Роль готической культуры в средневековой европе. Готика в архитектуре средневековой европы Готическое направление

Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.

История становления

ХII - ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.

Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное выражено в этом фото.

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – .

В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих .
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще были замечены в колониальном стиле.

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.

Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – , причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние е ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как

Г отика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Живопись . Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416).

Орнамент

Мода

Интерьер

Дрессуар - посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины - дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке - ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

Готический стиль в искусстве пришел на смену романскому, и принес множество новшеств и техник. В архитектуре это нашло отражение в соборных городских храмах, просторных, с высокими сводами, наполненных солнечным светом за счет огромных окон вместо привычной росписи на стенах. В живописи и скульптуре сюжеты все более тяготели к реальным, прорабатывались объемы и ярко передавались эмоции персонажей. Фигуры свободно располагались в окружающем их пространстве, характерными для готики были слегка изогнутые S-образные позы.

Зарождались основные направления искусства в рамках готического стиля во Франции и после получили широкое распространение по территории всей Европы.

Архитектура готического периода

Самым ярким строением архитектуры готического периода считается городской храм. В основе его лежит нервюрный свод. Подобные каркасные строения уже были в романском периоде, но зодчие
XIII - XVI вв. довели технику до совершенства, значительно облегчив сооружение, без потери его прочности.

За счет изменений в конструкции свода удалось уменьшить давление на стены. Необходимость в их прочной монументальной конструкции отпала, появлялась возможность сэкономить расходные материалы и радикально изменить пространство. Оно стало единым, исчезли многочисленные колонны, отсутствовало четкое деление на зоны. Зодчие смогли в краткие для того времени сроки (до 40 лет) возводить здания до 40 метров высотой.

Существенные изменения претерпели и стены. Большие росписи стали постепенно отходить в прошлое. На смену им пришли огромные витражные окна, которые помимо красивого художественного эффекта давали возможность наполнить здания храмов естественным светом. Внутреннее убранство с характерным декором из серебра и позолоты, благодаря им заиграло новыми красками.

(Готические витражи в Соборе Святого Витта )

Витражная техника была известна мастерам стекольного дела и ранее, но новые конструкции позволяли создавать большие по площади витражи с потрясающими художественными приемами и тематическими сюжетами. Излюбленным изображением в цветном стекле стала притча о блудном сыне, в течение нескольких веков украшавшая витражи храмов по всей Европе.

Самыми изысканными витражами периода можно смело назвать окна часовни Сент-Шапет, расположенной во Франции. Мастера и зодчие сумели превратить здание в подобие стеклянной клетки с удивительными ажурными окнами во всю высоту стен. Между собой они были разделены изящно декорированными несущими конструкциями. Часовня всех своих посетителей поражала и продолжает удивлять обилием света и легкостью внутреннего пространства

(Главная капелла в кафедральном соборе Толедо )

Спустя несколько веков после зарождения готического направления, церковь вмешалась в дела зодчие и потребовала изменить планировку, вернув деление пространства на зоны. Внутреннего и внешнего убранства изменения не коснулись. Фасады зданий, своды и стены изнутри щедро украшались скульптурами, изображениями и монументами, которые с каждым десятилетием становились все объемнее и реалистичнее.

Примерами классического готического архитектурного искусства в Европе являются:

  • Кафедральный собор в Толедо (Испания);
  • Кельнский собор (Германия);
  • Кентерберийский собор (Англия);
  • Собор Парижской Богоматери (Франция).

Скульптура готического искусства

Основой готической скульптуры являлись статуи. Характерной их особенностью было слияние с фасадами зданий. Издали они казались единым целым и лишь вблизи отделялись от них и становились интересными сюжетами, которые хотелось рассматривать подолгу.

Скульпторами фигуры прорабатывались с особой тщательностью. Внимание уделялось не только мелочам в виде драпировки тканей и одежде в целом, но и общему настроению, динамике, которые передавались зрителю.

В проработанные лица скульптур и их взаимодействие с другими персонажами композиции вкладывались эмоциональные порывы, переживания и страдания. В постановке фигур акцент делался на динамику движений, застывшую в моменте.

