Высшее библиотечное образование заочно. Библиотекарь (профессия): описание, необходимое образование. Зональная научная библиотека Воронежского государственного университета

В эпоху постмодернизма мир воспринимается не иначе как текст, написанный всеми, кто когда-либо что-либо писал, - и сегодня невозможно обойти стороной место, колоритность которого с этой точки зрения просто зашкаливает. Речь об университетской библиотеке. Посещать ее нужно вовсе не только для того, чтобы впопыхах брать там учебники, плюс что-нибудь для реферата, плюс что-нибудь почитать для себя. Нет. Библиотека - это мощное средоточие знаний, требующее уважения и внимания. Это интересный феномен, и его стоит изучать. Наконец, это один из критериев выбора вуза.

Библиотечные коллекции отрицают сиюминутную моду на те или иные профессии. По каждой специальности собрано столько сведений, что просто так от всей этой информации не избавиться - придется ее исследовать и адаптировать к современности. Скажем, и в России, и в других странах сверху пропагандируется мнение, что учиться на юриста уже неактуально. Тем временем университетские библиотеки Братиславы (Словакия), Вроцлава (Польша) и Рейкьявика (Исландия) проявляют себя как партнеры системы "Manuscriptorium", где для правоведов собраны оцифрованные тексты документов, изданных в Европе до 1800 г. Зачем-то это нужно!

Выбирая вуз, уточните, как работает его поисковая библиотечная система. Так, компьютерные библиотечные программы Берлинского университета позволяют искать книги и в самом вузе, и во всех научных библиотеках Берлина и Германии.

Прекрасно, если интересное вам учебное заведение время от времени заключает договоры с библиотеками и другими компаниями о доступе к тем или иным электронным текстам. Чаще всего это публикации в зарубежных научных журналах - а именно на научные журналы и должен ориентироваться будущий серьезный профессионал. Но бывают и лайт-варианты сотрудничества. Так, Санкт-Петербургскому государственному университету информационных технологий, механики и оптики компания "Digital Distribution Center" предоставила доступ к электронной полнотекстовой коллекции неких учебников, а студенты Ярославского университета, благодаря библиотеке GALE, до 20 июня могли рыться в электронном архиве “The Times” (1785-1985). Работы с учебниками не избежать, а работа с источниками всегда важна для самостоятельно мыслящего исследователя.

Что обязательно должно присутствовать в библиотеке университета

Библиотека вуза необязательно должна заключать договор о доступе к статьям и монографиям с кем-то посторонним. Она в состоянии взять «контрольный пакет» информации в свои руки и распоряжаться им на свое усмотрение. Например, университетская библиотека американского Корнелла поддерживает так называемый arXiv - собрание научных статей по физике и математике в электронном виде.

Чем больше в библиотеке вуза новеньких компьютеров, тем лучше. Пусть будет целый компьютерный парк! А совсем хорошо, когда у самой библиотеки есть сайт или хотя бы страничка на сайте вуза. Образцово интересен в этом смысле сайт библиотеки знаменитого Йельского университета. Там обновляется информация о подборках редких иллюстраций, представляющих историческую ценность. Ничуть не хуже онлайн-библиотека МГТУ имени Н. Э. Баумана: здесь есть доступ ко всем необходимым каталогам и возможность заказать необходимый научный труд.

Не стоит ставить богатство книжных фондов в зависимость от престижности вуза. В Казахстане есть Кызылординский университет, вроде бы провинциальный. От расформированного в роковом 1937 г. Дальневосточного корейского педагогического института этот казахский вуз унаследовал коллекцию книг на рисовой бумаге, сберегаемых высланными корейцами. А в войну сюда эвакуировали один вуз из Москвы и два - с Украины, тоже вместе с библиотеками. Потом люди уехали, а книги - в том числе и яркие библиографические редкости - остались. Так что если вы поступаете в вуз, скажем, где-нибудь на Урале, который был одним из мест эвакуации, то, возможно, там есть фонды из нескольких библиотек, оставшиеся еще с войны.

