Внутренний моральный. Моральный. Смотреть что такое "моральный" в других словарях

Моральные ценности носят императивный характер и обязательны к исполнению. Императивность морали находит выражение в понятии «долг».
Моральный долг как понятие этики обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Моральный долг требует не принуждения, а са- мопринуждения. Долг осознаётся как внутреннее побуждение, как необходимость совершать какие-либо действия.

Долг является проявлением необходимости, поэтому выполнение долга ставит человека перед необходимостью отказаться от собственного выбора. Долг несёт в себе нравственное начало только в том случае, когда его выполнение является добровольным делом. Нравственный долг — сознательное и свободное подчинение требованиям морального поведения. Следуя долгу, мы осознаём приоритетность более высокого начала, чем наши собственные интересы.
Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно моральный. Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной, профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) — это бескорыстное неизбирательное благоговение ко всем живым существам. Эмпирический долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом. (Например, между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловеческой моралью.)
Исторически содержание морального долга менялось. В доклассовом обществе существовало «талионное право» (возмездие, по силе равное преступлению). Оно гласило: «око за око, зуб за зуб». Талион действовал только применительно к другой общине. Он не предполагал индивидуального долга и индивидуальной ответственности.
В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Средневековая христианская этика рассматривает золотое правило нравственности в контексте Нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нравственный закон. Л. Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как этический вариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Иисуса Христа.
И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этического характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это означает, что нравственным является такое поведение, которое обеспечит гармонию между людьми.
Человек, исполняя долг:
— выполняет его требования без внешнего принуждения;
— относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;
— убеждён в правильности требований;
— выполняет долг бескорыстно.
Моральный долг человека предполагает:
— содействовать благу других людей;
— противостоять злу;
— добродетельность;
— не допускать в себе порочности.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

приведите пример морального долга?

  • Дань - моральный долг, обязанность (в выражениях «дань памяти» и подобных) . пример — Уважать старшее поколение — это высокий моральный долг молодёжи.. . пример — «если я наведу порядок на столе, я получу конфету»))) Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира.. . НО ТЕПЕРЬ ПО ТЕМЕ. Совесть, Честь и Долг. Три связанных понятия. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам. Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.

    Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него замуж. В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л. Н. Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души. Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели. С чувством долга переплетается теснейшим образом чувство стыда. Чувство стыда неизменно охватывает человека во всех тех случаях, когда он не выполняет своего долга. В художественной литературе чувство долга нередко вступает в конфликт с каким-либо сильным желанием персонажа. В драме «Сид» Корнеля героиню Химену отличает очень сильное чувство долга. Ее возлюбленный Родриго убивает в поединке отца Химены, однако она не может ставить это в вину Родриго: чувство собственного достоинства требовало, чтобы он принял вызов. Но Химена знает и свой дочерний долг. Отсутствие сознания долга мы наблюдаем в «Федре» Расина. Федра, охваченная страстью к пасынку Ипполиту, допускает, чтобы ее наперсница оклеветала перед отцом юношу, который не шел навстречу любовным домогательствам Федры, т. е. фактически мачеха становится виновницей смерти Ипполита. А в трагедии Еврипида «Ипполит» Федра идет еще дальше: перед тем как покончить с собой, она в письме к мужу сама клевещет на Ипполита. В пьесе «Гроза» А. Н. Островского обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства». В рассказе «Человек на часах» Лесков заставляет задуматься, что же важнее: жизнь человека или верность присяге. Часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Перед часовым встает проблема. Он думает, спасти ли ему утопающего или же остаться на посту. Ведь Постников – солдат. Это значит, что ему нельзя нарушать присягу. Если о его нарушении узнают, то героя могли сослать на каторгу и даже расстрелять. Все же Постников принял решение спасти утопающего. И был наказан поркой. Долг - категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача - в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое значение.

Мораль - форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений на предмет поведения человека в обществе.