Яркой демонстрацией готического направления в пластике являются статуи и декор стен портала Шартрского собора в Париже, Магдебургского и Страсбургского собора в Германии.

Интересным дополнением скульптурного убранства многих храмов являются растительные мотивы. Объемная лепнина имитирует цветы, плоды и листья растений, которые произрастали в регионе возведения храма.

Живопись готического искусства

Тяга к натурализму и желание изображать героев картин как можно реалистичнее, коснулась и живописи готического периода. Основным лейтмотивом эпохи стали религиозные и бытовые сцены, внимание в которых сосредотачивалось на страданиях и переживаниях изображенных людей и персонажей.

(Картина Нидерландского художника Рогир ван дер Вейдена )

Искусно художниками вкраплялись, вначале ненавязчиво, в виде отдельных элементов атрибуты повседневной жизни: подсвечники, растения, бутылки, книги и т.д. В XV веке на картинах стали появляться пейзажи, служащие фоном для сюжетов. Религиозная тематика по-прежнему превалировала.

Художники готического периода пользовались приемом с изображением пустоты для подчеркивания материальности передаваемого кистью сюжета.

Активно в этот период начала развиваться книжная миниатюра. Исписанные красивыми и витиеватыми буквами, напоминающими вензеля, страницы стали дополняться характерными для готики иллюстрациями. Здесь также присутствовали реалистично изображенные люди на фоне природы. Рисунки дополнялись обрамлением с детально проработанными растительными элементами и мотивами.

Самыми яркими представителями среди мастеров владения кистью и красками готического периода являлись:

  • Лоренцетти;
  • Кампен;
  • Ван дер Вейден;
  • братья Ван Эйк.

Прорывом периода готического искусства можно по праву назвать архитектуру и достижения зодчества. Что касается прочих видов искусства, зарождающаяся тяга к натурализму с каждым веком расцветала все больше, подготавливая почву для реализма, характерного эпохе Возрождения. Именно в конце готического периода скульптуры стали отделяться от фасадов храмов, а на картинах все чаще разворачивались бытовые сцены.

Глава «Готическое искусство». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа. Авторы: А.А. Губер, Ю.Д. Колпинский; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1960)

Период, получивший в истории искусства Европы название готического, связан с ростом торгово-ремесленных городов и укреплением в некоторых странах феодальных монархий.

В 13-14 столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема. Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы, объединявшие в своем помещении большие массы людей, и горделиво-праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города - крупного торгово-ремесленного центра.

Исключительно широко и глубоко разрабатывались в западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Образы величавой, полной драматической выразительности архитектуры готического собора получали свое развитие и дальнейшую сюжетную конкретизацию в сложной цепи монументальных скульптурных композиций и витражей, заполнявших проемы огромных окон. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы.

В искусстве готики большое значение приобретали наряду с чисто феодальными и новые, более прогрессивные представления, отражавшие рост средневекового бюргерства и зарождение централизованной феодальной монархии. Монастыри утрачивали роль ведущих центров средневековой культуры. Возрастало значение городов, купечества, ремесленных цехов, а также королевской власти как главных строителей-заказчиков, как организаторов художественной жизни страны.

Готические мастера широко обращались к ярким образам и представлениям, порожденным народной фантазией. Одновременно в их искусстве сильнее, чем в романском, сказывалось влияние более рационального восприятия мира, прогрессивных тенденций идеологии того времени.

В целом готическое искусство, отражавшее глубокие и острые противоречия Эпохи, было внутренне противоречиво: в нем причудливо переплетались черты реализма, глубокой и простой человечности чувства с набожным умилением, взлетами религиозного экстаза.

В искусстве готики возрастал удельный вес светской архитектуры; она становилась разнообразнее по назначению, богаче по формам. Кроме ратуш, больших помещений для купеческих гильдий строились каменные дома для богатых горожан, складывался тип городского многоэтажного дома. Совершенствовалось строительство городских укреплений, крепостей и замков.

Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан.

