Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники Развитие связной речи детей посредством

мария васильева
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

МБДОУ «Новосолянский детский сад «Колосок»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Васильевой Марии Генннадьевны

Тема : Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством »

2017/2018 учебный год

Актуальность выбранной темы :

Актуальность. Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание , обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников . Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической , грамматической, фонетической.

Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста , ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития .

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр” , драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления .

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка , интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств , переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности .

Театрализованная деятельностьспособствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель :

создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности .

Задачи для педагога :

Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

Разработка проекта;

Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников ;

Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности ;

Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию ;

Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности .

Задачи для детей :

Формирование грамматического строя речи ребенка , его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи , обучение эффективному общению и речевой выразительности;

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок , кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

Изучение учебно-методической литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников . М., 2000.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников . М., 1998.

3. Ушакова О. С., Ильяшенко М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве . Елец, 2003.

4. Яшина В. И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе . М. ,2008.

5. Артемова Л. В. Театрализованные игры . «Мозаика – синтез» 2010.

6. Ершова А. Е. Уроки театра . М., 2003

7. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет . Ид. «Учитель» В. ,

8. Черникова Е. Ф. Оригами для малышей. М. 2010.

Форма самообразования : индивидуальная.

Форма отчета по проделанной работе :

Презентация по теме.

Фотоотчет на сайт ДОУ

Теоретическая часть

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме. В течение года

2. Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме : посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер- классов. В течение года

3. Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в

специализированных изданиях, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). В течение года

Практическая часть

4. Составление картотеки театрализованных игр ,

гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста .

Оформление папки «Театрализованные игры » . В течение года

5. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок.

Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

Оформление папки «Комплекс гимнастики «Веселый язычок» В течение года

В течение года

6. Проведение гимнастики мимических мышц лица. Оформление папки «Комплекс гимнастики мимических мышц лица» В течение года

8. Оформление тематически стендов «Воспитание дружеских отношений в игре» , «Развитие у

детей навыков сценического искусства» (консультация для родителей. Февраль-апрель

9. Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками » . Январь

10. Создание РППС : пополнение театрального уголка в группе . В течение года

11. Подведение итогов по теме самообразования. Презентация для коллег. Май

План работы с детьми

Тема Месяц Форма работы

Занятие №1. «Что такое

театр ». сентябрь Формирование у детей понятие о театре .

Занятие №2. «Мы - актеры» . Начало работы по развитию у детей творческих

способностей средствами театрализованной деятельности .

Занятие №3. Пересказ сказки

«Три медведя» . октябрь Обучение детей рассказыванию

моделирования сказок.

Занятие №4. Показ сказки

«Три медведя»

Обучение детей рассказыванию через театрализованную деятельность

Занятие №5. «Добрые и злые

поступки». ноябрь Управление эмоциями в конфликтных ситуациях;

формирование осознанного

отношения к социальным

нормам, закрепление навыков доброжелательного поведения.

Занятие №6. Ритмопластика. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» Развитие у детей умение пользоваться жестами;

двигательные способности :

ловкость, гибкость, подвижность.

Занятие №7 Репетиция

пальчикового театра «Зимовье зверей» . декабрь Повышение уровня речевого развития . Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Занятие №8. Показ

пальчикового театра

родителям «Зимовье зверей» . Создание благоприятных условий творческой

активности у детей

посредством театрализованной деятельности .

Занятие №9. Сказка «Три медведя» на новый лад. январь Формирование у детей навыков составления

сказочного текста на основе знакомого произведения.

Занятие №10. Показ

настольного театра «Маша и

медведь»» детям младшего

дошкольного возраста . Приучать детей в инсценировании ролей

пьесы. Развивать выразительность речи .

Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Занятие №11. Русская

народная сказка «Сестрица

Аленушка и братец

Иванушка». февраль Закреплять умения

участвовать в драматизации сказки, учить давать описание

внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

Занятие №12. Пересказ сказки

«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка». Обучение пересказу «по цепочке» . Формировать эмоциональное развитие детей , упражняться в использовании жестов.

Занятие №13. Обыгрывание

сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . март Развивать творческую , речевую активность,

артистическую способность.

Занятие №14. Мимическая гимнастика. Игры на развитие мимической выразительности. Развивать артистическую способность, учить визуально передавать характерные черты персонажей.

Занятие №15Пересказ сказки «Аленький цветочек» . апрель Закреплять умение

выразительно пересказывать сказку, воспитывать интерес к художественной литературе.

