Транспортный налог в бюджетных учреждениях. Налог на прибыль в казенных учреждениях Начисление транспортного налога отражается проводкой

Каждую операцию, происходящую в хозяйственной жизни организации, необходимо фиксировать. Исключение не составляет и начисление налогов. Наличие транспорта в организации дает основание для расчета транспортного налога, начисления и уплаты налоговых платежей в бюджет, а также отражения проведенных операций в бухгалтерских проводках.

Как формируются проводки по транспортному налогу

Большинство предприятий имеют на балансе собственные автомобили, занятые в производственной деятельности. Юридические лица, на которых и зарегистрированы средства передвижения, рассматриваются как налогоплательщики транспортного налога.

Данный вид обязательных платежей относится к имущественным налогам. Уплачивать его необходимо вне зависимости от использования или даже отсутствия деятельности на предприятии за отчетный период.

Транспортный налог рассматривается законодательством как региональный. Это означает, что субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать периодичность и сроки платежей, не ухудшая положения налогоплательщиков согласно НК РФ. Также на уровне законодательства субъектов может решаться и вопрос о целесообразности предоставления льгот отдельным категориям владельцев авто.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Таким образом, если иные требования не установлены, отчетными периодами признается каждый квартал. Оплата должна составлять не менее четвертой части от общей суммы годового расчета.

Отражение в учете налога или авансового платежа зависит от принятых положений в учетной политике. При этом кредит счета выбирается на общих основаниях ― 68 с субсчетом «Расчеты по транспортному налогу».

Счет дебета по начисленному налогу зависит от того, как организация отражает подобные расходы. Суммы полученного транспортного налога могут быть отнесены:

  • На 20 счет, то есть непосредственно на основные производственные затраты;
  • На 44 счет (расходы на продажу) в торговых организациях;
  • На счет 91 ― найти отражение в составе прочих расходов.

Расчет транспортного налога

В отличие от физических лиц-автовладельцев, сумму транспортных платежей которые рассчитывает налоговая инспекция, организации обязаны самостоятельно определить размер транспортного налога. Алгоритм расчета прост ― налоговая ставка умножается на величину налогооблагаемой базы.

Для каждого вида транспортного средства действует своя ставка в соответствии со ст. 361 НК РФ. Определяется в рублях на единицу мощности ― лошадиную силу. Так, размер налога за легковой автомобиль мощностью 250 л.с. будет равен 250*15 руб.=3 750 руб.

Допускается снижение или повышение ставок региональными властями, но не более чем в 10 раз. При принятии таких решений учитываются экономическая и экологическая обстановка в регионах, иные факторы. По однородным видам транспортных средств возможно использование и дифференцированных ставок по экологическому классу и году выпуска машины. Кроме того, при расчете налога применяются повышающие коэффициенты по дорогостоящему авто.

Если организация владеет транспортным средством не полный налоговый период (год), расчет ведется пропорционально. При этом регистрация машины до 15 числа определяет текущий месяц как целый, и наоборот. Те же правила имеются и при снятии автомобиля с учета.

Начисление транспортного налога: пример проводок

Начисление транспортного налога производится в зависимости от действующего отчетного периода в регионе ― ежеквартально или ежегодно.

Допустим, организация имеет на балансе 1 легковой автомобиль. Действующим региональным законодательством установлен отчетный период по транспортному налогу, равный кварталу. Сумма рассчитанного налога за год равна 6 000 руб.

Отражаются операции ближайшего квартала по начислению транспортного налога следующими проводками:

Если квартал при расчете транспортного налога утвержден как отчетный период, то платежи требуется совершать ежеквартально. В ином случае ФНС вправе начислить пени за каждый день просрочки.

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51
– уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога (авансовых платежей) в состав расходов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Порядок налогового учета транспортного налога зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это нужно в том же периоде, за который авансовые платежи рассчитаны. Так следует поступать несмотря на то, что с 2011 года организации освобождены от составления расчетов авансовых платежей по транспортному налогу. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/333 и от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по транспортному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты. Такими документами, например, могут быть:

Справка бухгалтера;

Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу;

Регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Если организация использует метод начисления, сумму транспортного налога (авансовых платежей) включите в состав расходов в момент начисления – в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть на дату составления бухгалтерской справки с расчетом налога (авансового платежа). Если организация применяет кассовый метод, сумму транспортного налога (авансовых платежей) включите в состав расходов на дату перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, сдан в аренду и т. п.)?

Ответ: да, можно, при условии, что автомобиль используется в деятельности, направленной на получение доходов.