Изменялась и организация строительного дела - строили городские ремесленники-миряне, организованные в цехи. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Всякий ремесленник - оружейник, сапожник, ткач и т. д. - работал в своей мастерской, в определенном городе. Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. Они переезжали из города в город и даже из страны в страну; между строительными ассоциациями разных, городов возникала общность, шел интенсивный обмен навыками и знаниями. Поэтому в готике уже нет того обилия резко различных местных школ, какое характерно для романского стиля. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов. Достаточно сравнить французский и английский соборы, чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом французской и английской готической архитектуры.

Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. В 12-14 вв. были созданы кадры архитекторов-профессионалов, подготовка которых стояла на очень высоком по тому времени теоретическом и практическом уровне. Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие. Накопленный предшествовавшими поколениями строительный опыт позволил готическим архитекторам решать смелые конструктивные задачи, создать принципиально новую конструкцию. Готические зодчие нашли и новые средства для обогащения художественной выразительности архитектуры.

Иногда считают, что отличительным признаком готической конструкции является стрельчатая арка. Это неверно: она встречается уже в романской архитектуре. Преимущество ее, известное, например, еще зодчим бургундской школы, заключалось в меньшем боковом распоре. Готические мастера лишь учли это преимущество и широко воспользовались им.

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным. Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами, или гуртами) основой сводчатой конструкции. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра - диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки). Они создавали как бы скелет свода. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал.

Такой свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы.

Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок - так называемые лиерны (ЕО, GO, FO, НО). Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине, - так называемые тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.

Так как на каждый столб-устой приходилось несколько нервюр, то, следуя романскому принципу, под пяту каждой нервюры ставилась особая капитель или консоль, или колонка, примыкающая непосредственно к устою. Так устой превращался в пучок колонн. Как и в романском стиле, этот прием ясно и логично выражал художественными средствами основные особенности конструкции. В дальнейшем, однако, готические зодчие выкладывали камни устоев так, что капители колонн полностью упразднялись, и опорная колонка от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до самой вершины свода.

Боковой распор нервюрного свода, строго лаколизованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами - контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу.

Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе.

Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим - на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.

При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Стена как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами - до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Возрастали и темпы строительства. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки; так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет.

Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, то есть горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующим раствором готические зодчие пользовались весьма умело, достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца. В некоторых странах, как, например, в Северной и Восточной Германии, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. При этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические Эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.

Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена - пролеты боковых нефов. При этом основная нагрузка ложилась на устои ABCD, тогда как промежуточные устои Е и F выполняли задачи второстепенные, поддерживая пяты сводов боковых нефов. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала 13 в. стало обычным иное решение: все устои делали одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек, или травей.

Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом городских собраний, в них давались представления мистерий; в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции. Так повышалось значение горожан и падало значение клира (который в городах был, кстати, не столь многочисленным, как в монастырях).

Названное явление отразилось и на планах больших соборов. В соборе Парижской Богоматери трансепт намечен не так резко, как в большинстве романских соборов, ввиду чего несколько смягчается граница между святилищем хора, предназначенным для клира, и основной продольной частью, доступной для всех. В соборе Буржа трансепт совсем отсутствует.

Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Она особенно усилилась тогда, когда в университетах обосновались новые нищенствующие ордена. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» (К. Маркс, Конспект работы Грина «История английского народа», «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр. 344.). В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, отделявшая хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной - продольной - части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развивается трансепт, по большей части - трехнефный. Восточную часть собора - хор - стали увеличивать до пяти нефов. Большие капеллы окружали венком восточную абсиду; средняя капелла была обычно больше других. Однако в архитектуре готических соборов того времени имела место и другая тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре.

Вместе с тем первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается; боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутреннего пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.

Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчезли. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.

Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но, устремляясь ввысь, она становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж - своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.

Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.

Прозрачные витражи, сияющие краски алтарной живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, контрастировавшие со сдержанной суровостью колорита каменных стен и столбов, придавали интерьеру готического собора необыкновенную праздничную торжественность.

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.

Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.

Правда, готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.

По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным и реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и, главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.

В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики - «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.

Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно - Мадонне, левый - святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.

Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам - Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг - ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы; в отдельной зоне, под ними, изображен ангел, взвешивающий души; слева (от зрителя) - праведники, вступающие в рай; справа - демоны, завладевающие душами грешников, и сцены мучений в аду; еще ниже - разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.

При изображении Мадонны тимпан заполнялся сценами: Успение, Взятие Мадонны на небо ангелами и ее небесное коронование. В порталах, посвященных святым, на тимпанах развертываются эпизоды из их житий. На архивольтах портала, охватывающих тимпан, помещали фигуры, развивавшие основную тему, данную в тимпане, или образы, так или иначе идейно связанные с основной темой портала.

Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и сочувствие, гнев и ненависть выступали в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д.

И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Труд - основа реальной жизни людей, и эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств.

Рост интереса к человеческой личности, к ее нравственному миру, к основным особенностям ее характера все чаще сказывался в индивидуализированной трактовке библейских персонажей. В готической скульптуре зарождался и скульптурный портрет, хотя эти портреты лишь в редких случаях делались с натуры. Так, в некоторой степени портретный характер носили помещаемые в храме мемориальные скульптуры церковных и светских властителей.

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного изображения жизненных явлений. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. Их чувства носили религиозную окраску и были тесно связаны с превратными религиозными представлениями. И все же глубокая одухотворенность, необычайная интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека, страстная взволнованность и поэтическая искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость, ценность и неповторимое эстетическое своеобразие скульптурных образов готики.

По мере роста новых буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К 15 в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные силы вступили в открытую борьбу против основ феодального общества и его идеологии. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства - перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца 13 в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху - эпоху Возрождения.

лова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют к нему никакого отношения.

Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное людям того времени.

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры.

Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются – неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

АРХИТЕКТУРА

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам Милана идёшь к центру города, перед глазами высятся бесконечные ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем не редкий при строительстве готических соборов, их часто достраивали и перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства Готического стиля созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Церковно-религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле и назначении вещей. Например, монеты помогают воссоздать политически пёструю карту феодальной Европы.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных крестов, ларцов и т.д.

Готические доспехи имели заострённые контуры, состояли из отдельных металлических пластин, скреплённых между собой ремнями. Доспехи содержали до 160 пластин, вес колебался от 16 до 20 кг.

ГОТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроенная по частям одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к фигуре обладателя. Готическую моду с её прилегающим платьем, характерной постановкой тела и способом ношения одежды мы можем наблюдать, глядя на монументальные фигуры святых и королей на фасадах и порталах соборов, а также по художественным миниатюрам средневековых художников. Изменённый крой одежды проявился, прежде всего, в выкройке рукавов и их соединений с плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела таким образом, что видно, собственно, само тело.

К традиционной одежде принадлежал также плащ, сшитый из суконной ткани, и подшитый материей другого цвета либо мехом.

Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй. Они имели своё символическое значение. Так, например грусть подчёркивалась не только тёмной одеждой, но и положением покрывала, которое в это время глубоко натягивали на лицо.

Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки. Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.

В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата.

Нижняя одежда женщин в поздней готике стала ещё более сложно выкроена, и теперь ещё больше прилегала к телу. Женская фигура в это время изображается с высоко поднятой и выступающей вперёд грудью, благодаря высоко поднятому поясу, а глубокий вырез в виде буквы «V» уменьшает лиф платья.

Проповедники обличали эту одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Роскошь в одежде порождала у них также опасение за будущее экономики своего народа. Они резко выступали против всяких излишеств в костюмах и особенно – против роскоши одежды, в которой верующие ходили в костел.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С развитием образования развивалась и литература. Поэты-рыцари сочиняли стихи; обрабатывая народные песни, они создавали целые стихотворные романы и поэмы о военных подвигах феодалов.

Самая знаменитая рыцарская поэма – «Песнь о Роланде» была сложена во Франции XI – XII веках. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря. Он совершает сказочные подвиги и гибнет, ни минуты не помышляя о том, чтобы нарушить клятву верности своему сеньору.

В «Песне о Роланде» отразились и чувства народа: в ней говорится о горячей любви к «милой Франции», о ненависти к врагам. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Францию.