Проведение реформы государственной деревни п д киселева. Реформа государственной деревни П.Д. Киселева

Наряду с частными мерами правительство пыталось решить и более общую задачу постепенного освобождения крестьян и возвращения им гражданских прав. В процессе перехода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» намечалось три этапа. На первом этапе предполагалось ограничить барщину тремя днями в неделю; на втором -- ввести законодательное регулирование крестьянских повинностей; на третьем -- предоставить крепостным личную свободу без наделения их землей. Каких-либо сроков освобождения крепостных установлено не было. Начать преобразования планировалось с реформирования государственной деревни, а затем распространить этот опыт на частновладельческие имения. Таким образом, речь фактически шла о двуединой реформе: результаты изменений в положении казенных крестьян должны были стать мощным орудием воздействия на дворянство.

Сам проект так и не был реализован, но его обсуждение выдвинуло на ключевые позиции в разработке правительственного курса по крестьянскому вопросу Павла Дмитриевича Киселева (1788-1872). В 1829-1834 гг. Киселев возглавлял гражданское и военное управление Дунайских княжеств. Проведенные под его руководством реформы были высоко оценены царем. В 1836 г. Киселев возглавил V отделение императорской канцелярии, созданное для разработки нового положения об управлении государственными крестьянами, а с 1837 г. стал первым министром государственных имуществ. Николай I считал его своим «начальником штаба по крестьянской части». Поэтому проведенная в 1837-1841 гг. реформа государственной деревни получила название «реформы Киселева».

Важным направлением реформы была перестройка системы управления казенными крестьянами. Кроме создания в рамках Собственной его императорского величества канцелярии V отделения и учреждения министерства государственных имуществ, в каждой губернии образовывались местные палаты государственных имуществ. Губернии делились на округа, которые в свою очередь объединяли несколько волостей государственных крестьян (около 6 тыс. душ мужского пола). Собиравшийся периодически волостной сход избирал на три года волостное правление, волостного голову и писаря. Волости подразделялись на сельские общества (около 1,5 тыс. душ в каждом). Сельский сход избирал сельского старшину, а для исполнения полицейских функций -- сотских и десятских. Рассмотрение крестьянских имущественных исков на небольшие суммы и дел о незначительных правонарушениях было поручено волостным и сельским расправам (судам).

Для ликвидации малоземелья Министерство государственных имуществ организовало переселение крестьян в малонаселенные губернии, а также выделяло им дополнительные земли из государственного фонда.

Власти стремились осуществить систему «попечительства» над крестьянами: строились школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались образцовые фермы для распространения среди крестьян новейших агротехнических знаний, расширялась общественная запашка для увеличения страховых резервов на случай чрезвычайных ситуаций. Были учреждены специальные кредитные кассы, которые выдавали крестьянам «вспомогательные» ссуды.

Главная цель реформы -- приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей» -- оказалась выполненной. В итоге проведенных преобразований уровень жизни казенных крестьян несколько вырос, недоимки сократились, увеличились земельные наделы. Эти позитивные изменения сопровождались ростом бюрократического аппарата и созданием системы мелочной чиновничьей опеки над государственной деревней.

