшение состояния мостовых сооружений в зимних условиях достигается путем обработки поверхности покрытия химическими или комбинированными противогололедными материалами (ПГМ) с последующей уборкой дорожной шуги с проезжей части автодорожных мостов.

    В качестве химических противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях в настоящее время все шире начинают использовать реагенты, не оказывающие отрицательного влияния не только на окружающую природную среду, но и на конструктивные элементы автодорожных мостов. К таким реагентам относят противогололедные материалы, выпускаемые на ацетатной (НСНСОО), формиатной (НСООН), карбамидной (CO(NH)) и на других бесхлорных основах, а также хлорсодержащие материалы с антикоррозионными и биологическими добавками (экологически безопасные противогололедные материалы - (ЭК ПГМ), резко уменьшающими отрицательное влияние на бетонные, металлические конструкции мостов и элементы окружающей среды.

    Эффективность использования этих материалов для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных мостах в первую очередь зависит от возможности учета постоянных метеорологических данных для конкретного объекта и использования современных передвижных и стационарных распределительных установок.

    в) Методические рекомендации по применению экологически чистых противогололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений разработаны впервые на основании отечественного и зарубежного опыта в качестве дополнения к Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах . ОДМ 218.3.023-2003.

    г) Рекомендации регламентируют порядок проведения мероприятий по борьбе с зимней скользкостью, методы испытаний ПГМ, а также работы, которые обеспечивают требуемые условия эксплуатации мостовых сооружений с помощью применения различных ПГМ и технологий.

    Раздел 5. Особенности эксплуатации мостовых сооружений в зимних условиях

    а) Эксплуатируемые мостовые сооружения постоянно подвержены воздействию транспортных нагрузок и различных природных явлений. К природным явлениям прежде всего относятся переменные во времени температура и влажность воздуха, атмосферные осадки, воздействия воды.

    б) В особо тяжелых условиях находятся искусственные сооружения, эксплуатируемые в районах с частыми переходами через ноль, т.е. от отрицательных температур к положительным и наоборот.

    в) Негативное влияние на состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах оказывают динамические нагрузки от транспортных средств, вызывающие усталостные явления в материале сооружения.

    г) В большей степени внешним климатическим и транспортным воздействиям подвержено мостовое полотно - покрытие проезжей части, деформационные швы и сопряжения моста с насыпью, тротуары, перила и ограждения безопасности.

    д) На железобетонных пролетных строениях сочетание внешних воздействий и нагрузок вызывает сначала на бетоне поверхностные дефекты в виде его шелушения, затем появление скола слабо сцепленных частиц бетона и образование глубоких выколов, отслоение защитного слоя с оголением и коррозией арматурных стержней.

    е) В металлических пролетных строениях от воздействия внешней среды наблюдается коррозия металла. При разрушении защитных покрытий на металле образуется налет ржавчины, который постепенно увеличивается в размерах, достигая уровня, понижающего несущую способность главных элементов пролетных строений.

    ж) На автодорожных мостах, которые обладают меньшей теплоемкостью, чем дорожная одежда на земляном полотне, и имеют более низкую температуру покрытия в ночное время, чаще возникают условия гололедообразования.

    з) Образованию скользкости на мостах способствует более высокая относительная влажность в поймах рек и других водоемов, особенно в переходный период до установления ледового покрова, а также на искусственных сооружениях около крупных ТЭЦ и предприятий. Поэтому эффективность борьбы с зимней скользкостью на таких объектах, особенно на внеклассных мостовых сооружениях, всецело зависит от своевременного использования достоверных метеорологических данных, которые могут быть получены от автоматических дорожных метеостанций, установленных в непосредственной близости от объекта.

    и) С мостовых сооружений запрещается сброс снега и льда.

    к) Перед началом зимнего сезона необходима тщательная заделка (ремонт) мест разрушения покрытия и всех конструктивных элементов сооружения, особенно с обнаженной металлической арматурой, нарушенными гидроизоляцией, деформационными швами и водоотводом.

    Производят работы по очистке от ржавчины и загрязнений и покраску лакокрасочными материалами металлических элементов и конструкций.

    л) На конструктивных выступах мостов, эстакад, путепроводов (ригелях, насадках, консолях тротуаров и т.п.) необходимо производить удаление снега, если его толщина превышает 10 см. В первую очередь очищают южную сторону сооружения.

    м) Весной после окончания зимних работ на искусственных сооружениях осуществляют тщательную промывку различных элементов (пазух, деформационных швов, опорных частей и т.п.) с применением специальных моющих средств для снижения коррозии, которая усиливается при повышении температуры воздуха.

    н) Все виды зимней скользкости на мостах и других искусственных сооружениях подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед.

    Раздел 6. Требования к состоянию дорожного покрытия на искусственных сооружениях в зимний период

    а) К работам по уходу за искусственным сооружением относят очистку элементов мостового полотна и несущих конструкций от снега и льда.