При налогообложении прибыли налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, упомянутых в ст. 270 НК РФ), рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Организация вправе признать такие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Однако списывая те или иные расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли, нужно учитывать, что все они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Такие ограничения установлены пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Налогов, плательщиком которых является организация, эти ограничения тоже касаются.

Экономическим основанием для уплаты транспортного налога является требование главы 28 Налогового кодекса РФ.

Документальным подтверждением расходов могут быть декларация по транспортному налогу и платежные документы на перечисление налога в бюджет.

Что касается связи расходов с деятельностью, направленной на получение доходов, то в отношении транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе, такая связь неочевидна. Сама по себе обязанность платить транспортный налог, предусмотренная статьей 357 Налогового кодекса РФ, эту связь не подтверждает.

Использование автомобиля в деятельности, направленной на получение доходов, не предполагает его ежедневную эксплуатацию. Достаточно, чтобы деятельность организации подразумевала наличие ситуаций, в которых автомобиль необходим (перевозка грузов, пассажиров, служебные поездки сотрудников и т. п.). Поэтому если в течение какого-то времени автомобиль находится в простое, расходы в виде транспортного налога по этому автомобилю можно признать связанными с деятельностью, направленной на получение доходов.

Наличие такой связи можно признать и в том случае, если автомобиль сдан в аренду. Поступающая в организацию арендная плата является доходом, следовательно, уплату транспортного налога за арендованный автомобиль можно рассматривать как одно из условий получения этого дохода.

Другое дело – передача автомобиля в безвозмездное пользование по договору ссуды (ст. 689 ГК РФ). Поскольку в этом случае транспортное средство не используется в деятельности, направленной на получение дохода, при проверке налоговая инспекция может исключить из состава расходов транспортный налог за те периоды, когда автомобиль эксплуатировался ссудополучателем.

В некоторых случаях можно отнести на расходы транспортный налог по автомобилю, собственником которого организация не является, но который не был снят с регистрационного учета в ГИБДД. Например, если бывший собственник внес автомобиль в уставный капитал другой организации и заключил с новым владельцем договор на аренду этого транспортного средства. Поскольку автомобиль использовался в производственной деятельности арендатора, ФАС Северо-Западного округа признал, что уплаченный им транспортный налог может уменьшать налогооблагаемую прибыль, поскольку в этом случае критерии пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ соблюдаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А66-5535/2011).

Устойчивая арбитражная практика по рассматриваемой проблеме не сложилась. Таким образом, в каждой конкретной ситуации когда автомобиль не используется в производственном процессе, организация должна самостоятельно принимать решение о включении транспортного налога в состав расходов. Причем если налоговая инспекция не согласится с принятым решением, свою позицию организации придется отстаивать в суде.

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывайте.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на формирование налоговой базы по ЕНВД расходы в виде транспортного налога не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Если транспортное средство используется в одном из видов деятельности, то транспортный налог распределять не надо.

Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на общей системе налогообложения, можно учесть при расчете налога на прибыль. Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на ЕНВД, при налогообложении учесть нельзя.

Пример распределения расходов по транспортному налогу. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» (г. Электросталь Московской области) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В марте доходы, полученные «Гермесом» от различных видов деятельности, составила:

- по оптовой торговле (без учета НДС) – 12 000 000 руб.;
- по розничной торговле – 4 000 000 руб.

Организация использует несколько грузовых автомобилей для доставки товаров оптовым и розничным покупателям. В марте с этих транспортных средств начислен авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал в сумме 10 300 руб.

Расходы по транспортному налогу относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за март составляет:
12 000 000 руб. : (12 000 000 руб. + 4 000 000 руб.) = 0,75.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна:
10 300 руб. × 0,75 = 7725 руб.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которая относится к деятельности организации на ЕНВД, равна:
10 300 руб. – 7725 руб. = 2575 руб.

Эта сумма (2575 руб.) при налогообложении не учитывается.

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету?

Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов в учреждениях? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

За счет каких средств уплачиваются налоги?

Согласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

Какие КБК применяются для уплаты налогов?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

Каков порядок отражения налогов в бухгалтерском учете?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бюджетном учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бюджетном учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 183н
Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:
– налог на прибыль 2 401 10 130
2 401 10 180
2 303 03 000 159, 179
– НДС 2 401 10 130
2 401 10 180
2 401 20 200*
2 303 04 000 159, 179
– иных налогов 0 401 20 200
0 109 00 200
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
159
Уплата налогов 2 303 03 000
2 303 04 000
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
0 201 11 000
0 201 21 000
161, 78

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация.