Реформа П. Д. Киселёва , реформа управления государственными крестьянами в России, осуществл. в 1837—41 под рук-вом П. Д. Киселева. Граф Павел Дмитриевич Киселев (8.01.1788 — 14.11.1872) участвовал в Отеч. войне 1812 и заграничных походах рус. армии, был генерал-адъ ютантом, чл. Гос. совета (с 1834), постоянным чл. всех секретных к-тов по крест. вопросу. Управлял Молдавией и Валахией (1829—33), где провел реформу агр. отношений. Сторонник законодат. ограничения власти над крестьянами, в 1816 представил имп. Александру I записку «О постепенном уничтожении рабства в России». Отстаивал право крестьян на личную свободу, законодат. регулирование размеров земельного надела, барщины и оброка. Предпосылкой возникновения идеи реформы послужило кризисное состояние гос. деревни 1830-х гг.: малоземелье (в 30 губерниях земельный надел составлял 5 дес на душу, в 13 — от 1 до 3 дес при норме 8 дес в малоземельных губ. и 15 дес — в многоземельных); уменьшение платежеспособности крестьян, увеличение недоимок. Идея реформы была выработана секретным «Комитетом для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» (1835). Для ее подготовки и проведения было учреждено 5- е Отделение Собств. Его Императорского Величества Канцелярии во главе с Киселевым (1836). В кон. 1837 было создано Мин-во гос. имуществ во главе с Киселевым. На новое мин-во возлагалась реорганизация системы управления казенной деревней и осуществление «попечительных» мер, способных поднять ее производит. силы и платежеспособность. Предполагалось, что реформир. гос. деревня явит образец управления земельными владениями для частных владельцев — помещиков. Реформа началась с создания новой ветви бюрократич. аппарата в центре и на местах. В 1837—41 была сформирована структура управления Мин-ва гос. имуществ и его подразделений (содержание нового адм. аппарата было возложено на крестьян): в губерниях — палаты гос. имуществ, в округах — окружные нач. со штатом чиновников, в волостях — волостные правления и суд. расправы, в сел. об-вах — сел. старшины, старосты, сборщики податей, смотрители хлебных магазинов, сотские, десятские, чл. сел. суд. расправ. Кол-во органов управления государсвенными крестьянами увеличилось со 120 до более чем 1500. В Вятской, Пермской и Оренбургской губерниях новые учреждения были открыты летом 1839. По сведениям Н. М. Дружинина, в отчетах ревизоров, проверявших работу органов гос. имуществ Оренб. губ., дана отрицат. характеристика деят-сти местных чиновников: зачастую крестьяне оказывались «во власти невежественных и грубых чинуш, стремившихся к личному обогащению», для к-рых «польза казны и крестьян была делом второстепенным, посторонним, чуждым». Чиновник особых поручений, ревизовавший в 1847 Оренб. управление гос. имуществ, рапортовал Мин-ву, что «многие чиновники как Палаты, так и подчиненных ей мест или нетрезвы поведением, или малодеятельны, или малоспособны». Ревизор Львов в 1849 сообщал, что делопроизводство в Оренб. палате велось бессистемно, с отступлением от установл. правил, чиновники отличались недобросовестным отношением к выполнению своих обязанностей. В соответствии с целями реформы органы гос. имуществ Оренб. губ. были задействованы в реализации плана Мин-ва по переселению крестьян из малоземельных губерний на многоземельные окраины. По данным Ю. М. Тарасова, в Оренб. губ. в 1834—50 переселилось 150 тыс. душ обоих полов (в 1800—16 — 224 тыс., в 1816—34 — 320 тыс.). За 50 лет числ. населения Челябинского и Верхнеуральского уездов увеличилась в 2 раза, Троицкого уезда — в 4. На осуществление переселенч. политики Мин-вом гос. имуществ за 10 лет (1842—52) было выделено 2,5 млн руб. Для организов. переселенцев были предусмотрены пособия на дорогу и ссуды на обзаведение х-вом на новом месте. Местные власти не всегда выполняли предписанные правилами условия. Известен факт, когда 218 калужских переселенцев, отправившиеся в 1848 в Оренб. губ., получили на дорогу от Калужской палаты гос. имуществ 29 руб. и от Оренб. палаты — из расчета 3,5 коп. в день; из причитавшейся на обзаведение х-вом ссуды в сумме 55 руб. на каждый двор получили только по 20 руб. В результате Оренб. палата в 1849 подверглась строгому выговору со стороны Киселева за «непростительную невнимательность к воронежским переселенцам». В кон. 1840-х гг. на Юж. Урал прибыли государственные крестьяне из Псковской (1953 чел.), Саратовской (2132), Курской (3206), Воронежской (2934), Пензенской (3655), Рязанской (5472), Тамбовской (3175) губ. По сообщению чиновников Мин-ва гос. имуществ, проверявших положение переселенцев в Оренб. губ. в 1834 и 1849, мн. переселенцы в теч. 6 лет не сумели получить полн. наделов и пособия. Жилища переселенцев были «самыми убогими» (в осн. землянки). Отмечались нехватка скота, продовольствия, качеств. воды, урожая; массовые заболевания и повыш. смертность. Особенно тяжелым было положение самовольных переселенцев. Реформа Киселева предусматривала проведение «попечительных» мер, направл. на улучшение хозяйственной деятельности и быта, повышение благосостояния и культ. уровня гос. крестьян. Так, было пересмотрено обложение податями в соответствии с местными хоз. условиями. Натур. повинности переводились в ден. Учреждались вспомогат. ссуды для мелкого кредитования крестьян, расширялась сеть запасных хлебных магазинов на случай неурожая. Принимались меры по созданию в казенной деревне мед. и вет. пунктов, увеличению сети низших школ. С целью распространения агрономич. знаний Мин-во гос. имуществ осуществляло издат. деят-сть, проводило конкурсы на лучшее сочинение. Так, золотой мед. был отмечен преподаватель агрономии Оренб. духовной семинарии В. М. Черемшанский за «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении». Созданные в селениях гос. крестьян приходские уч-ща получили наим. Киселевских школ. Не все начинания Мин-ва получали поддержку на местах. Напр., в Оренб. губ. не было выполнено указание Мин-ва о создании прод. резервов в объ еме 1,5 четв. хлеба на ревизскую душу. Отказ крестьян от обязат. посадки картофеля и засыпки семян для общест. запашки, слухи о передаче гос. крестьян в частное владение вылились в нач. 1840-х гг. в Троицком и Чел. уездах в волнения крестьян (см. Волнения крестьян в Троицком и Челябинском уездах). В 1850 Мин-во подвело итоги состояния шк. дела в гос. деревне 22 уездов: в 7, в т. ч. в Оренб., состояние было признано «исполненным недостатков». Сказывалась нехватка средств, учителей, учебников, пособий. На Южном Урале к этому времени насчитывалось 54 приходских уч-ща. Усилия по организации врачебной помощи привели к тому, что на 1 врача или фельдшера в 1849 приходилось 40 тыс. чел. населения гос. деревни, в 1856 — 27 тыс. В 1856 врачебной помощью было охвачено 0,8% населения казенной деревни. Аналогичное положение было на Южном Урале. Реформа Киселева получила неоднозначную оценку современников. С одной стороны, благодаря преобразованиям под его рук-вом в 1837—66 более 200 тыс. безземельных крестьян получили надел и ден. пособие, из густонасел. губерний переведено 66746 семей (231226 душ мужского пола). С др. стороны, его упрекали в расширении власти окружных нач.; консервативная часть об-ва видела в его деят-сти по улучшению благосостояния гос. крестьян и распространению нар. образования угрозу крепостным устоям.