Совершенно нормально, когда в вузе несколько библиотек - на каждом факультете по одной. Следите только, чтобы они представляли собой систему. Для вас это означает, что, если в библиотеке одного из факультетов нужной вам книги не нашлось, пусть на подмогу приходит другой факультет. Ориентируйтесь на библиотеку Гарвардского университета (США). Это система из 94 учреждений. Даже век назад их было «лишь» 37.

Следите за действиями Оксфордского фонда! В Оксфорде знают толк в книжных коллекциях. Если вы узнаете, что Оксфордский фонд подарил тому или иному российскому вузу книги, это значит, что английские эксперты дали высокую оценку библиотеке вуза. Так, недавно фонд сделал такие подарки Воронежскому и Казанскому университетам.

Администрация университета Пердью в американском штате Индиана решила собрать в университетской библиотеке коллекцию материалов на аэрокосмическую тему. Американский астронавт Нил Армстронг, в конце 60-х побывавший на Луне, согласился передать родному университету личный архив. Это хороший ход со стороны вуза - сотрудничество с выпускниками, у которых есть ценные архивы. И второй хороший ход - решение коллекционировать материалы на интересную тему. Никто не может ограничить библиотеку вуза в таких инициативах. Если подобного в вузе не происходит, а вы уже собрались туда поступать, не ослабляйте своей активности сами - как в приобретении профессии в целом, так и в студенческой библиотечной работе, в частности.

Хорошо работающая библиотека проводит выставки и информирует о них студентов - таковы, например, библиотеки Сибирского государственного технологического университета и Новгородского государственного университета. Впрочем, нет ничего зазорного в том, чтобы рассказывать людям о библиотечной повседневности, как-то делают блоггеры-сотрудники библиотек Пенсильванского и некоторых других университетов; а в университетской библиотеке штата Иллинойс (США) даже ведут библиотечный твиттер-блог!

Математик Н. И. Лобачевский совмещал пост ректора Казанского университета и директора университетской библиотеки. Выбирая вуз сегодня, выясните, какие ученые причастны к работе его библиотеки. Может оказаться, что ученые - отдельно, а библиотека - отдельно. И всё же помните о примере Лобачевского. Библиотекарь - это важная миссия.

Еврейскому университету в Иерусалиме доверена не просто учебная библиотека, а Национальная библиотека Израиля - самая крупная библиотека в странах Ближнего и Среднего Востока. Там свыше 5 млн книг, микрофильмов, инкунабул (это издания, вышедшие до 1501 г.); рукописи на иврите, русском, арабском, персидском, армянском и других языках; киноархив; 400 личных архивов - в том числе архивы Г. Гейне, Ф. Кафки, А. Эйнштейна. Там сосредоточена информация о еврейском народе, собранная по всему миру энтузиастами-книголюбами. Развитие этой сокровищницы подкреплено законом Кнессета, но закон только фиксирует происходящее. А оно являет собой пример идеального активного отношения к библиотеке. Если вас и ваших друзей когда-либо просили пополнить школьную библиотеку, ведь был же для кого-то этот призыв лишь поводом избавиться от ненужных книг? Однако и к школьной, и к вузовской библиотекам можно относиться не потребительски и не наплевательски, а активно. Будете учиться, начнете работать, встанете на ноги - нагряньте всем курсом к букинистам и осчастливьте библиотеку своей альма-матер раритетными фолиантами! Или приобретите новенькие академические издания и подарите их родной библиотеке.


Библиотека технического университета в г. Делфте (Нидерланды) похожа на холм. На крыше растет трава, там можно загорать. А еще оттуда можно скатиться на велосипеде (летом) и на санках (естественно, зимой). Если вы эстет, внешний вид книгохранилища выбранного вами вуза будет вам важен. Там некрасиво? Поступайте в МАРХИ и учитесь проектировать библиотеки лично.

Билл Клинтон встретил Хиллари, свою будущую супругу, в библиотеке Йельского университета. Так что в библиотеках возможны весьма интересные и полезные знакомства!