Занятие №16. Показ спектакля «Аленький цветочек» детям

младшего дошкольного

возраста . Развивать умение выразительно передавать

образы. Учить сочетать речь с движениями.

Воспитывать коммуникативные качества.

Занятие №17. Показ спектакля «Аленький цветочек» для родителей. май Формирование у детей этически ценных

навыков и способов поведения в отношении с

другими людьми, развитие коммуникативных

социальной

активности

дошкольников .

Публикация на портале «Мир дошколят»

Иванова Люция Прокопьевна

воспитатель первой категории

МБДОУ «ЦРР Детский сад «Чуораанчык»

с. Чурапча МО Чурапчинский улус (район)

Республика Саха (Якутия)»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Цель работы: состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики и обосновать педагогические условия его осуществления.

Исходя из поставленной цели, предмета, объекта и гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

1.Разработать и обосновать совокупность исходных положений. образующих теоретико-методологические основы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

2.Раскрыть сущность и содержание развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики

3.Определить критерии, показатели и уровни развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

4.Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

5.Разработать, опираясь на результаты исследования, методические рекомендации по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Новизна исследования:

Выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики

Определены критерии, показатели и уровни развития связной связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Разработан и апробирован комплекс педагогических условий обеспечивающий эффективность процесса связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

Теоретическая значимость исследования: мы в своей работе опирались на труды, таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие связной речи – ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания, (описание, повествование, рассуждение). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Речевые проявления ребенка на первом году жизни составляют подготовительный этап формирования речи. Под влиянием эмоционального общения со взрослым, у ребенка в первые месяцы жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует отличать от крика ребенка, который чаще всего не имеет функции общения, а представляет собой реакцию на неблагоприятное состояние. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.

Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

В чём значение бумагопластики в развитии детей?

Бумагопластика:

Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

Происходит развитие глазомера.

Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

В развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

Она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Занятия по бумагопластике, начинают проводиться со 2-ой младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.

Что необходимо для работы с бумагой?

Для работы нам необходима:

Цветная бумага, достаточно плотная;

Ножницы;

Кисточки для клея;

Немного воображения.

Теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики, опыт экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. Работу над словом проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

2. Развитие связной речи происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.

3. Все задачи развития связной речи решаются в единстве и в определенной последовательности.

4. Развитие связной речи эффективно проводится во взаимосвязи с продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и т. д.).

МБДОУ «ЦРР Детский сад «Чуораанчык»
с. Чурапча МО Чурапчинский улус (район)
Республика Саха (Якутия)»

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

Воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи, приемы работы:
- работа над составлением рассказа — описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над пересказом;
- работа над самостоятельным рассказом.

Приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Приведем пример «усложненной» беседы.

Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.

Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Приведем примеры последовательных картинок.

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.

«Белый медведь и бурый медведь»

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал:

Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил:

Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!

Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый:

Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.

Белый медведь сказал:

Верно, мы братья. И делить нам нечего.

Лесной медведь сказал:

Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской медведь сказал:

А мне нечего делать в твоих лесах.

С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

Полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

Рассказ о дне, проведенном в детском саду;
рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.

Основные тематические группы:

Домашние животные;
- дикие животные;
- домашние птицы;
- дикие птицы;
- рыбы;
- насекомые;
- деревья;
- цветы;
- грибы;
- ягоды;
- овощи;
- фрукты;
- мебель;
- посуда;
- инструменты;
- одежда;
- обувь;
- головные уборы;
- транспорт;
- игрушки;
- явления природы;
- продукты питания;
- школьные принадлежности;
- электроприборы.

Важно знать и такие понятия, как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели.

Можно использовать следующие игровые моменты:

«Месяцы осени»

Осенью природа засыпает

Сентябрь Октябрь Ноябрь

«Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему.
Времена суток.

2. Подбор слов-признаков:

По цвету;
вкусу;
температуре;
форме;
материалу, из которого сделан предмет;
принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.)

Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.)

Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки.

Красное, круглое,
сладкое, садовое.

Оранжевая, хрустящая,
вытянутая, сладкая.

Круглый, полосатый,
зеленый, сладкий.

Игра «Чей хвост?»

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

желтый желтое желтые
кислый
яркое
пушистые
овальный
круглое
смешные

3. Подбор глаголов к существительным.

Наиболее распространенные группы глаголов:

Действия людей;

мальчик рисует

Способы передвижения животных, птиц, насекомых;

летит
прыгает
ползет

Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми;

квакает
мычит

Явления, происходящие в природе.

