Что такое одаренность в психологии. Что такое одарённость. Современные концепции одарённости

Татьяна Тараскина
Что такое одаренность

Для выяснения сути понятия "одаренность " кратко остановимся на истории его исследования.

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что ". поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения".

Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

В 1896 году Френсис Гальтон обнаружил весьма интересный факт, связанный с порядком рождения ребенка. Он заметил, что большое число ученых были первенцами. Ряд исследований показали, что дети, родившиеся первыми, превосходили по ряду параметров развития других детей в семье. Не только первенцы опережают по интеллектуальному развитию вторых детей, но вторые дети, в свою очередь, чаще имеют более высокие показатели интеллекта, чем третьи дети и т. д.

Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов) .

Специалисты рассматривают детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Проявленную, очевидную одаренность , то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". И напротив, одаренность , которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной".

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В. -А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.

И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.

Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенного времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательны к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. Или напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей и даже рассматривали проявления творческости, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее ценными считали совсем другие.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепций одаренности , созданных современными учеными очень много, но наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов - концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик :

Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень) ;

Творческости;

Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу) .

Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность " термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных , но и всех детей.

Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Существуют следующие виды одаренности , которые легко увидеть :

Интеллектуальная одаренность – «светлая голова» . Ребенок обладает весьма значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Художественная одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

Креативная или творческая одаренность выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Не комфортность, нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой, на которой строится их нестандартное видение мира. Может проявляться широко или лишь в одной сфере.

Лидерская, или социальная одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

Психомоторная или спортивная одаренность .

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность .

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную.

Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка.

Общая художественная одаренность обнаруживается , если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.) .

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность . Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке.

Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.

Первая из них - любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах.

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте - богатство фантазии. Одаренные дети , как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко. Во всем, что придумывает одаренный ребенок , отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира.

Сегодня одаренными детьми называют :

детей с интеллектом выше среднего;

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) ;

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность ) .

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.

Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности.

Процент одаренных с годами резко снижается : если в 10-летнем возрасте их примерно 6070 %, то к четырнадцати годам - 3040 %, а к семнадцати - только 1520 %.

По данным ученых интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.

К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.

По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.

Ученые выделяют три степени одаренности :

Первая - сверходаренные дети , таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая - высокоодаренные , или талантливые, примерно 23 %.

Третья - собственно одаренные (1525 %) .

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

Существуют следующие признаки одаренности , которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Среди них :

1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации – стремление «все делать по-своему» ;

3. самостоятельное принятие решений, склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения;

4. повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

5. ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;

6. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

7. «вопросительность» : количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети , намного превышают аналогичные показатели у их сверстников;

8. высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству (перфекционизм) .

Таким образом оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Способности

Что такое одаренность?

В современном мире люди много времени и внимания уделяют процессу образования. Многие сейчас готовы плодотворно работать над собой для достижения лучшего результата. У человека всегда существовала потребность в саморазвитии, в стремлении себя чем – то дополнить и расширить собственные представления.

Понятие «одаренность» входит в число тех, что затрагивают тему саморазвития и личностного роста. Человек, стремящийся к совершенствованию, уделяет достаточно внимания собственным талантам , изыскивает любые возможности, чтобы их проявить.

Чтобы обрести уверенность в себе , нужно самому себе ответить на вопрос, что такое одаренность для вас? Если вы считаете себя хоть сколько – нибудь талантливым, то поверите в имеющиеся перспективы гораздо охотнее. Данная статья дает определение одаренности, раскрывает возможности личности, позволяет выявить составляющие всякой талантливости.

Определение одаренности

Под одаренностью обычно понимают выраженные способности в какой – либо области: спорте, искусстве, науке. У человека могут обнаружиться художественные способности или склонности к той или иной деятельности. Очень важно то, как сама личность относится к своему таланту, считает ли необходимым его развивать или нет. К сожалению, очень часто люди отказываются от имеющихся у них перспектив, потому что не верят в себя, в то, что могут достичь больших высот.