Ничто человеческое не чуждо не только А. П. Чехову, но и библиотекам. Так, в библиотеке Тринити-колледжа Дублинского университета хранится волынка XV века.

«В социально-экономическом отделе университетской библиотеки ничего не слышали о “Левиафане” Гоббса», - сетует в Рунете какой-то блоггер. Что делать в подобных ситуациях? Записываться в научные библиотеки за пределами вуза - чем раньше, тем лучше: студенческий билет это позволит. Для тех, кто хочет когда-нибудь стать аспирантом, да и просто написать хорошую дипломную работу, посещение научных библиотек обязательно. Если вы стремитесь стать современным профессионалом, вам придется проводить время в мировых электронных библиотеках в Сети и читать литературу в том числе и на иностранных языках. А наиболее полюбившиеся книжки приобретите в серьезных книжных магазинах в личное пользование.

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты. В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках. Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность "Библиотечно-информационная деятельность" можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
  • имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

Главная задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: "Кем можно работать с таким дипломом?"

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю "Библиотечно-информационная деятельность", кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации;
  • в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения "Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством" ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу "Теория детской литературы и методология детского чтения", а также многое другое.

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области "Библиотечно-информационная деятельность":

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации;
  • во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена - элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации - это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Шифр

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности - 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность".

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

  • реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
  • занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
  • использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
  • посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.

Р оссийское образование переживает очередной этап реформирования. Информационное общество заставляет университеты меняться, становиться более динамичными, современными, отвечающими требованиям рынка труда, обеспечивающими инфраструктуру для образования в течение всей жизни. На Крымской конференции в рамках специальной секции эксперты обсудили настоящее и будущее библиотечного образования.

ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Александр МАЗУРИЦКИЙ, директор Библиотечного института Московского государственного университета культуры и искусств

Мы находимся в преддверии подготовки образовательного стандарта нового поколения. Наступило время подведения итогов периода вхождения в Болонскую систему. Моё личное отношение к этим итогам – не позитивное, считаю, что основные принципы Болонской системы не реализованы.

Во-первых, балльно-рейтинговая система оценки знаний, показывающая, насколько студент преуспел на курсе, факультете, в вузе в целом, не введена в полной мере, не является стимулом для студентов и для педагогов. Оценки продолжают ставиться по привычной пятибалльной шкале, а потом преподаватели переводят их в баллы. Чтобы правильно подходить к этой системе оценки, педагог должен иметь много свободного времени. Вторая нереализованная идея – выстраивание индивидуальной образовательной траектории. Наше высшее образование организовано по принципу среднего, когда студенты учатся потоком, у них нет возможности напрямую общаться с преподавателем.

Я был председателем УМС по разработке стандарта двухуровневой системы, тогда появилось понятие «компетенции». Это вызвало сложности, потому что необходимо было смоделировать компетенции, которых на практике не существует. Ни в одной должностной инструкции не определено, что должен знать бакалавр, что – магистр. Сейчас ситуация более благоприятная, потому что появился профессиональный стандарт библиотечной деятельности.

Будущему авторскому коллективу разработчиков нового стандарта нужно учитывать, что за последние годы произошло серьёзное изменение работы библиотек. Библиотеки быстро осваивают новые информационные технологии, модернизируют программное обеспечение, включаются в сетевые проекты. По сути дела, произошла серьёзная медиатизация библиотек. Эта проблема должна быть ключевой при подготовке стандарта. При этом нужно обратить особое внимание на то, что во многих регионах страны библиотеки остались единственными бесплатными культурно-досуговыми учреждениями. Библиотека стала выполнять функции, которые раньше выполняли клубы. Это означает, что библиотекарям нужно выступать в роли сценаристов, актёров, кинооператоров, организаторов культурно-досуговой деятельности. Возникает вопрос: можно ли в рамках одной специальности подготовить такого универсального специалиста?