Структура морали строится на следующих составляющих:

  • Нормы поведения (эгоизм, взаимопомощь, коллективизм)
  • Личностные качества (благожелательность, верность, отзывчивость и т.п.)
  • Моральные ценности (человеческое предназначение, стремление к свободе и осознанию жизни)
  • Общепринятые категории морали (долг, совесть, добро, справедливость)

Мораль берет начало из таких исторических форм, как:

  1. Табу (характерно для родоплеменного строя общества) - строжайший, безапелляционный запрет. Например, на смешение крови или убийство в рамках одного рода.
  2. Обычай - принятая большинством деятельность, возможная в конкретных обстоятельствах в определенном обществе.
  3. Традиция - некая норма поведения, предполагающая формы деятельности, осуществимые в конкретных обстоятельствах в определенном обществе (в отличии от обычая может быть индивидуальной, семейной).
  4. Нормы современной морали.

Центральные функции морали:

Функции

Объяснение

Примеры

Регулятивная

Обеспечивает регуляцию общественных отношений, взаимодействие человека и общества.

Владимир не отбирает конфеты у маленьких детей, потому что дети - это цветы жизни и их нельзя обижать.

Мотивационная

Служит побудительным условием к совершению поступков.

Людмила остановила драку в школьном коридоре, потому что драться в школе — нельзя.

Ценностно-ориентировочная

Задает определенные ориентиры желаемого поведения, к которым человек стремится.

Однажды в автобусе Павел не уступил место старушке, после чего стал объектом общего презрения. С тех пор Павел всегда уступает место старушкам.

Воспитательная

Формирует принципы и нормы поведения у человека.

Алексей уступает место пожилым людям в общественном транспорте.

Прогностическая (координационная)

Позволяет предсказывать возможное поведение людей в обществе (позволяет согласовывать и координировать действия людей).

Жена Аня уверенно кричала на своего мужа Андрея, так как знала, что мораль не позволит Андрею ударить её.

Следует отличать мораль от нравственности. Мораль - это совокупность принятых большинством норм поведения, в то время как нравственность представляет собой степень усвоения личностью моральных ценностей.

Понятие долга

Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности . По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.

И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях - если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…

У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги - и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания.

По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.

Общественный и моральный долг

Зачастую в понятии долга различают две стороны - моральную и общественную. Общественным долгом называют объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека - на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе.

Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это - индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им - предъявлять самому себе такое требование.

Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом - он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом.

Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Совесть

Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль .

Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Роль морали в жизни человека: моральная оценка как регулятор деятельности
Следующая тема:   Брак и семья: моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье

История дает множество примеров героического служения медиков своему народу, патриотического исполнения своего профессионального долга. Так, врачи С. И. Андриевский и Д. С. Самойлович еще в XVIII в., изучая природу инфекционных заболеваний, в том числе и чумы, ставили медицинские опыты на себе, доказывая тем самым пути передачи грозной инфекции, и разрабатывали на основе результатов этих опытов методы ее предупреждения. Н. Ф Гамалея в 1886 г. на себе проверял действенность изготовленной Луи Пастером вакцины против бешенства. Эта героическая деятельность врача ученого сыграла свою положительную роль в пропаганде и распространении надежного метода предупреждения бешенства у людей по всей России.


Великий патриот нашей Родины,
всемирно известный ученыйфизиолог И. П. Павлов писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Эти и множество других примеров показывают, как передовые отечественные ученыемедики понимали свой общественный долг, как, не страшась непосредственной угрозы своему здоровью и даже жизни, они мужественно разрабатывали пути и методы борьбы с инфекционными заболеваниями, добивались успехов и выходили победителями в борьбе за здоровье людей.

Ярким проявлением высоконравственного исполнения своего профессионального долга является самоотверженный труд медицинских работников в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).