Нужно помнить, что любые достижения начинаются с момента принятия личностью своей сущности. К этому необходимо стремиться. Одаренность – это великое благо, но и большая ответственность. Что включает в себя понятие одаренности? Рассмотрим ее характерные черты и составляющие.

  • Способность мыслить нешаблонно. Большинство людей живет по принципу: быть как все. И чтобы не показаться странным и ненормальным, они готовы отказываться от собственного мнения, подчиняться «стадному чувству». Так губятся замечательные карьеры, уходят в забвение таланты, имеющиеся достижения, амбиции. Вместо того, чтобы обратиться внутрь себя, эти люди жалеют времени на то, чтобы прочитать познавательную книгу, предпочитая проводить свободное время за праздными занятиями. Способность мыслить оригинально существенно меняет восприятие. Именно так растет и развивается индивидуальность, уходит необходимость прятаться за социальной маской. У человека, наконец, возникает возможность приблизиться к самому себе, осознать свою ценность. У таких людей гораздо больше шансов проявить и как следует реализовать талант.
  • Желание познавать. Неважно, что это будет – музыка, чтение или танцы. Главное, пожалуй, заключается в следующем: у человека возникает огромная потребность делать что – то, посвящать этому большую часть своего времени. Желание познавать рождает смелость , энтузиазм, стремление рисковать и претворять в жизнь самые светлые идеи. Это удивительный процесс, приносящий личности счастье, наполняющий ее новой энергией.
  • Активная жизненная позиция. Вряд ли можно увидеть скучающим человека, который занят своим делом. Ведь его переполняет вдохновение и желание достичь небывалых высот! Такая личность в целом смотрит на мир позитивно, мечтает о дальнейшей самореализации и постоянно движется в направлении развития своей цели. Научаясь преодолевать препятствия, человек ощущает себя победителем, держит себя в жизненном тонусе.
  • Склонность к уединению. Вы видели когда – нибудь писателя или художника, напрочь погруженного в себя? И это вовсе не случайно! Любому творческому человеку крайне важно иметь вокруг себя подходящее пространство. Оно необходимо для того, чтобы иметь возможность размышлять, не торопясь обдумывать свои планы, анализировать предстоящие события. Если его лишить этой перспективы, он останется неудовлетворенным и не сможет чувствовать себя в полной безопасности. Чувство комфорта приходит к нему только тогда, когда удовлетворена потребность в тишине и покое. Как известно, муза приходит к тем, кто ее ожидает. Именно в уединении часто рождаются великие шедевры.

Таким образом, одаренность представляет собой удивительную способность воспринимать окружающий мир определенным образом. Понятие одаренности подразумевает, что человек с уважением относится к собственному таланту и стремится его развивать. Он всеми силами души осознает лежащую на нем ответственность.

Признаки одаренности

Одаренность представляет собой индивидуальную характеристику интеллектуальной сферы личности. Талантливый ребенок – это, безусловно, повод для гордости родителей. Он развивается быстрее других, опережает сверстников. Признаки одаренности ребенка должен знать каждый родитель, который заботится о счастье и благополучии своего малыша. Только в ваших силах первыми увидеть ростки индивидуальности и помочь им развиться в достаточной степени. Симптом может быть и неявным, нужно быть предельно внимательными. Одаренность сама по себе очень ценна, чтобы ее не заметить. Ее признаки иногда приводят заботливых родителей в состояние смятения, растерянности, поскольку они не знают, как лучше поступить.

Быстрое развитие

Одаренность впервые проявляется, как правило, в возрасте от трех до пяти лет. Именно в это время формируется личность. Ребенок начинает осознавать свои таланты и способности, особенно в том случае, когда что – то получается у него очень хорошо. Малыш имеет возможность сравнивать себя с остальными детьми, присутствующими в его детском коллективе. Для него самого удивительным открытием является то, что он отличается от прочих. Явный признак одаренности – это прогрессирующее развитие. Малыш, который в три – четыре года уже читает по слогам, просит обратить на себя внимание. Такой ребенок живет по своему собственному времени, у него свой ритм жизни. Скоро ему становится не интересно со сверстниками, он тянется к старшим ребятам, а иногда и к взрослым. Умение видеть главное, полностью сосредоточиваться на деле помогает развить одаренность личности до сравнительно высоких показателей. Одним из признаков гениальности можно считать постоянно возрастающий темп прогрессирования.