По сути дела, всё, что мы делали, это закладывали старое содержание в новые формы. А сейчас ситуация другая: практика более динамична, чем образовательная система, но при этом мы не можем менять учебные планы, методическое обеспечение раз в один или два года. Однако содержание не менялось многие годы. Больше всего тревожит в этом отношении появление в 2009 г. прикладного бакалавриата, в основу которого заложены программы среднего библиотечного образования в сочетании с высшим. В 2010 г. 50 учебных заведений – колледжей и вузов начали этот эксперимент. Идея заключалась в том, чтобы 50% учебного процесса происходили непосредственно на практике, в стенах библиотек. Но возникает вопрос: как будет соотноситься этот уровень образования с уровнем колледжа и вуза? Получается, что человек, отучившись три года в колледже, идёт в бакалавриат. Там ему предлагают короткий срок обучения. Это ещё три года, итого шесть лет. А потом он идёт в магистратуру, это ещё два года. Получается, что мы будем готовить библиотечного специалиста восемь лет. За это время все его знания устареют категорически. Наше среднее образование совершенно не вписывается в Болонскую систему, поэтому есть опасения, что мы вообще можем его потерять, несмотря на то, что основная часть подготовки ведётся именно в техникумах и колледжах. Для сельских, районных библиотек выпускники колледжей – основа кадрового ресурса.

Ещё один острый момент – то, что произошло с магистратурой. Мы подготовили стандарт, ввели компетенции. В магистратуру пошли заочники – те, кто не имеют базового библиотечного образования, но работают в библиотеках. При этом сейчас в магистратуре появляются студенты с профильным образованием. И те и другие учатся в одной группе, но программы для них нужны абсолютно разные. Новый стандарт должен быть составлен по модульной системе – для тех, кто имеет базовое образование на уровне бакалавриата, и для тех, у кого нет профильной подготовки.

Немаловажный момент – это взаимодействие учебных заведений и работодателей. Отношение работодателей сегодня исключительно потребительское: где выпускники? Однако их активное участие в подготовке студентов необходимо. У нас есть возможность для манёвра: да, есть профиль подготовки, но вуз вправе менять его по просьбе работодателей. По запросу можно готовить фондохранителей, каталогизаторов, специалистов другой области.

К сожалению, у нас отсутствует государственная политика подготовки кадров. Никто не знает, каких специалистов и сколько нужно, и это на фоне сокращения числа обучающихся. Эта тенденция абсолютно одинакова в вузах культуры, колледжах культуры, библиотечных техникумах.

В этой ситуации необходимо провести детальный анализ стандарта, организовать публикации специалистов в профессиональной печати на тему взаимодействия работодателей и учебных заведений по подготовке кадров.

ПРИЗРАК АСПИРАНТУРЫ

Юрий СТОЛЯРОВ, главный научный сотрудник Научного центра исследований книжной культуры РАН

Мы говорим о Болонской системе, бакалаврах, магистрах. Но с 1 сентября ситуация меняется довольно радикально. Появится третий уровень высшего образования – аспирантура, для которой нет ни программ, ни концепции, ни идей. Скоро начнётся приём в аспирантуру, но по какому направлению? По имеющимся вариантам, мы будем либо в направлении «Культуроведение и социально-культурные проекты», либо в «СМИ и информационно-библиотечная деятельности», либо вообще в архитектуре. Кто-то решает нашу судьбу за нас, мы же об этом даже не знаем.

Владимир СТРЕЛЬЦОВ, проректор по научной работе МГУКИ

Стандарт для аспирантов по направлению «Культурология» в рамках направления «Культуроведение и социально-культурные проекты» был разработан и отправлен в Минобрнауки России ещё в декабре прошлого года, потом долго проходил согласование в министерстве. При этом макет стандарта был настолько формализован, что вставить наши пожелания в его разделы было практически невозможно. Совсем недавно Минобрнауки получило отзывы экспертов – как положительные, так и отрицательные. Стандарт прислали на доработку, что и было сделано. Затем мы снова отправили документ в министерство и теперь ждём результата. Что касается стандарта по направлению «СМИ и информационно-библиотечная деятельность», то его разрабатывал МГУ им. М.В. Ломоносова, его судьба неизвестна.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Валентина БРЕЖНЕВА, декан Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, зам. председателя УМС по библиотечно-информационному образованию