С 1837 – 1841 гг . под руководством Киселева проводилась реформа в государственной деревне. В исторической литературе эта реформа получила название реформа Киселева . Главная задача реформы – приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей, поднять их благосостояние, повысить их налогоспособность . Эта задача была решена. Население государственной деревни составляло около 40 % всех крестьян России. Было изменено управление государственными деревнями . Содержание учреждений, управлявших государственными деревнями, было возложено на государственных крестьян. Был введен специальный налог на содержание этих учреждений. Введение этого денежного налога вызвало массовые протесты государственных крестьян. Увеличены земельные наделы государственных крестьян, если они до реформы были менее установленных норм земельной обеспеченности. Подушный оброк постепенно превращен в поземельно-промысловую подать (т.е. размеры налога зависели от размера надела и доходности промысловых занятий). Т.е. было упорядочено взимание денежных налогов с государственных крестьян . Положение государственных крестьян было значительно лучше положения помещичьих крестьян, по крайней мере, их жестоко не наказывали. Они были лучше обеспечены землей. Известно, что помещичьи крестьяне мечтали о переводе их в категорию государственных крестьян. Предполагалось строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов в государственных деревнях. Однако реформа проводилась в жизнь крайне медленно, она не была завершена даже к 1861 г. Тем не менее эта реформа оценивается историками как «удавшееся мероприятие николаевского царствования ».

