Ассимиляция – это психологический термин, который относится к одной из частей процесса адаптации. Термин ассимиляция был впервые введен профессором Жаном Пиаже.
В процессе ассимиляции мы вбираем в себя новую информацию или опыт и вплетаем их в уже существующие у нас идеи. Процесс ассимиляции в какой-то мере субъективен, потому что у нас есть тенденция модифицировать опыт или информацию таким образом, чтобы она подходила к уже существующим у нас представлениям, идеям, верованиям.
Ассимиляция играет важную роль в том, как мы изучаем окружающий нас мир.
В раннем детстве дети постоянно ассимилируют новую информацию и опыт в уже существующее у них знание о мире. Однако, этот процесс не прекращается в процессе роста, он продолжается и у взрослых людей. Встречаясь с новизной и интерпретируя этот опыт, люди постоянно вносят маленькие и большие поправки в существующие у них идеи об окружающем мире.
Давайте подробнее рассмотрим ассимиляцию и ее роль в процессе обучения.
Как работает ассимиляция
Пиаже считал, что существует 2 основных способа того, как мы адаптируемся к новому опыту и информации. Ассимиляция – это самый легкий метод, потому что он не требует большого объема подстройки. С помощью этого процесса мы добавляем новую информацию к существующей базе знаний, иногда при этом давая другую интерпретацию этому новому опыту таким образом, чтобы он подходил к уже существующей информации.
К примеру, давайте представим, что у ваших соседей есть дочь, которую вы всегда воспринимали как милую, вежливую и добрую.
Однажды вы выглядываете в окно и видите, как эта девочка кидает снежком в вашу машину. Вы воспринимаете это как нечто грубое и недоброе, совсем не то, что вы ожидали бы от этой девочки. Как вы интерпретируете эту новую информацию? Если вы прибегаете к процессу ассимиляции, вы не будете зацикливаться на поведении девочки, предположив, что она сделала то, что видела, как делают ее одноклассники, и что она не хотела быть невежливой.
Вы не станете в корне пересматривать свое мнение о девочке, вы просто добавите новую информацию к существующему у вас знанию. Она добрая девочка, но теперь вы знаете, что у нее есть и «шкодная» часть ее личности.
Если б вы применили второй метод адаптации, описанный Пиаже, поведение девочки заставило бы вас переменить свое мнение о ней. Это процесс, который Пиаже назвал аккомодация, в котором старые идеи заменяются новой информацией.
Ассимиляция и аккомодация работают в тандеме как часть процесса обучения. Некоторая информация просто инкорпорируется в существующие схемы с помощью процесса ассимиляции, а некоторая информация приводит к развитию новых схем или полностью трансформирует старые при помощи процесса аккомодации.
Еще примеры ассимиляции
- Студент, изучающий работу новой компьютерной программы.
- Маленький ребенок видит новую породу собак, которую не видел ранее, и сразу показывает пальцем на животное и говорит «Собака!»
- Шеф-повар, изучающий новую кулинарную технику.
- Программист, изучающий новый язык программирования.
В каждом из этих примеров человек добавляет новую информацию к существующей схеме. Поэтому это описывается “ассимиляция”. Эти люди не изменяют и не полностью модифицируют существующие представления, как это происходило бы при аккомодации.
Аккомодация (от лат.accomodato - приспособление к ч.-л.) - в концепции интеллекта Ж.Пиаже - свойство, сторона процесса адаптации .
Содержание Аккомодации , согласно Пиаже, - это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности. Пиаже подчеркивает принципиальное единство биологической и познавательной аккомодации, сущность которых составляет процесс приспособления к разнообразным требованиям, выдвигаемым перед индивидом объективным миром. Аккомодация неотделима от ассимиляции, в совокупности с которой они представляют собой постоянные атрибуты любого акта адаптации. [Большой психологический словарь]
Ассимиляция (от лат.assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже - атрибут, аспект адаптации. Содержанием Ассимиляции является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида.
По Пиаже, познавательная Ассимиляция принципиально не отличается от биологической. Ассимиляция неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли . Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли , освобождение от эгоцентризма . Любое логическое противоречие, по Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией, и такая ситуация биологически неизбежна.