Высшее образование постоянно находится в стадии реформирования. За свою почти столетнюю историю библиотечное образование пережило ряд изменений. Сначала готовили кадры для библиотек различных типов и видов: детских, научных, массовых, сельских, медицинских. В рамках другой реформы подготовка проводилась по функциональному принципу, процессному подходу: библиографы, каталогизаторы, комплектаторы. В ФГОС 2004 г. появились квалификации, в рамках стандарта 2010 г. – профили. Мы ещё не успели сделать выпуск по стандарту 2010 г., а уже разрабатываются новые. Система образования должна быть консервативной, давать не те знания и навыки, которые нужны здесь и сейчас, а умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет. В нашем образовании нужно сохранять широкую базовую подготовку, в первую очередь гуманитарную. Если из библиотечно-информационного образования убрать гуманитарную основу, то будет сложно требовать от библиотекаря высоких результатов. Нередко мы уходим в сторону других профессий и подстраиваемся под требования сегодняшнего дня. Тем не менее базовые компетенции должны быть неизменны. Профессиональный библиотекарь должен уметь скомплектовать фонд, вести его обработку, каталогизацию, при этом не имеет значения – в традиционном или электронном виде. При этом нужно формировать маркетинговое мышление, потому что необходимо ориентироваться в сегодняшней очень динамично меняющейся ситуации.

Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были востребованы в библиотеках. В условиях постоянных реформ, ожидания нового стандарта мы, начиная с первого дня первого курса, занимаемся серьёзной профориентационной работой. Легко сказать – где вузы, а где практика… Этот упрёк я слышу всегда и везде. Но нужно задуматься о том, откуда в вузах берутся студенты, которых мы обучаем. К сожалению, среди абитуриентов очень мало профессионально ориентированных. Большинство из них приходят к нам не потому, что они осознанно хотят стать библиотекарями, а потому, что это Санкт-Петербург, гуманитарный факультет, дающий хорошее базовое образование. Поэтому мы и занимаемся профориентацией, а библиотеки города нам помогают. Они принимают студентов и вовлекают их в проектную работу. Большую часть курсовых и практически все дипломные работы студенты пишут по заявкам библиотек. Начиная со второго курса студенты параллельно с обучением работают в библиотеках. Это та практика, которой мы дорожим.

Сегодня мы стремимся к тому, чтобы Библиотечно-информационный факультет был частью профессионального библиотечного сообщества нашего города. Один из ярких примеров – наш проект «Библиофест». Это профессионально ориентированное событие, в рамках которого проводятся различные мероприятия, студенты презентуют те проекты, которые они реализуют в течение учебного года, проводят конкурсы, пишут эссе на тему «Почему я стал библиотекарем». Большая часть мероприятий проводятся на площадках библиотек. Когда мы с первого курса приводим студентов в библиотеки, мы вырабатываем у них привычку проводить там время в надежде, что они здесь останутся. В итоге в библиотеку идут работать 60–70% выпускников, при этом университет выступает в качестве биржи труда. Сейчас студентов у нас даже меньше, чем заявок работодателей.

Нужно сказать, что в санкт-петербургских библиотеках изменилась ситуация, как в части зарплаты, так и атмосферы. Но массовая практика серьёзно зависит от государственной политики .

1 сентября — начало учебного года. Студенты и школьники в поисках необходимой литературы отправляются в библиотеки. А библиотекари, в свою очередь, спешат на занятия. Все потому, что в российские библиотеки часто приходят работать люди, не имеющие профильного образования, движимые одним чувством — любовью к книгам. Но на одних только чувствах долго не продержишься, поэтому приходится идти учиться. Те сотрудники РГБ, кто решил всерьёз и надолго связать свою жизнь с библиотекой, приходят на Высшие библиотечные курсы в Учебный центр послевузовского и дополнительного профессионального образования РГБ. И у каждого из них своя история вхождения в профессию.