30 марта 1842 г. Николай выступил с речью на заседании Государственного совета. Он раскрыл свое понимание решения крестьянского вопроса . Эта речь – одно из немногих официальных заявлений Николая I по крестьянскому вопросу, поэтому она заслуживает особого внимания. Николай заявил: «Крепостное право есть зло, для всех очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным. Время [предоставления крестьянам свободы] еще очень далеко . [освобождение крестьян без общего потрясения невозможно]. Необходимо приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей». Совершенно очевидно, что Николай боялся, что в случае освобождения крестьян, с одной стороны, будут возмущены помещики, а с другой стороны, взбунтуются крестьяне, недовольные условиями освобождения. Надо постепенно решать крестьянский вопрос , разрабатывать проекты, искать пути безболезненно решения крестьянского вопроса. Для Николая сохранение крепостного права было злом», но крестьянские бунты и оппозиция дворянства – зло еще большее. Решить крестьянский вопрос так, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы», было нельзя.

Указ об обязанных крестьянах 1842 года разрешал помещикам по своему желанию освобождать крестьян без земли, при этом помещики должны были дать крестьянам землю в наделы за повинности . Члены секретного комитета решили, указ о вольных хлебопашцах не нашел широкого применения, потому что помещики не хотели продавать крестьянам землю. Поэтому закон об обязанных крестьянах 1842 г. и предусматривал сохранение права собственности помещиков на землю. Этот указ был более консервативным, чем указ о вольных хлебопашцах, т.к. разрешал освобождать крестьян без земли. Однако и этот указ не имел широкого применения, что являлось доказательством заинтересованности дворян в сохранении крепостного права, обеспечивавшего их хозяйства бесплатной рабочей силой.

Результаты работы секретных комитетов были незначительными. Почему не удалось решить крестьянский вопрос в эпоху Николая I ?

Консерватизм высшей бюрократии, не заинтересованной в преобразованиях

Нерешительность императора

Секретно-бюрократический путь решения крестьянского вопроса без участия общества; секретные комитеты исходили из интересов дворян

Император и правящие круги стремились укрепить самодержавие; они опасались, что отмена крепостного права приведет к ограничению самодержавия

Эпоха Николая I – время политической и социальной стабильности, правящие круги верили в величие России, официальная идеология создала иллюзию силы российского государства; поражение в Крымской войне показало, что Россия – «колосс на глиняных ногах», что страна уступает по уровню экономического развития странам Западной Европы.

Отказ от решения крестьянского вопроса, сохранение крепостного права – одна из причин отставания России.

Практические мероприятия правительства Николая I по крестьянскому вопросу были направлены на облегчение положения крепостных, регулирование их отношений с помещиками под контролем государства. Так, указ 1833 г. запрещал перевод крестьян в разряд дворовых с лишением их надела, продажу крепостных на публичных торгах и с «раздроблением семейств», а также уплату дворянских долгов крестьянами без земли. В 1844 г. помещики получили право отпускать своих дворовых на свободу по двухстороннему соглашению, утверждаемому местными властями. Секретный комитет 1847 г. одобрил предложение о разрешении крепостным крестьянам выкупаться целыми селениями при продаже помещичьих имений с публичных торгов за долги. Соответствующий указ императора 8 ноября 1847 г. определил размер выкупной суммы (она равнялась последней на торгах цене), срок и порядок ее внесения крестьянским обществом. Никакой помощи от казны не предполагалось. Значительное число поступивших от крестьян ходатайств заставило правительство в 1849 г. скорректировать уже утвержденные условия: возможность внесения выкупа теперь обусловливалась согласием помещика.