При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

В бухгалтерском учете налогов в учреждениях отразятся следующие проводки:

Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.

Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.

Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете налогов в учреждениях следующим образом:

Сумма, руб.

Начислен доход от аренды

00000000000000120

2 205 21 000

00000000000000120

2 401 10 120

Поступила арендная плата на лицевой счет

00000000000000000

2 201 11 000

00000000000000120

2 205 21 000

Увеличение

забалансового счета 17

(код 120 КОСГУ)

Начислен НДС

00000000000000120

2 401 10 120

00000000000000180

2 303 04 000

Начислен налог на прибыль

00000000000000120

2 401 10 120

00000000000000180

2 303 03 000

Уплачен НДС в бюджет

00000000000000180

2 303 04 000

00000000000000000

2 201 11 000

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Уплачен налог на прибыль в бюджет

00000000000000180

2 303 03 000

00000000000000000

2 201 11 000

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Учитываются ли имущественные налоги в целях налогообложения?

Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.

Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).

Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.2016 № 03‑03‑06/3/64622.

Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).

* * *

Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

1) затраты на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов (имущественных налогов) учитываются при определении объема субсидии на выполнение государственного задания. НДС и налог на прибыль уплачиваются только за счет доходов, полученных от платной деятельности;

2) при отражении в бухгалтерском учете суммы имущественных налогов относятся на увеличение расходов, а суммы НДС и налога на прибыль – на уменьшение доходов;

3) исходя из положений учетной политики налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде);

4) в целях исчисления налога на прибыль расходы на уплату имущественных налогов, покрываемые за счет средств субсидии, не учитываются. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, распределяются между уставной деятельностью и деятельностью, приносящей доход. Часть этих расходов, которая приходится на платную деятельность, может быть учтена при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов.

Л. Ларцева, эксперт журнала

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", март, 2017

Транспортный налог является местным сбором. Он начисляется за то использование автомобильных дорог, которые являются федеральной собственностью. Некоторые считают, что сбор взимается за то, что предприятие просто владеет транспортным средством, но это мнение неверное. В этой статье мы рассмотрим как рассчитывается транспортный налог и .

Так как это местный налог, то сроки для оплаты, процентные ставки и возможные льготы регламентируются принятыми нормативными актами субъектов федерации.

Как и все остальные налоги транспортный можно разделить на несколько частей:

  1. Субъекты . Лица, с которых может удерживаться транспортный налог. Ими могут быть юридические лица, ИП и физические лица. Оплачивается сбор строго владельцем ТС, а не эксплуатирующим лицом. Поэтому бывает, что пользователь и владелец – это два разных предприятия, юридических лица.
  2. Объекты . Это транспортные средства, находящиеся в полной собственности организации, с которых и удерживается налог. К группе объектов относят: яхты, автобусы, автомобили, мотоциклы, мотороллеры и др. ТС, перечисленные в ст. № 358 п. 1 НК.

Какие ТС не подлежат налогооблажению

Во втором пункте этой же статьи можно найти и те объекты, которые не подлежать налогообложению, например:

  • Автомобили с мощностью не больше 100 л. с., предназначенные для передвижения инвалидов и специально оборудованные.
  • Весельные лодки.
  • Транспортные средства, стоящие на военной службе.
  • Речные и морские суда для ведения промысла.
  • Водные ТС, используемые для перевозки людей даже тогда, когда это основной вид дохода для ИП.
  • Все остальные ТС, указанные в ст. № 358.

Расчет и уплата налога на транспорт

Налоговая база напрямую зависит от вида транспортного средства и представляет собой количественный показатель мощности: лошадиные силы, валовая вместимость, тяга реактивного двигателя, число непосредственных ТС. У каждой группы средства передвижения есть свои особенности в исчисления мощности, например: для автомобилей это будут лошадиные силы, а для самолета – тяга реактивного двигателя (кг).

Ставка для определения величины налога

Размер налоговой ставки указан в ст. № 361 налогового кодекса, но так как это местный сбор, то органы самоуправления могут регулировать самостоятельно эту величину. Основным правилом для изменения ставки есть то, что она не должна увеличиться или уменьшится больше, чем в 10 раз.

Регламент для уплаты налога

Все положения, касающиеся установления регламента, прописаны в статье № НК. Из них следует, что субъекты федерации могут самостоятельно назначать сроки и размеры , формировать критерии для получения льгот для частичного или полного освобождения от сбора.

Налоговый, отчетный периоды

Налоговым периодом для предприятий является календарный год, но каждый квартал юридическое лицо обязано предоставить отчет в местную налоговую службу.