Врачи, фельдшера, медицинские сестры и другие медицинские работники под шквальным огнем противника оказывали медицинскую помощь бойцам и командирам Советской Армии и Флота. Подвергаясь смертельной опасности, они под пулями противника вытаскивали раненых с поля боя и спасали им жизнь. Только благодаря самоотверженной работе медиков на переднем крае военных действий ив тылу страны 72 % раненых было возвращено в строй действующей армии. За проявленный героизм на фронте звания Героя Советского Союза было удостоено 47 медиков, орденом Ленина награждено 283, орденом Красного Знамени - 600 человек. Всего правительственных наград удостоено 115 тысяч медиков, среди которых немало средних медицинских работников.

Не менее самоотверженно выполняют свой профессиональный долг средние медицинские работники страны и в мирное время.

Сотни и тысячи фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, не щадя сил и собственного здоровья, в самых сложных условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, в горах Памира и песках Средней Азии, с медицинской сумкой через плечо приходят на помощь заболевшим и попавшим в беду людям, беззаветно служат делу восстановления и укрепления здоровья строителей коммунизма.

«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко

МОРАЛЬНЫЙ

МОРАЛЬНЫЙ

МОРА́ЛЬНЫЙ , моральная, моральное (книжн.).

2. Нравственный, отличающийся высокой нравственностью. Высоко моральный человек. Моральный поступок.

3. Относящийся к нравственным, душевным переживаниям человека. Моральное удовлетворение. «Новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведут ныне борьбу против фашистского варварства.» Сталин .

❖ Моральное изнашивание машины (экон.) - превращение машины, еще вполне пригодной к работе, в устаревшую по своей конструкции вследствие появления другой, технически более совершенной машины.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МОРАЛЬНЫЙ" в других словарях:

    моральный - ая, ое. morale adj., пол. moralny < , лат. moralis. 1. Относящийся к морали. Лучшие из древних моральные книги. 1729. Кантемир Сатира Прим. Моральныя и политическия соображения подкрепляются соразсуждениями обширными, глубоким проницанием в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат.). Нравственный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬНЫЙ лат. moralis, от mos, moris, нрав, обычай. Нравственный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. нравственный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. моральный духовный, нравственный, этический, честный, правдивый, порядочный; высоконравственный, внутренний, этичный,… … Словарь синонимов

    МОРАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. см. мораль. 2. Высоконравственный, соответствующий правилам морали (книжн.). М. поступок. 3. полн. Внутренний, душевный. Моральное удовлетворение. Моральная поддержка. Высокий м. дух. Моральный износ (спец.)… … Толковый словарь Ожегова

    См. эстетический В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    моральный - высоко моральный глубоко моральный … Словарь русской идиоматики

    моральный - ая, ое; лен, льна 1) полн. ф. Относящийся к морали; нравственный. Моральные принципы. Все эти категории в фольклоре являются моральными ценностями и составляют практическую мораль (Ю. Рождественский). Синонимы: эти/ческий 2) Высоконравственный,… … Популярный словарь русского языка

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: морален, моральна, морально, моральны; моральнее; нар. морально 1. Моральным называют то, что имеет отношение к общепринятым правилам поведения. У него высокие моральные принципы. | нар. Морально устойчивый… … Толковый словарь Дмитриева

    моральный - ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. морально, моральность 1) только полн. к мораль М ые принципы. М ая деградация. 2) Высоконравственный … Словарь многих выражений

    I прил. 1. соотн. с сущ. мораль I, связанный с ним 2. Свойственный морали [мораль I], характерный для неё. 3. Соответствующий требованиям морали [мораль I]; высоконравственный. 4. Содержащий в себе нравоучение, поучение. II прил. Связанный с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Моральный ландшафт. Как наука может формировать ценности людей , Харрис Сэм. В этой долгожданной книге автор таких бестселлеров как The End of Faith и Letter to a Christian Nation предрекает конец монополии религии на мораль и человеческие ценности. Сэм…

Мораль в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Пороки

Мы поговорим о 7-ми основных пороках или о 7-ми смертных грехах, если говорить языком религии, которые ведут к «гибели души» или к разрушению человеческой личности.