Ряд царских указов облегчал торгово-предпринимательскую деятельность крепостных. Власти облегчили процедуру выдачи им «видов на отлучку», снизили плату за паспорта. С разрешения помещика крестьяне могли учреждать заводы и фабрики, а с 1848 г. и покупать незаселенную землю на свое имя.

Особняком в череде правительственных мероприятий по крестьянскому вопросу стоит инвентарная реформа. В 1847-1848 гг. в Юго-Западном крае (Волынская, Киевская и Подольская губернии) были введены так называемые инвентарные правила, в 1852- 1855 гг. их действие распространялось и на белорусские губернии. Согласно этим правилам вся земля, находящаяся в пользовании крестьян к 1847 г., сохранялась за ними без изменений. Регламентировались и крестьянские повинности: был установлен обязательный для всех имений высший предел барщины, ликвидированы разнообразные платежи. Землевладельцы не могли уменьшать наделы и увеличивать повинности. На основе общих правил специальные губернские комитеты для каждого поместья составили инвентари, которые представляли собой описание имений с фиксацией размера крестьянских наделов. Инвентари утверждались генерал-губернатором. Решительность правительства при проведении инвентарной реформы объяснялась спецификой края. Большая часть помещиков юго-западных, белорусских и литовских губерний была польского происхождения. Стремлением ослабить их влияние и предотвратить обезземеливание крестьян (в большинстве своем русских, малороссов и белорусов) и руководствовались власти, вводя инвентари. Реформа вызвала недовольство не только помещиков, но и части крестьян, так как в ряде случаев новые правила ухудшили их положение.

Реформа П.Д. Киселева

Наряду с частными мерами правительство пыталось решить и более общую задачу постепенного освобождения крестьян и возвращения им гражданских прав. В процессе перехода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» намечалось три этапа. На первом этапе предполагалось ограничить барщину тремя днями в неделю; на втором - ввести законодательное регулирование крестьянских повинностей; на третьем - предоставить крепостным личную свободу без наделения их землей. Каких-либо сроков освобождения крепостных установлено не было. Начать преобразования планировалось с реформирования государственной деревни, а затем распространить этот опыт на частновладельческие имения. Таким образом, речь фактически шла о двуединой реформе: результаты изменений в положении казенных крестьян должны были стать мощным орудием воздействия на дворянство.

Сам проект так и не был реализован, но его обсуждение выдвинуло на ключевые позиции в разработке правительственного курса по крестьянскому вопросу Павла Дмитриевича Киселева (1788-1872). В 1829-1834 гг. Киселев возглавлял гражданское и военное управление Дунайских княжеств. Проведенные под его руководством реформы были высоко оценены царем. В 1836 г. Киселев возглавил V отделение императорской канцелярии, созданное для разработки нового положения об управлении государственными крестьянами, а с 1837 г. стал первым министром государственных имуществ. Николай I считал его своим «начальником штаба по крестьянской части». Поэтому проведенная в 1837-1841 гг. реформа государственной деревни получила название «реформы Киселева».

Важным направлением реформы была перестройка системы управления казенными крестьянами. Кроме создания в рамках Собственной его императорского величества канцелярии V отделения и учреждения министерства государственных имуществ, в каждой губернии образовывались местные палаты государственных имуществ. Губернии делились на округа, которые в свою очередь объединяли несколько волостей государственных крестьян (около 6 тыс. душ мужского пола). Собиравшийся периодически волостной сход избирал на три года волостное правление, волостного голову и писаря. Волости подразделялись на сельские общества (около 1,5 тыс. душ в каждом). Сельский сход избирал сельского старшину, а для исполнения полицейских функций - сотских и десятских. Рассмотрение крестьянских имущественных исков на небольшие суммы и дел о незначительных правонарушениях было поручено волостным и сельским расправам (судам).

Для ликвидации малоземелья Министерство государственных имуществ организовало переселение крестьян в малонаселенные губернии, а также выделяло им дополнительные земли из государственного фонда.