Любовь к чтению

Сегодня редкий ребенок с удовольствием читает художественную литературу. Несмотря на усилия со стороны родителей, часто книга остается невостребованной. Одаренного ребенка отличает то, что он любит читать. Для него книга – это возможность отправиться в захватывающее приключение, полное загадочных тайн и удивительных открытий. Если вы заметили такой признак у своего малыша, можете от души порадоваться за него. Одаренность нуждается в постоянной подпитке и в том, чтобы быть услышанной. Чтение позволяет узнавать новое, помогает развивать логическое мышление. Попробуйте оторвать одаренного малыша от источника знаний – у вас это не получится.

Стремление к самовыражению

Часто ли вам приходилось общаться с одаренными детьми? Посмотрите на маленького гения: он во всем хочет продемонстрировать свою позицию! Малыш с малых лет учится отстаивать свою точку зрения, хочет, чтобы его уважали, к его мнению прислушивались. Для него крайне важно сделаться узнаваемым. Одаренность всегда стремится к самовыражению. Такой ребенок никогда не станет скрывать от окружающих то, что он на самом деле думает, даже если рискует оказаться непонятым. Если вы заметили эти признаки у своего любимого чада, вероятно, он очень талантлив. Такой ребенок с трех — пяти лет уже является индивидуальностью и хочет во всем ее подчеркивать. Ему невозможно навязать свое мнение, заставить что – то делать. Упрямство – это тоже признак самодостаточности.

Способность часами заниматься

Там, где проявляется одаренность, возникает усидчивость. Удивительно, но маленький ребенок может часами сидеть на одном месте, с увлечением читая книгу. Одним из признаков одаренности является то обстоятельство, что ребенка не нужно специально организовывать. Вы можете заметить, как за сравнительно короткий срок он прочитал большое количество книг и хочет приобрести другие.

Наличие любимого дела

Редко кто из детей даже в подростковом возрасте четко представляет себе, чем ему хочется заниматься по жизни. Одаренный ребенок уже в младшем школьном возрасте прекрасно знает свои намерения и дальнейшие планы. Ему не нужен совет со стороны, он может только сбить его с толку. Наличие любимого дела – это верный показатель того, что ваш ребенок обладает талантом. Важно только вовремя обратить на это внимание, начать развивать его. И здесь перед родителями стоит непростая задача: найти хорошего учителя, соответствующее учебное заведение, чтобы имеющиеся способности не пропали даром. Одаренность сама по себе – это большая ответственность. И родители здесь должны действовать на благо собственного сына или дочери.

Таким образом, одаренный ребенок может стать поводом для гордости. Важно только вовремя заметить его способности, не позволить им пропасть. Хорошим признаком одаренности ребенка является то обстоятельство, когда малыш сам стремится к самопознанию.

В нашем обществе принято считать, что именно одаренность помогает одному человеку достигнуть успеха в тех условиях, в которых второй человек не может без неё преуспеть. Чем же является одаренность, как её выявить, а главное развить в себе? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Одаренность общая – это единство общих способностей человека, обуславливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности. Другими словами, это развивающиеся на протяжении всей жизни потенциальные возможности человека. Ученые, придерживающиеся точки зрения древнегреческого философа Платона, утверждают, что способности, из которых состоит одаренность человека, биологически обусловлены, а потому обязательно должны проявиться вне зависимости от образования и воспитания. Основана это теория на индивидуальных различиях между людьми, проявляющихся еще в раннем возрасте.