Так это или нет, решите сами, после того как ознакомитесь с описанием пороков и с тем, какая или какие из добродетельных составляющих противостоят им в человеке.

Необходимо сразу сказать, что понятия пороков, их значения, даны не совсем в ключе официальной религиозной доктрины по той простой причине, что язык и форма изложения подобных личностных проявлений не всегда понятна современному человеку. Посему рассматривайте описание не как догмат, некую непреложную и окончательную формулировку, а как информацию к размышлению.

Гордыня (высокомерие) – это первый порок в череде разрушительных составляющих личного человеческого зла, который толкает человека на путь разрушения личности. Его суть заключается в том, что человек переоценивает себя и свои возможности, и к тому же позиционирует себя в обществе как обладатель этих сверхвозможностей.

Такого человека можно сравнить с ребенком, который нафантазировал о себе не весть что и ведет себя в соответствии с этим образом, демонстрируя окружающим свой вымышленный уровень.

Угроза такого поведения для человеческой личности заключается в том, что человек, давая себе сверхоценку и проецируя ее на окружающих, говорит и считает, что он может больше. Но когда ситуация доходит до реального применения его возможностей, то оказывается, что это не соответствует действительности.

Это плохо для человека, который не может взять возложенные на него обязательства, плохо людям, которые не наго надеяться, но не могут получить желаемое. И, безусловно, пагубно для его развития, которое невозможно без реальных дел, которые попросту не могут быть совершены по причине того, что человек их не может сделать.

Гордость, самоуважение противостоят пороку Гордыня, подразумевая под собой то, что человек не только реально оценивает свои возможности, но и удовлетворен ими и тем, как он ими умеет распоряжаться. Он знает себя и знает, чего он стоит в этом мире. И в результате в ситуациях, в которых он принимает решения, он в состоянии это сделать объективно и ответственно, но уподобляясь авантрюрзму гордеца и высокомерию его самооценки.

Зависть как порок идет следом за гордыней, говоря о том, что человек, ведомый таким пороком, активно желает того, что он видит у других людей. И его совершенно не волнует, как именно они это получили, как заслужили. Он просто хочет обладать этим, а если понимает, что это невозможно, то всячески старается унизить обладателя того желаемого, к чему стремиться завистник.

Я думаю вам приходилось встречаться с такими людьми, которые, не зная о человеке практически ничего, называли того вором, бездельником, мошенником, лентяем и прочими нелестными эпитетами в одной лишь целью – очернить то, чем он владеет. Ведь если «вор» чем-то владеет, а завистник «честен», то все получается, поскольку в ином случае либо надо что-то сделать, чтобы обладать, либо переживать, что нет возможности это сделать.

Это «защитный» психический механизм, который толкает человека назад, во тьму веков. Ведь для того чтобы иметь желаемое, не обязательно что-то делать. Не обязательно задумываться, как это можно получить и к этому стремиться. Достаточно выстроить барьер «условного зла» и многие проблемы кажутся решенными.

Конечно, завистник не только может порицать других, но и наносить им вред, и попросту стараться что-то у них украсть, поскольку не видит или не желает видеть естественного пути обладания делаемым.

По сути, осуждение порока «зависть» базируется на осуждении воровства, как в зачаточном состоянии, так и в его развитии.

Объективность и справедливость противостоят зависти, побуждая человека размышлять как над своим желанием, так и над возможностью его реализовать. А также, и безусловно, над признанием права других людей обладать чем-то по той причине, что они это заслужили.

Конечно, такая реакция как объективность не всегда способна противостоять зависти, но наличие взвешенного и разумного взгляда на мир делает человека менее злобным и завистливым.

Чревоугодие (обжорство) – простой, но в то же время весьма разрушительный человеческий порок, который говорит нам о том, что человек, обладающий таким пороком, ставит свое желание угодить своему телу выше всего остального.