Власти стремились осуществить систему «попечительства» над крестьянами: строились школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались образцовые фермы для распространения среди крестьян новейших агротехнических знаний, расширялась общественная запашка для увеличения страховых резервов на случай чрезвычайных ситуаций. Были учреждены специальные кредитные кассы, которые выдавали крестьянам «вспомогательные» ссуды.

Главная цель реформы - приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей» - оказалась выполненной. В итоге проведенных преобразований уровень жизни казенных крестьян несколько вырос, недоимки сократились, увеличились земельные наделы. Эти позитивные изменения сопровождались ростом бюрократического аппарата и созданием системы мелочной чиновничьей опеки над государственной деревней.


Похожая информация.


Период властвования Николая I в истории России называют периодом реакции и консерватизма. Действительно, после разгрома декабристского бунта император всячески стремился укрепить империю, делая это по большей части силовыми методами. Сам царь осознавал, что только такими методами страну не успокоить, поэтому пошел на ряд преобразований, одной из которых стала реформа Киселева.

Накануне преобразований

Начало царствования преемника Александра ознаменовалось мощным восстанием, в котором участвовали в том числе и привилегированные слои российского общества. Оно крайне напугало нового императора, поэтому по отношению к заговорщикам были приняты самые строгие меры, а пятеро руководителей бунта были казнены. В ходе начавшегося следствия Николай увидел всю неприглядную картину внутреннего положения страны. Либеральные слои высшего общества настаивали на проведении широких реформ, с чем царь категорически не был согласен. Однако он сделал небольшие уступки общественному мнению, так, была удалена одиозная фигура Александровского правления граф Аракчеев. Но на самом деле это не было концом, дело аракчеевщины продолжили многие последователи графа, оставшиеся у власти, которые пользовались полным доверием Николая.

Первые шаги Николая I

Но все же император окружил себя и поистине прогрессивно мыслящими людьми. Это были Е. Ф. Канкрин и П. Д. Киселев. С этими фигурами и связаны основные преобразования николаевской эпохи. В начале своего царствования император особого внимания не придавал крестьянскому вопросу, но с течением времени царь и его окружение все больше склонялись к мысли, что крепостное право - это зло, и помещики находятся на пороховой бочке новых бунтов. Но кардинально решать вопрос правительство опасалось, поэтому была ставка на эволюционное и осторожное реформирование. Одним из этих шагов должна была стать реформа государственной деревни Киселева. Павел Дмитриевич был известен как последовательный сторонник отмены крепостного права, в течение 20-30-х годов XIX века несколько раз подавал записки на высочайшее имя с предложениями по улучшению положения крестьян. Поэтому Николай счел его кандидатуру вполне подходящей для решения крестьянского вопроса.

Реформа Киселева

Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д.Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян. Сразу после назначения граф приступает к преобразованиям. В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея - учет доходности крестьянского хозяйства.

Идеи и реализация реформы

Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

Недовольство помещичьих кругов

Вообще, преобразования шли с большими пробуксовками, в первую очередь это было связано с тем, что большинство помещиков относилось к ним с большими опасениями, а некоторые и вовсе выражали недовольство политикой графа Киселева. Их опасения сводились к тому, что улучшение положения увеличит желание их крепостных перейти в разряд государственных. Но если с этим они еще худо-бедно мирились, то широкие планы Павла Дмитриевича по личному освобождению крестьян от крепостной зависимости, наделение их небольшими земельными участками и точное определение размеров оброка и барщина вызывали у них яростное недовольство. Реформа государственной деревни Киселева признавалась большей частью помещиков вредной, это вызывало опасение и в правительстве. По мнению реакционных министров начало демонтажа крепостного права могло привести к росту общественного движения по всей стране. Этого больше всего остерегался Николай I, поэтому все дальнейшие попытки разрешить крестьянский вопрос были отложены по указанию императора на отдаленную перспективу.

В целом за все правление Николая Павловича реформа Киселева была единственной значимой попыткой разрешить она во многом подготовила почву для будущей ликвидации крепостного права, и немаловажную роль в этом сыграл Павел Дмитриевич Киселев.