Вспомните, музыкальная одаренность Моцарта проявилась в три года, Гайдна – в четыре. Способности к живописи и скульптуре у Рафаэля Санти – в восемь, у Ван Дэйка – в десять. Таким образом мы можем представить себе такую схему: задатки + развитие = способности, способность А + способность Б = одаренность. Но от чего зависит наличия той или иной способности?

В результате исследований однояйцовых близнецов и просто братьев и сестер (так называемых сибсов) было выявлено, что в первых парах способности совпадают на 70-80%, а вот во вторых парах – лишь 40-50%. На основе этого можно предположить, что способности или, по крайней мере, задатки, связанны с наследственностью.

Но что, же влияет на развитие врожденной одаренности?

Но каков он путь становления: от задатков к способностями? Дело в том, что каждый человек в своем развитии проходит определенные этапы интенсивно развития того или иного вида деятельности, связанных с созреванием зон головного мозга. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет быстрыми темпами развивается устная речь, в дошкольном возрасте у ребенка во время ролевых игр развивается способность к вживанию в роль и перевоплощениям. Любые нарушения и отклонения в интенсивных зонах развития приводят к тому, что «пострадавшую» способность крайне трудно, а порой невозможно, наверстать. К примеру, если в раннем детстве ребенку пришлось много голодать, то из-за нехватки энергии для мозга, в дальнейшем у него появятся проблемы с кратковременной памятью – способностью удерживать «в голове» сразу два объекта.

Но что же делать с развившимися в детстве задатками? Как совершенствовать свои способности? В этом вам поможет метод Льва Семеновича Выготского, который выделил так называемую зону ближайшего развития. В эту зону входит та деятельность, которая по своей сложности является оптимальной: не слишком простой (так вы лишь реализуете свои способности) и не слишком сложной (чтобы не мешать формированию способности). Выбирая для себя ту деятельность и ставя перед собой те цели, которые попадают в вашу ближайшую зону развития, вы сможете усовершенствовать свои способности максимально быстро и эффективно.

Выявить же сами способности вам поможет повышение вашей активности в разных сферах жизни.

Дорогие читатели! Мне бы хотелось затронуть важную и нужную всем родителям тему — выявления и развития способностей у детей. Кроме этого, в приводимых отрывках вы узнаете, как не навредить ребёнку учёбой и занятиями, как развить, а не загубить таланты и способности.

Я хочу продолжить публикацию отрывков из замечательной книги Виктории Юркевич «Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность».

Глава 2. Так что же такое одарённость?

Начать следует с совершенно загадочного понятия, которое мы то и дело употребляем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях. Надо сказать, что удовлетворяющего всех понятия способностей еще никто не дал, и все имеющиеся чаще всего вертятся вокруг одного: способности — это то, что нужно для выполнения какой-то деятельности. То есть то, не знаю, что, но только то, что нужно…

Мы в качестве рабочего предлагаем следующее понятие способностей: это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше способности. В этом, по сути дела, и различия в способностях. Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение.

Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать — ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно различаются. Здесь чаще всего (если не считать, конечно, разных условий обучения и воспитания) проявляются уже природные особенности, т. е. задатки.

Задатки- это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остается «погребенной» в психике, и никто не подозревает, на что был способен этот человек, если бы развивали его способности. Чтобы была совсем понятна эта непростая связь — «задатки-способности» (хотя нельзя сказать, что она понятна хотя бы одному ученому в мире), приведу напрашивающуюся аналогию: задатки — семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:
«Вот, вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю и принесло плод…» (Меф. 13).

Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе. В некоторых регионах у нас до 80% неспособных детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние…

Что же вкладывается в понятие «одаренность»? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. В последнее время, правда, появилась тенденция для обозначения художественной одаренности использовать по преимуществу понятие таланта (талантливый пианист, художник и т. п.), а одаренность- это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей.

В одаренность будет входить, таким образом, не только художественная одаренность, но и собственно умственная (интеллектуальная), и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая — высокая способность к созданию новых идей. Не вдаваясь в содержание различных видов одаренности, я хочу привлечь внимание к проблеме общих способностей и, соответственно, общей одаренности .