Да, если смотреть на значение порока «плоско», то смысл этого слова заключен только в том, что человек ставит удовлетворение своей пищевой потребности на первое место. Но на самом деле пища, как форма продолжения жизни, не является единственным стремлением нашего организма. И стремление к уюту, физическому довольству, максимальному комфорту, достатку, как страховки, гарантирующей этот комфорт, все это объединяется в одну цепь обеспечения собственного организма.

А что в этом плохого? На самом деле ничего, кроме того, что в физическом мире, в отличие от духовного, есть такое понятие, как мера. Так, к примеру, выпивая три литра воды в день, человек себя чувствует вполне комфортно. Но если он выпивает шесть, получая от этого наслаждение или просто яро делая это делать, то он попросту портит свой организм.

И это только часть вопроса, поскольку человек, поставив стремления личного физического довольства превыше всего, становиться социально и общественно неинтересен, а в некоторых случаях даже опасен. Почему?

Да потому что все и всегда он будет делать для себя и для своего тела. И ни родные, ни близкие, ни друзья не будут стоять также высоко, как теплый диван или кусок мяса в его оценках этого мира.

Скромность, умеренность как проявления добродетели призваны противостоять чревоугодию, ограничивая человека в его простых физиологических стремлениях, предлагая ему потреблять не более, чем это необходимо.

Конечно, понятие умеренность гораздо шире и помогает человеку не только в противостоянии чревоугодию, но в первую очередь оно позволяет сохранять человеку баланс между физическими и духовными потребностями. Не ставить что-то выше, а что-то ниже, а находить верную гармонию.

Ведь не сложно понять, что избыток пищи, как и ее недостаток, пагубно сказывается на человеке. А недостаток эмоции или наслаждения всеми аспектами человеческой жизни рано или поздно может привести к сильнейшей депрессии и простому вопросу: Зачем жить, если жизнь так печальна?

Блуд (похоть) – идет следом за чревоугодием, демонстрируя нам слабости человеческой физиологии. Ведь то, что человек стремиться удовлетворить свои сексуальные потребности, в первую очередь обусловлено природой самого человека. Как мужчина по своей природе может оплодотворить множество женщин, так и женщина, по своей природе, стремиться воспроизвести максимально жизнеспособное потомство.

Но ведь мы говорим не о животных, а о людях, которые имеют не только потребности, но и обязательства перед другими людьми, которые связывают их в реализации этого физиологического инстинкта.

Думать о продолжении рода не так уж и плохо. Получать наслаждение от секса как физиологического и духового процесса также необходимо, поскольку это заложено самой природой. Но в тоже самое время действовать бесконтрольно и разгульно в этом вопросе, это значит попросту забыть о других возможностях человека как личности.

Ведь инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, это два мощнейших инстинкта, которые движут человеком во многих ситуациях. Но умеренность, о которой мы говорили, способна сделать это движение более осмысленным.

Именно поэтому целомудрие противопоставляется блуду, но не как форма полного отказа от сексуальных контактов, сексуального наслаждения или брака как такового, а как умеренная и взвешенная политика личной сексуальной жизни.

Ведь не просто так вторая часть добродетели звучит как «…мудрие», тем самым предполагая наличие разума и осмысленности в поведении человека. И, конечно, умеренности.

Гнев (злоба) существует и как порок, и как форма, позволяющая человеку отстаивать свои интересы или подчинять своим интересам других людей. Когда человек гневается? Да когда что-то происходит не по его воле и не по его желанию.

Но вот вопрос, а разве все, что происходит в этом мире, должно подчиняться воле какого-то конкретного человека? Разве другие люди не должны обладать возможностью выбирать, высказывать свое мнение, поступать так, как считают нужным?

Именно то, что человек, имея в своем распоряжении природную агрессию, совершенно не готов учитывать мнения и волю других людей, начинает проявлять гнев или попросту злиться.

Но к чему это приведет? Либо к тому, что гневливый человек «задавит» другого, подчинит его своей воле и силе. Либо к тому, что он создаст неразрешимый конфликт, если столкнется с тем, кто равен или сильнее его.