    б) Проезжую часть и тротуары очищают от снега и льда, при гололеде посыпают песком, топливным шлаком или дробленым щебнем.

    в) После снегопада и при оттепелях талый снег и материалы борьбы с гололедом сдвигают к ограждениям с последующей уборкой их с моста. Уборку снега из валов производят шнековыми и шнекороторными дорожными машинами, автогрейдерами, бульдозерами и другими механизмами с погрузкой снега в самосвалы и вывозом за пределы сооружения на снегосвалки.

    г) Водоотводные устройства при необходимости в весенний период промывают горячей водой.

    д) Периодичность работ по уборке проезжей части определяется местными условиями, но не реже 1 раза в 10 дней, при снегопадах - ежедневно. Директивные сроки по очистке от снега и завершению борьбы с зимней скользкостью, в том числе и уборка валов снежной массы, сдвинутой со средней части мостовых сооружений, соответствуют (ГОСТ 50597-93):

    - при интенсивности >3000 авт./сут - 4 ч,

    - при интенсивности 1000-3000 авт./сут - 5 ч,

    - при интенсивности <1000 авт./сут - 6 ч.

    е) Рыхлый (уплотненный) снег на тротуарах в населенных пунктах после снегоочистки не должен превышать 5 (3) см. Срок очистки тротуаров в населенных пунктах составляет не более 1 сут.

    ж) Не допускаются не посыпанные фрикционным материалом тротуары в населенных пунктах. Нормативное время посыпки после окончания снегопада в местах с интенсивностью движения пешеходов:

    - свыше 250 чел./ч не более 1 ч;

    - 100-250 чел./ч не более 2 ч;

    - до 100 чел./ч не более 3 ч.

    з) Не допускается наличие противогололедных материалов на ограждениях и перилах.

    и) Не допускается засорение лотков водоотводных трубок и окон в тротуарных блоках.

    к) Рыхлый (талый) снег на проезжей части допускается толщиной не более 1 (2) см для А1, А2, A3, Б; 2 (4) см - для дорог Б2.

    Нормативная ширина очистки 100%.

    л) Срок ликвидации зимней скользкости с момента образования (и уборки снега с момента окончания снегопада) до полного устранения не более 3 (4) ч для A1, A2, A3; 4 (5) ч для В; 8-12 ч для Г1; 10 (16) ч для Г2.

    м) Снежный накат не допускается на A1, A2, A3, Б; и допускается до 4 см для В, Г1; до 6 см для Г2 при интенсивном движении не более 1500 авт./сут.

    н) Основные требования к состоянию дорожного покрытия на искусственных сооружениях в зимних условиях приведены в "Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог". М., 2003.

    Раздел 7. Борьба с зимней скользкостью на мостовых сооружениях

    а) Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости на мостовых сооружениях включают:

    - профилактическую обработку покрытий химическими противогололедными материалами;

    - ликвидацию образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя химическими противогололедными материалами и/или специальной дорожной техникой;

    - повышение шероховатости проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песка, высевок, щебня, шлака);

    - устройство специальных покрытий с антигололедными свойствами.

    б) Для повышения эффективности борьбы с зимней скользкостью проводят мероприятия по:

    - устройству автоматических систем распределения жидких ПГМ и антигололедных покрытий на особо ответственных искусственных сооружениях;

    - повседневному обеспечению метеорологическими данными для своевременной организации борьбы с зимней скользкостью, особенно при профилактической обработке покрытий, на искусственных сооружениях путем создания системы дорожных метеостанций (постов).

    в) С целью предупреждения образования снежно-ледяных отложений на покрытии распределение ПГМ производят предварительно (основываясь на метеопрогнозе) или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения снежного наката).

    г) Распределение ПГМ во время снегопадов позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии.

    После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге рыхлую снежную массу удаляют с проезжей части последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

    д) Химические реагенты для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях используют только экологически безопасные. К экологически безопасным относятся ПГМ, выпускаемые на основе ацетатов, формиатов, карбамидов и других подобных реагентов.

    е) После разрыхления наката (вследствие частичного плавления и воздействия колес автомобильного транспорта) обычно в течение 2-3 ч рыхлую водо-снежную массу (шугу) убирают последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

    ж) При образовании на покрытии стекловидного льда (наиболее опасного вида зимней скользкости) работы по его ликвидации состоят в распределении химического ПГМ в интервале (выдержке) до полного таяния льда, в очистке и уборке проезжей части от образовавшегося раствора или шуги.

    з) При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью на мостах применяют песок, каменные высевки, щебень и шлак в соответствии с требованиями ОДН.218.2.028-2003.

    и) Противогололедные материалы распределяют равномерно по поверхности покрытий в соответствии с необходимыми нормами распределения, указанными в табл.1.