Три года назад Высшие библиотечные курсы при РГБ закончила кандидат филологических наук Смита Сенгупта. «В библиотеке я работаю более 15 лет. А попала я сюда следующим образом. В Центре Восточной литературы была выставка, организованная посольством Бангладеш. Я работала на ней в качестве переводчика Посла. И в этот день мне рассказали, что в фондах хранятся книги на бенгальском языке (это мой родной язык), а специалиста для работы с ним — нет. Предложили ими заняться. Я согласилась и вот, до сих пор здесь работаю». С тех пор Смита успела получить вид на жительство в России и профильное библиотечное образование. «Моя начальница, Мария Емельяновна, которая всегда мне помогала и направляла, сказала: „Смита, если ты хочешь продолжать работать в библиотеке — иди учиться“. И я вместе с моей коллегой пошла». Полученные знания пригодились при выполнении нестандартных запросов читателей, когда нужно найти какую-нибудь редкую книгу или произведение малоизвестного автора. «Если раньше я полагалась на своё логическое мышление, то сейчас я точно знаю методологию поиска — как и что быстрее и легче найти. Спасибо курсам за это».

Оля Ижбулатова, сотрудник Центра Восточной литературы РГБ, пришла в библиотеку из любви к китайскому языку и китайской литературе.

«Я недавно спустилась в наше хранение, посмотрела какие горы китайских книг там лежат. Чтобы это разобрать потребуется по крайней мере год или два. Скажу честно — руки чешутся». Оля закончила ИССА (Институт стран Азии и Африке при МГУ им. Ломоносова), в РГБ работает уже полтора года, каталогизатором ЦВЛ — полтора месяца. В этом году поступила на Высшие библиотечные курсы. От обучения хочет получить знания о сохранности документов, реставрации и о таблицах ББК. «У нас хранятся очень ценные издания и нужно понимать, как с ними обращаться и содержать в надлежавших условиях. В будущем мне бы хотелось углублять знания китайского языка и изучать другие родственные языки. Хочу стать первоклассным специалистом».

Специфика библиотечной деятельности такова, что здесь без профильного образования довольно сложно работать, а тем более продвигаться по карьерной лестнице. Именно поэтому в Российской государственной библиотеке создан учебный центр, в котором все желающие могут изучить тонкости библиотечной профессии, повысить свою квалификацию или даже продвинуть науку, поступив в аспирантуру и защитив кандидатскую или даже докторскую диссертацию. Именно в этот центр 6 сентября Оля пойдёт учиться. Компанию ей составят ещё порядка двадцати человек — сотрудники РГБ и других московских библиотек.

Интересный факт — первоначально профессии библиотекаря обучали только в РГБ. В 1920-х годах начали возникать и применяться на практике различные идеи по обучению сотрудников тогда ещё Государственного Румянцевского музея библиотечной специальности, закладывались основы курсовой подготовки и переподготовки, нарабатывались методики обучения. Уже в 1924 году были созданы Высшие библиотечные курсы. А в 1930 — Московский библиотечный институт (в дальнейшем был переименован в Московский университет культуры и искусства).

«В библиотеку я попала случайно. Ясным октябрьским днём, прогуливаясь по Моховой, я увидела на доме вывеску журнала „Библиотечное дело“. Так как на тот момент я была без работы, решила просто заглянуть в отдел кадров РГБ и узнать, есть ли у них какие-нибудь вакансии. Предложили пойти в отдел библиотечного обслуживания читального зала новых поступлений. Я с лёгкостью согласилась. И вот работаю в нём уже пять лет». Это история Валентины Коренок, которая после своей случайной встречи с библиотекой решила не просто остаться, но ещё и освоить профессию. Высшие библиотечные курсы она закончила два года назад. «Благодаря учёбе я более грамотно стала относиться к работе и лучше понимать специфику деятельности нашей библиотеке в целом».