Борьба, неразумная и разрушительная, которая ни на грамм не сделает человека счастливым, но даст возможность его эгоизму и примитивному инстинкту существовать и править там, где это возможно.

Посему Справедливость и Доброта стоят на противоположной от Гнева стороне, давая человеку необходимый баланс. Ведь справедливость дает возможность оценить и ситуацию, и себя самого, тем самым оградив от ошибки или неверной оценки ситуации. А доброта позволяет быть просто терпимее к людям и к тому, что они делают и думают.

Не снисхождение, а доброта способна воспринимать мир более терпимо и более взвешенно, позволяя справедливости сделать верные выводы. А если надо будет противостоять «злу»? Так ведь справедливость это не всепрощение, а лишь верная и адекватная реакция на то, что происходит вокруг. А этой реакцией может быть и всепрощение, и праведный гнев и кара того, что несправедливо и недопустимо.

Алчность или жадность идет следующим человеческим пороком, демонстрируя крайнее нежелание человека расставаться с тем, чем он обладает. Прежде всего, конечно, разговор идет о процессах материального плана, об имуществе и деньгах, которые человек ставит превыше всего как в оценке ситуации, так и в поведении.

Но все же не стоит забывать о том, что деньги являются естественным и вполне взвешенным инструментом человеческого общества, и умение ими грамотно распоряжаться дает возможность человеку вести корректную общественную политику.

Тот же, кто алчен, и желает обладать деньгами превыше всего на свете, акцентирует решение всех вопросов только на уровень материальных отношений. Чувства, эмоции, душа, мораль и прочие личностные моменты просто блекнут на фоне всепоглощающей алчности, которая всегда ставиться во главу угла.

Ради нее человек готов забыть по все и про всех, «продать» всех и все, если выражаться проще. Именно этим порокам противостоит все та же умеренность, идущая рука об руку с рачительностью.

Рачительность, это умение рационально и взвешенно распоряжаться своими материальными возможностями, не впадая ни в скупость, ни становясь алчным или жадным, не теряя при этом голову и чувство собственного достоинства.

Рачительность, это то, что создает барьер между колоссальным стремлением человека обладать всеми сокровищами мира от умения грамотно и взвешенно распоряжаться теми сокровищами, которым он обладает.

Уныние и лень замыкают список главных человеческих пороков, говоря о том, что безволие и безделье ни к чему хорошему не приводят. Согласитесь, ваша печень, сердце или почки просто не могут позволить себе лень, поскольку они должны работать, чтобы весь организм, все тело, продолжало выполнять свои обязанности.

А ведь человек, любой человек, это часть еще большего организма, рожденный не просто так и существующий не без причины. Все его поступки, в малом или большом, сказываются как на нем самом, так и на окружающем мире. И лень, уныние, которое толкает его к безделью, как бы вычленяют его из общего круговорота.

Нужен ли он? Безусловно. Важен ли он? Конечно.

Но исключая себя из круга общественных дел, он исключает себя из жизни, не принося пользу никому, даже самому себе.

Да, можно говорить о самодостаточности или отсутствии нужды в общении с другими людьми, но это лишь защитная маска, которая позволяет человеку находиться в том состоянии, когда нет стремления приносить пользу людям.

А может что-то в жизни произошло, что не позволяет человеку радоваться, а вгоняет его в отчаянье и уныние?

Да, такое возможно. И это называется препятствием или испытанием, которое нацелено на то, чтобы человек преодолел его и стал сильнее, пройдя науку жизни. Но если он сдался, если он поставил на себя яром лентяя, то даже небольшое препятствие для него станет непреодолимым испытанием.

Именно поэтому активность и оптимистичность, противопоставленные унынию, позволяют человеку сохранять не столько веру в высшие силы или высшую справедливость, сколько веру в самого себя. Не сидя сложа руки и борясь с превратностями судьбы, которые часто являются итогом ошибок самого человека, он развивается и растет, обретая опыт и большие жизненные силы.