Определение суммы платежа раз в год и расчет авансовых платежей

Для физических лиц транспортный налог начисляется налоговой службой на основании данных из ГАИ, которые поступают после взятия на учет ТС.

Чаще всего, уведомление о необходимости совершить платеж приходит по почте. Предприятия проводят расчеты лично, учитывая индивидуальную налоговую базу и процентную ставку для каждого вида транспорта. Налоговая база всегда прописана в техническом паспорте, а налоговая ставка – в федеральных законах по месту юридической регистрации. Авансовые начисления бухгалтер или руководитель предприятия обязан проводить ежеквартально.

Оплата налога и предоставление отчетности

Перечисление взносов вместе с документацией должно происходить в том регионе, где ТС было поставлено на учет. Порядки и сроки также определяются внутри этой местности объектами федерации. Все предприниматели и предприятия по окончанию году должны сдавать транспортную декларацию. Физические лица обязаны перечислить налог до 1 ноября следующего года.

Проводки для начисления и выплаты транспортного налога

Вид отчетности зависит от того, в каком именно подразделении производства используется ТС. Сам же транспортный налог причислен к группе расходов от обычного вида деятельности. Расчет и отражение сбора должно фиксироваться на каждое средство передвижения индивидуально. От того, какой части предприятия принадлежит ТС, будет зависеть, на какой счет будет начислен налог, а потом списан с него.

Проводки по начислению транспортного налога при обычной деятельности

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
20, 44 68 Начисление транспортного налога или авансового платежа по нему Налоговая база*Налоговая ставку Бухгалтерская справка-расчет, транспортная декларация
68

Начислен транспортный налог - проводки в бухгалтерском учете по данной операции могут быть различными. От чего зависит отражение в проводках тех или иных счетов учета, вы узнаете из нашей статьи, а также сможете разобраться с тем, как начисляется и учитывается транспортный налог.

Раскрытие понятия транспортного налога

Налог на транспорт является региональным. Ставки по нему регулируются властями регионов, однако они не должны более чем в 10 раз отличаться от ставки, указанной в Налоговом кодексе (ст. 28 НК РФ).

Уплачивать этот налог необходимо всем владельцам транспорта (ст. 357 НК РФ) — юридическим и физическим лицам, имеющим в распоряжении (на праве собственности или владения) транспорт, оформленный в соответствии с законами РФ.

О нюансах регистрации транспорта и налоговых последствиях ее отсутствия читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога» .

Как начисляется транспортный налог

Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена только за юрлицами. Для ИП и физлиц такой расчет делает ИФНС (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Начисление транспортного налога подразумевает применение к базе по налогу ставки с учетом времени нахождения транспорта в собственности плательщика. В ряде случаев также применяется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что оплачивать налог должен не тот, кто использует транспортное средство, а тот, кто им владеет. Даже если собственником выдана доверенность на управление транспортом, доверенное лицо налог не платит.

Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. До 2016 года месяц постановки на учет и снятия с учета считался полным месяцем, за который исчислялся налог. Начиная 2016 года месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.

Налоговый учет транспортного налога

Для расчета налога на прибыль транспортный налог учитывается в прочих расходах, которые связаны с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.

Подробнее о налоге при УСН читайте в статье «Транспортный налог при УСН: порядок расчета, сроки и др.» .

Что касается ЕНВД, то размер вмененного налога не зависит от суммы налога на транспорт, т. к. его расчет делается без учета полученных доходов и понесенных расходов.

Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.

Для правильного распределения налога на транспорт между двумя режимами нужно рассчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Чтобы рассчитать часть доходов по ОСНО, необходимо сделать следующее: поделить сумму доходов по ОСНО на доходы от всех видов деятельности. Налог на транспорт, относящийся к ОСНО, определяется перемножением суммы налога на транспорт и доли доходов, полученных на ОСНО. Налог на транспорт, относящийся к деятельности по ЕНВД, рассчитывают в таком же порядке, задействуя в этом расчете сумму доходов, полученных на ЕНВД. Сумма полученных результатов обоих расчетов должна дать общую величину начисленного налога.

Итоги

Самостоятельное начисление транспортного налога — это прерогатива юрлиц. Они же ведут учет начисления и оплаты налога, отражая его в учете бухгалтерскими проводками. В бухгалтерском учете налог обычно формирует расходы по осуществляемой деятельности. В налоговом учете он включается в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль или УСН-налогу с объектом «доходы минус расходы». При совмещении режимов налогообложения налог может оказаться распределяемым.