Диплом о высшем библиотечном образовании можно получить, если пойти учиться в профильный ВУЗ. Вот история заместителя заведующей Учебным центром послевузовского и дополнительного профессионального образования РГБ Лидии Сергеевны Мартыновой. «Мой родственник, Василий Васильевич Серов, видный ученый, был заместителем министра Культуры при Демичеве. Он закончил Московский библиотечный институт. И, когда я училась в 10 классе, привёл меня в этот ВУЗ, провёл по аудиториям. Так я стала учиться библиотечному делу. Закончила аспирантуру. И, далее, пошла работать в Патентно-техническую библиотеку. В 1968 году, когда открылся научно-исследовательский отдел, пришла в РГБ».

Сейчас наибольшей популярностью среди сотрудников библиотек пользуются краткосрочные курсы по информационно-компьютерным технологиям (специализации «Microsoft Office XP», « Библиотечно-информационные технологии», « Библиотечно-информационная деятельность»). В 2010 году их посетили порядка 220 человек. Учитывая взятый Правительством РФ курс на компьютеризацию библиотечной среды, библиотекари просто обязаны освоить основные программы и сервисы.

В тоже время есть и обратная тенденция. Для работы в РГБ привлекаются IT-специалисты без библиотечного образования. И им, в свою очередь, необходимо прослушать специализированные курсы. Только таким образом у этих двух групп, иногда больше похожих на два воюющих лагеря, получится построить конструктивный диалог и продуктивную совместную работу над развитием библиотечной системы России.

Полный текст статьи размещён на

Представлена подборка ссылок на образовательные порталы. Здесь вы можете найти нормативные документы, методическую литературу, образовательные ресурсы. Порядок доступа определяется соответствующим порталом. Для отображения контента выберите нужную ссылку, и контент будет отображен на странице.

В библиотеке собраны книги по различным отраслям знаний, художественная литература, литература на 16 языках - английском, немецком, французском, шведском, финском и др., издания, отличающиеся оригинальным полиграфическим исполнением, редкие издания XVI - XIX вв.
Фонд редкой книги насчитывает более 20 тыс. книг, изданных до 1946 г.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Фундаментальная библиотека
Фонды библиотеки превышают 2,6 млн. единиц хранения.
В создании библиотеки и формировании ее фондов принимали участие ведущие ученые института, члены библиотечной комиссии Ф.В.Левинсон-Лессинг, М.А.Павлов, А.С.Посников, И.В.Мещерский, И.М.Гревс и др.

Санкт-Петербургский государственный университет, Научная библиотека им. М. Горького
Одна из старейших и крупнейших библиотек России, является памятником отечественного просвещения, науки и культуры. По богатству и разнообразию фондов она находится в одном ряду с известнейшими университетскими книгохранилищами мира. В фонде насчитывается 6,7 млн. томов.

Сибирский государственный медицинский университет, Научная медицинская библиотека
Еединственная общедоступная медицинская библиотека Томской области, крупнейшая специализированная библиотека в Сибири. В основу фонда библиотеки была положена значительная часть книг и журналов, собранных на кафедрах медицинского института и переданных из библиотеки Томского государственного университета, стоматологического института и томской фельдшерско-акушерской школы.

Сибирский государственный технологический университет. Научная библиотека
Научная библиотека (НБ) СибГТУ - одна из крупнейших библиотек в Красноярском крае. Богатейшие собрания отечественной и иностранной литературы насчитывают более 1 млн. экземпляров. С наибольшей хронологической глубиной и полнотой комплектуется фонд по следующим отраслям: лесное хозяйство; лесная промышленность; химия и химическая технология; биотехнология, экология; переработка древесины; производство мебели; информатика; вычислительная техника; робототехника; экономика; менеджмент; социальная работа; гуманитарные науки.

Тверской государственный технический университет, Зональная научная библиотека
Зональная научная библиотека Тверского государственного технического университета - крупнейшая научно-техническая библиотека г. Твери и Тверской области.

Тверской государственный университет, Научная библиотека
Книжный фонд библиотеки содержит часть библиотеки профессора А.С. Орлова. Это издания по палеографии, истории городов и храмов, библиография древних славянской и русской литератур.