    Таблица 1

    Ориентировочные нормы химических противогололедных материалов на проезжей части мостовых сооружений (г/м)

    Группа ПГМ

    Рыхлый снег или накат при, °C

    Стекловидный лед, °C

    Ацетатная

    Формиатная

    Нитратная

    Комплексная


    В настоящее время отечественная промышленность выпускает противогололедные материалы в жидком виде на ацетатной основе типа "Нордвэй" (ТУ 2149-005-59586231-2006*), на формиатной основе - типа "ФК" (ТУ 2149-064-58856807-05*); в твердом виде на нитратно-карбамидном сырье типа "НКММ" (ТУ 2149-051-761643-98*) и "АНС" (ТУ У-6-13441912.001-97*). К комплексной группе относятся многокомпонентные ПГМ, состоящие из нескольких солей, основным представителем которой является "Биодор" марки "Мосты", выпускаемый по ТУ 2149-001-93988694-06*.
    ________________
    * ТУ, упомянутые здесь и далее по тексту, являются авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

    к) Нормы распределения фрикционных материалов назначают в зависимости от интенсивности движения:

    - <100 авт./сут - 100 г/м;

    - 500 авт./сут - 150 г/м;

    - 750 авт./сут - 200 г/м;

    - 1000 авт./сут - 250 г/м;

    - 1500 авт./сут - 300 г/м;

    - >2000 авт./сут - 400 г/м.

    л) Распределение жидких и твердых ПГМ осуществляется дорожными машинами, оснащенными автоматическими специальными распределителями и бортовыми компьютерами, характеристика которых приведена в Приложении А.

    м) С целью повышения эффективности использования жидких противогололедных материалов все шире применяются стационарные автоматические системы распределения (типа "СОПО"), оснащенные насосной станцией, метеостанцией и дорожным датчиком.

    Автоматические системы обладают неоспоримыми техническими преимуществами перед традиционными распределителями по следующим характеристикам:

    - повышению безопасности дорожного движения в зимний период за счет резкого сокращения интервала времени (от момента оповещения до момента распределения) для обработки покрытия ПГМ;

    - автоматическому контролю за состоянием дорожного покрытия и количеством ПГМ на поверхности проезжей части;

    - отсутствию на проезжей части сооружения распределительной и снегоуборочной техники, снижающих пропускную способность, и, как следствие, уменьшающих количество вредных выбросов в окружающую среду;

    - снижению используемого количества реагента за счет применения профилактической обработки покрытия, что предотвращает образование снежного наката или льда;

    - сокращению выброса реагента на прилегающие территории за счет оптимальной дозированной нормы распределения в автоматическом режиме.

    Раздел 8. Требования к противогололедным материалам, применяемым на мостовых сооружениях

    а) Противогололедные материалы, предназначенные для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их применения (температуре воздуха, количеству осадков, состоянию покрытия и т.д.).

    б) На мостовых сооружениях предпочтение отдают ПГМ на основе ацетатов (соли уксусной кислоты), формиатов (соли муравьиной кислоты) и нитратов (соли азотной кислоты). В настоящее время отечественная химическая промышленность начала выпуск комплексных ПГМ для мостовых сооружений. При применении других ПГМ конструктивные элементы мостов должны быть защищены антикоррозионными покрытиями. Классификация ПГМ, применяемых для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях, приведена на рисунке.

    Классификация противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на искусственных сооружениях

    Классификация противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на искусственных сооружениях

    в) Химические ПГМ, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, должны выполнять следующие функции:

    - понижать температуру замерзания воды;

    - ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях;

    - проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы смерзания с дорожным покрытием;

    - не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов;

    - быть технологичными при хранении, транспортировке и применении;

    - не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду и не оказывать токсичного действия на человека и животных;

    - не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу и резину.

    г) Свойства химических ПГМ оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы: органолептические, физико-химические, технологические и экологические, основные требования к которым приведены в табл.2.

    Таблица 2

    Требования к химическим противогололедным материалам, применяемым для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях

    Наименование показателей

    Органолептические:

    1. Состояние

    Гранулы, кристаллы, чешуйки

    Водный раствор без механических включений, осадка и взвеси

    От белого до светло-серого (допускается светло-коричневый, светло-розовый)

    Светлый, прозрачный (допускается со слабой окраской желтого или голубого цвета)

    Отсутствует (для населенных пунктов)

    Физико-химические:

    4. Зерновой состав, %

    Массовая доля частиц размером:

    Свыше 10 мм

    Не допускается

    свыше 5 мм до 10 мм вкл., не более

    свыше 1 мм до 5 мм вкл., не менее

    1 мм и менее, не более

    5. Массовая доля растворимых солей (концентрация), %, не менее

    6. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

    7. Влажность, %, не более

    8. Массовая доля нерастворимых в воде веществ, %, не более

    9. Водородный показатель, ед. рНЕсли процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
    средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
    В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

    Произошла ошибка

    Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
    списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.