Примеры: Ассимиляция -- это биологический концепт. Переваривая пищу, организм ассимилирует окружающую среду; это означает, что окружающая среда подчиняется внутренней структуре, а не меняет ее. Воробей, который клюет семечки, не станет семечком; это семечко, которое становится воробьем. Это и есть ассимиляция. То же самое и на психологическом уровне. Независимо от того, что это за стимул, он интегрируется с внутренними структурами.
Аккомодация - например, младенец, который только что обнаружил, что он может схватывать то, что видит. С этого момента все, что он видит, ассимилируется согласно схемам хватания, т.е. предмет становится объектом хватания так же, как объектом рассмотрения или сосания. Но если это большой объект, то ребенок нуждается в обеих руках, а если он очень маленький, ребенок должен сдвинуть пальцы только одной руки, чтобы схватить его. Это меняет схему схватывания. Он изменит свою регуляцию. Именно это называется «аккомодацией» -- приспособление схемы к специфическим условиям.
Аккомодация определяется объектом, ассимиляция же -- субъектом. Но, нет никакой аккомодации без ассимиляции, потому что, это всегда приспособление к чему-то, что будет ассимилировано по одной схеме или другой.
Научная и житейская психология: основные понятия, различия между ними. 3(9 –19), 6(208 – 215), 8
Проблема ассимиляции реально-психологического опыта человека 6(208 – 215), 8.
Место психологии в системе наук о человеке. Отрасли современной психологии. 1, 2, 3.
Психология как наука о душе: античные представления о взаимоотношениях души и тела. 2(20 – 25), 3(22 – 29), 5(диалог 2), 4(57 – 63), 7(30 – 52).
Психология как наука о сознании: интроспективная психология. 9, 5
Психология как наука о поведении: бихевиоризм. 9, 5
Гештальтпсихология и психоанализ. 9, 5
Отечественная психология. 9, 5
Литература
Любые учебники по психологии.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1988
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1996
Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М, 1995.
Олпорт Г. Личность: проблема науки или и искусства? / Психология личности. Тексты. – М, 1982.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1980.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
Развитие психики в филогенезе. Сознание как высшая стадия психического отражения
Стадии развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная стадия психического развития, интеллект животных. 1(45-53), 2(209-230-239), 3(3-10).
Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных. 4(79-81), 5(59-81), 6, 5
Основные закономерности развития психики животных. 4(63-68),2(251-261), 7,10
Социальное поведение животных. 8, 9, 10, 19 (223-245)
Предпосылки появления сознания. 12(68-), 18, 11
Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву, К.К. Платонову) 12(62-68), 16(124-158, 265-280).
Сознаваемые и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (по Д.Н. Узнадзе). 15(202-309), 17(353-375), 18,14(146-350)
Литература
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. – М, 1981.
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986
Тинберген Н. Поведение животных. – М., 1985.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1993
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; в 2т. – М., 1989. т.1. с.146-155.
Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. – М., 1977. с.9-12, 27-59, 140-144, 244-246.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1995.
Фабри К.Э. Орудийные действия животных.// Серия «Биология», №4, 1980.
Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1988.
Штейнмец А.Э. Пособие для самостоятельной работы по общей психологии. – Смоленск. 1986. задачи№ 12, 15-18.
Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М-Воронеж. 1997.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. – м., 1989.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
Бассин Ф.В. проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). – М., 1968.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1995.
З.А.Зорина, И.И.Полетаева Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2001. – 320с., с.
Ассимиляция
Согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Ассимиляция Этимология.
Происходит от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение.
Категория.Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.
Специфика.Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией.
Контекст.В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .
АССИМИЛЯЦИЯ
(от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж . Пиаже - атрибут , аспект адаптации . Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли . Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли , освобождение от эгоцентризма . Любое логическое противоречие, по Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Ассимиляция
Термин, использованный Жаном Пиаже в его теории интеллектуального развития. Он обозначает детскую интерпретацию окружающего мира в контексте существующей схвмы. К примеру, младенец, называющий каждого мужчину «папой», демонстрирует веру в то, что все мужчины являются папами. Его интерпретация общественного устройства мира взрослых людей основана на этой предпосылке. Вместе с процессом аккомодации, ассимиляция помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
Синонимы :Смотреть что такое "ассимиляция" в других словарях:
АССИМИЛЯЦИЯ - (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. ad к и simi lis подобный), такая переработка попадающих извне в растительный или животный организм веществ, в результате к рой последние становятся составной частью клеток организма. А. белков с хим. стороны наиболее загадочная стадия… … Большая медицинская энциклопедия
АССИМИЛЯЦИЯ - (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов); усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в… … Современная энциклопедия
АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. assimilatio) ..1) уподобление, слияние, усвоение2)] В этнографии слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте… … Большой Энциклопедический словарь
АССИМИЛЯЦИЯ - АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, жен. (лат. assimilatio) (книжн.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
Ассимиляция - (лат. assimilatio сіңісу, ұқсасу, теңдесу) үлкен этникалық ортада саны кем және саяси мәдениеті мен әлеуметтік жағдайы төмен халықтың өзінің ұлттық болмысынан айырылып, басым халық арасында сіңіп кетуі құбылысы. Философия этностардың, халықтардың … Философиялық терминдердің сөздігі
Ассимиляция - (от лат. assimilatio слияние, уподобление, усвоение) конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической … Психологический словарь
Ассимиляция - в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы,… … Геологическая энциклопедия
АССИМИЛЯЦИЯ - процесс, в результате к рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к рой они находятся в непос редств. контакте. Этот процесс может происходить… … Энциклопедия культурологии
ассимиляция - расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол во синонимов: 7 ассимилирование (4) … Словарь синонимов
Книги
- , Е. В. Бондаренко , Ж. Багана , Монография посвящена исследованию влияния французского языка на среднеанглийские диалекты. Норманнское завоевание Англии в 1066 году способствовало созданию сложной языковой ситуации. В… Категория: Лингвистика и языкознание Серия: Научная мысль. Лингвистика Издатель: ИНФРА-М , Производитель: ИНФРА-М , Купить за 678 грн (только Украина)
- Ассимиляция заимствований из французского языка в среднеанглийских диалектах , Багана Ж. , Монография посвящена исследованию влияния французского языка на среднеанглийские диалекты. Норманнское завоевание Англии в 1066 году способствовало созданию сложной языковой ситуации. В… Категория:
Мало кому известно, что такое ассимиляция, хотя мы часто сталкиваемся с ней в повседневной жизни. Происходит этот процесс путем слияния разных групп в одну, имеющую общую цель. Этот процесс практикуется в самых разных жизненно важных областях науки, культуры и психологии.
Что такое ассимиляция?
На данный момент понятие ассимиляция имеет десятки определений. В каждой из областей, будь-то медицина, биология, религия, психология и так далее, она обозначает слияние одной группы с другой, с целью изменения на конечном этапе. В народе ассимиляция – это процесс утраты национальной идентичности, путем присваивания чужих культурных ценностей. Таким образом, она привела к полному исчезновению нескольких народов и полному искоренению их традиций. Она бывает нескольких видов:
- естественная;
- насильственная;
- вынужденная.
Ассимиляция в социологии
В социологических изменениях всегда присутствует этот процесс, так как он гарантирует эффективный результат. Возникает вопрос – что представляет собой ассимиляция и что значит ассимилировать в социологии? Это простой процесс замены отличительной черты общества, на другую, которая пришла от другого народа. Происходит некий сбой в людей, которые ранее были подвластны своей культуре, религии или языку.
Добровольный характер перехода на иную культуру более привлекателен и такой способ быстрее адаптирует человека. К сожалению, в жизни существует немало случаев принудительного характера. Чаще это можно наблюдать в местах, где проходят военные действия. Там случаются вынужденные переселения, а власть решает за народ, во что им верить и как себя вести.
Ассимиляция в психологии
С психологической точки зрения причины ассимиляции возникают автоматически, ведь без нее человек просто не смог бы гармонично развиваться. Этот термин относят к одной из частей процесса адаптации, который представляет собой приобретение нового опыта. Ассимиляция является простым способом для , ведь с ним нет необходимости принятия большого объема информации. Начиная с младенческого возраста, эти моменты обучения накапливаются в памяти и остаются там, постепенно приумножаясь.