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями . Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические. Более того, наличие факта общей основы всех способностей, общих способностей, позволяет утверждать, что интеллект выдающихся спортсменов, скажем, тех же футболистов, будет заведомо выше, чем футболистов не одаренных. Это, кстати, многократно подтвердилось и в специальных исследованиях, и просто в жизни (не случайно, что Пеле оказался и весьма удачливым бизнесменом).
Принимая факт существования общих способностей, мы уже как должное воспринимаем тот факт что вербальное развитие учащихся специальных математических школ (например, в Новосибирске) оказалось значительно выше, чем у учащихся языковых школ (речь идет, скажем, не только о запасе слов, но даже и об уровне сочинений, о само проработке той или иной литературоведческой или культурной идеи).

Надо сказать, что хотя идея существования общих способностей долгое время была предметом чуть ли не «кровопролитных» споров между учеными, да и сейчас еще, стала безусловной, тем не менее учителя, да и многие родители воспринимают ее, что называется, «сходу». Ведь учитель на своем каждодневном опыте каждый раз убеждается, что дети, как правило, бывают либо вообще «умные», «толковые», «сообразительные», «способные» (здесь в смысле именно высокого уровня способностей), либо не очень то умные, не очень-то толковые и сообразительные. И хоть полного соответствия всех способностей почти не существует, все же ученик, блистающий в истории, может быть плох в математике не столько по причине неспособности к ней сколько в силу полного к ней пренебрежения.
Идея общих способностей помогает понять то известное обстоятельство, что яркие способности редко встречаются поодиночке. Не случайны выдающиеся рисунки Пушкина. Не случайно, что, по отзывам современников, он был одним из умнейших людей своего времени, что признавал и вовсе не восторженный царь. Не случаен музыкальный и дипломатический талант Грибоедова или, из другого времени, блестящие способности историка у Ландау. Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. П. Власов стал хорошим писателем. С этой точки зрения и великий Леонардо, и Гете — не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.

В дальнейшем предметом нашего разговора будут дети с высоким развитием общих, т. е. прежде всего умственных, способностей. Надо сказать, что говоря об одаренных детях — «вундеркиндах», чаще всего имеют в виду именно детей высоко развитых в целом: они и читать начали в то время, когда другие только начинают говорить, и иностранный язык знают к тому времени, когда другие лишь начинают читать на родном, и чуть ли не с первого класса пытаются овладеть высшей математикой (и так далее, и тому подобное). Кстати, такие «чудо-дети» действительно существуют, и мне приходится по роду своих интересов постоянно встречаться с ними.

Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет есть разные точки зрения. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Не оспаривая эти факты, хочу отметить, что хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Речь идет, как я уже сказала, об общей одаренности.

В связи с этим стоит коротко упомянуть о так называемых сензитивных периодах развития способностей . Было выяснено, что для развития различных специальных способностей существуют определенные, периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей — до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде — вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери — серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.

Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае, каков сензитавный период для развития общих способностей, общей одаренности?

Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что, начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.

Мне в этом году пришлось отбирать детей для специального обучения в школе для одаренных. Дети в 6-7 лет уже, безусловно, делились на одаренных и обыкновенных. Иногда не нужно было специальных тестов, чтобы определить очевидную одаренность ребенка. Это значит, что, по крайней мере, сензитивный период для общих способностей давно начался. А сейчас мы набираем одаренных детей в прогимназию — и в пять лет различия проявляются достаточно ярко.
После всего сказанного первоочередными становятся самые наболевшие вопросы: что же за задатки определяют существование общей одаренности, как развиваются из задатков способности? И, наконец, самое важное для учителей и родителей — почему одни дети становятся одаренными, а другие — их большинство — все же нет?

Продолжение материала читайте тут: глава 3 , глава 4 «, глава 5

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность?

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – , и зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с и творческим мышлением.

Виды одаренности

Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.

Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами , логическому мышлению. В измерении коэффициента психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.

По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.

По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.

Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен. Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.