Добродетели

Поговорив о пороках и о том, что им противостоит в человеке, нельзя не поговорить о добродетелях как таковых, без противопоставления их порокам или слабостям личности. И сделать это надо так потому, что добродетель, как форма действия, создающая добро, более ясно видна не в сравнении с чем-то, а сама по себе, не требуя для своего существования зла как антагонистичного элемента в развитии человека.

Любовь к ближнему является основной добродетелью христианства, базируясь на обращении Иисуса Христа «возлюби ближнего, как самого себя», подразумевая, что отношение к ближним, к тем, кто в тот или иной момент времени находится рядом с человеком, должно строиться на основании любви и понимания, доброты и терпимости.

По сути этот девиз впоследствии был использован многими философами, чтобы дать понять человеку, что его требования к внешнему миру должны проходить через проекцию личностного отношения. То есть человек должен прежде сам понять, насколько он готов сделать то, что требует от другого. И если не готов или не может воспринять подобное стремление, то отказаться от такого поступка-требования, поскольку понимает не только сильные, но и слабые стороны, прощая ему эту слабость.

Понятно, что о любви к ближнему в том виде, в котором говорил Иисус, мы не пришли и за 2000 лет, прошедшие с того момента, когда были произнесены эти слова. Но это совершенно не значит, что общество и отдельные индивидуумы перестали стремиться к этому. Стремиться и стараться исполнить этот завет, потому что они прекрасно понимают что только в гармонии отношений возможна гармония существования.

Мудрость является следующей добродетелью, сохраняя в своей сути стремление человека к познанию окружающего мира. Ведь мудрость это наличие разума, как меры оценки происходящего, знаний, как способа оценки и опыта, как мерила накопления знаний, основанных на практике.

Но не только на практике или практическом опыте основывается человеческая мудрость, поскольку все и всегда происходит на основании Законов вселенной, законов, которые были основаны при сотворении мира (или в момента большого взрыва) и действуют неизменно по сей день.

И не стоит путать реальные Законы вселенной с теми формами, которые использует человечество, называя их законами. На самом деле то, что используют люди, является лишь человеческим пониманием законов вселенной, сформулированное на тот время, когда они были поняты. Но, как показывает реальность и подсказывает нам мудрость веков, выводы, как и законы человечества, не являются однозначными и конечными, продолжая видоизменяться и стремиться к истине.

Мужество есть следующая христианская и человеческая добродетель, которая нам демонстрирует личностную стойкость и волю в преодолении жизненных трудностей и жизненных невзгод.

Ведь проходя через испытания, преодолевая трудности человек растет и развивается, познаем мир и узнает собственную природу. И только так он сможет все более и более расширять свои познания изменять свой внутренний мир.

Понятно, что трудности или проблемы не являются позитивными составляющими человеческой жизни. Верно, кому нравиться, что в его жизни пошло что-то не так. Но вы должны понимать, что «пошло что-то не так» потому, что человек сделал сам что-то не так. Или тот, кто находится рядом с ним, совершил ошибку. И тогда задача человека, если он не готов смириться с существующим положением вещей, исправить эту ошибку.

Иногда бывает трудно, сложно, можно сказать, практически непосильно и только мужество, основанное на силе воли человека, позволяет ему терпеть и идти к намеченной цели.

Справедливость как следствие мужества говорит нам, что если что-то происходит не так, то для этого вполне есть причины.

Да, хочется чтобы было лучше, хочется, чтобы было без проблем и сложностей. Но все это возникает только в том случае, если баланс сил нарушен, и происходит это вследствие справедливости, которая существует во вселенной.

Понятно, что человек далеко не всегда готов принять то, что в миру существует вселенская справедливость. Он не готов ждать некой даты «страшного суда», когда всем будет воздано по заслугам. Но с другой стороны само понятие справедливости гораздо глубже удовлетворения человеческого «хочу» и его эмоционального порыва.

Вдумайтесь, когда вы говорите о том, что что-то несправедливо? Когда что-то происходит не так, как вы считаете или так, как должно быть.

И два слова «вы считаете» и «должно быть» говорят лишь о том, что человечество, в своем развитии и своем миропонимании считает, что именно так верно. Но, как вы понимаете, если что-то произошло, то верно так, как произошло, а не так, как хочется кому-то.

Событие – итог взаимосвязи многочисленных факторов, поступков, действий или бездействий многих людей и сил, и они, собранные воедино в одной точке, дают определенный итог. И не потому, что кому-то нравиться или не нравиться, а по иному быть просто не может.

Это и есть основной принцип справедливости, основанный не на мнении, а на взаимодействии сил. И если вы примите то, что любой итог, независимо от его моральной окраски, является справедливым, вы сможете понять, что же на самом деле представляет собой вселенская справедливость.

Умеренность является последней из главных добродетелей, которая в нашем рассказе следует за справедливостью как бы говоря, что все должно быть или в балансе сил, который определяется справедливостью, или в балансе отношений, который определяется точкой зрения человека.

Действительно, умеренность не является материальной и измеряемой величиной, поскольку для каждого индивидуума, как и для каждого процесса, это своя составляющая. Но именно понятие умеренность, как оценка личности того, что происходит с ним или вокруг него, дает ему возможность гармонично и корректно существовать в этом мире.

В массы раз, не больше не меньше, то что нужно – все эти фразы «выросли» из понятия умеренности, которая предлагает человеку действовать в разумных моральных рамках, ощущая происходящее. Именно ощущая, воспринимая то, что происходит вокруг, поскольку в ином случае понять или почувствовать границы разумного достаточно сложно.

На этом все, что мы хотели рассказать вам об основных мотивационных составляющих или скрытых человеческих силах, который присутствуют абсолютно в любом процессе или ситуации. Все они, в большей или меньшей степени, создают как самого человека, так и его поступки. И если вы потрудитесь, постараетесь вглядеться в любого, начиная с себя, то сможете увидеть и эти силы, и их проявления в реальном мире.

Это необходимо для того, чтобы вы поняли, что все это не химера, и что все это настолько реально и значимо, насколько бывает значима любая мотивация человека, который совершает поступок, действует, достигает поставленную цель или попросту живет.

Посмотрите окружающих вас людей с той целью, чтобы обнаружить там перечисленные мотивации. И вам станет ясно, почему люди в различных ситуация ведут себя так, а не иначе. И почему те, кто находятся рядом с вами, не смотря на то, что прошли столетия с момента этих событий, продолжают себя вести подобным образом. Ведь все это в природе человека, в природе его бессмертной души.


Похожая информация.


Как понимает Шопенгауэр вещь в себе?

Шопенгауэр - это метафизика воли, понимаемой как “вещь в себе”, констатированная, но так и не раскрытая Кантом, самая возможность познания которой им, Кантом, отрицается. У Шопенгауэра воля как “вещь в себе” - слепой жизненный порыв, лежащий в основе бытия, все остальное - “представление”, то есть опредмеченный, объективированный, иллюзорно индивидуализированный мир явлений. Системе Шопенгауэра, тотально пессимистической, свойственна яркая эмоциональная окраска, отрицающая основное правило традиционного философствования - установку отстраненного, холодного, “умудренного” понимания, спинозистское “не плакать, не смеяться, а понимать”. Жизнь, порождаемая волей, протекает в страдании, отсюда мотив шопенгауэровской этики - со-страдание, жалость к безвинным плодам и одновременно жертвам слепого бытийного инстинкта. Мудрость - не в воздержании от оценок и чувств, но в уходе от самого бытия, в отрицании воли, в выборе Ничто, индийской нирваны. Бытие - не то, что следует любить, в нем самом нет любви, и все эти солнца и светила - ничто.

Сущность человека

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д.
В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.
Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.
Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек - это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.
Однако человек - не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек - это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество - это «сам человек в его общественных отношениях».