молния сверкает
дождь идет

4. Подбор наречий к глаголам.

Наречия образа действиям (как? каким образом?);

Медленно речка течет,
Плавно в ней рыбка плывет,
Тихо сидит рыбачок,
Ловко закинув крючок.

Наречия места (где? куда? откуда?)

Вверх поднимаются волны,
с ревом бросаются Вниз,
Справа – лишь мрак один полный,
Слева виднеется мыс.

Наречия времени (когда?)

Когда это бывает?

зимой весной летом осенью

Наречия причины и цели:

назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком.

Таких наречий не много.

5. Сравнительные конструкции.

Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д.

В речке вода холодная,
В колодце еще холоднее.
Бывают яблоки кислые,
Лимоны еще кислее.

Чай в стакане горячий,
А в чайнике горячее.
У мамы глаза голубые,
У дочки еще голубее.

Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т.д.

6. Подбор синонимов.

В качестве синонимов могут выступать разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы.

Например:

Он – друг, товарищ, приятель.
Человек – храбрый, отважный, смелый.
Одному дома – грустно, тоскливо, печально.
На улице – пасмурно, дождливо.
Люди – работают, трудятся.

7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее.

Игра «Скажи наоборот»

добро – зло
толстая – тонкая
день – ночь
левый – правый
радость – горе
дневной – ночной
добрый – злой
ранний – поздний
умный – глупый
белый – черный
близко – далеко
горький – сладкий
низкая – узкая
мягкий – твердый
широкая – узкая
жидкий – густой
глубокий – мелкий
звонкий – глухой
холодный – горячий
тяжелый – легкий
большой – маленький
жадный – щедрый

8. Образование новых слов.

Префиксальное словообразование.

Актуальный педагогический опыт

Развитие связной речи детей посредством

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинирован вида №8 г. Шебекино»

Шебекино

1. Информация об опыте ……………...3

2. Технология опыта …………………..8

3. Результативность опыта……………17

4. Библиографический список ……….18

5. Приложение к опыту ………………19

Информация об опыте

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, речи, тической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит .


Условия возникновения опыта.

Педагогическая деятельность с детьми по данному опыту осуществляется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино ».

Работая с детьми, педагог обнаружила, что речь детей недостаточно развита, характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети были пассивны в ходе обсуждения текста, допускали ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, нуждались в постоянной помощи воспитателя. Проанализировав исходную ситуацию и проведя диагностические обследования, педагог пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию связной речи. Ребенок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие связной речи в нужное русло. Но так как в организованной достаточное количество занятий по развитию речи, то необходимо было найти другие формы работы. В ходе работы изучив методическую литературу по данной теме, наблюдая за играми детей, педагог пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра является основным . Уже самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем, развивается речь, а также они учат их играть.


Актуальность опыта.

К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т. е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность: задания ребенку предлагаются в игровой форме. Актуальность состоит в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся друг с другом.

Итак, актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра:

Учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по

предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Совершенствует умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

В работе с детьми были обнаружены противоречия:

Между необходимостью повышения уровня развития связной речи дошкольников и в неполном объеме использования эффективных средств дидактической игры.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития связной речи детей, оказание помощи ребенку адаптироваться в окружающем мире с помощью дидактической игры.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом велась в течение трех лет, с момента обнаружения противоречия между желаемым результатом и действительным до момента выявления результативности опыта, с 2012 по 2015 год.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы в организации деятельности детей (занятия, беседы, обсуждения проблемной ситуации, чтение , рассказывание, игровая деятельность, а также в свободной деятельности детей).

Теоретическая база опыта.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались, и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.

По определению, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок овладевает грамматическими средствами и моделирует эту действительность. Закономерности развития связной речи с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно формированию связной речи, изменение ее функции зависит от содержания, условий, форм обучения ребенка с окружающим, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также, .


В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов, показали, что происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности со взрослыми, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит. Являясь сторонницей и последовательницей взглядов на значение родного языка и развития ребенка, она особо отмечает роль чувственных восприятий и развития языка и мышления ребенка. Ею создан ряд дидактических игр с оборудованной куклой, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря и развитию связной речи. Она подчеркивает, что дидактические игры преследуют не только цель развития речи детей, - значение их шире. Живое участие детей воспитывает в них коллективные навыки, дисциплинирует их, упражняет память, внимание, волю. принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме, размеру; создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей, где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающихся друг от друга незначительными признаками. ценила дидактические игры за то, что они дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации, позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями. В силу этого дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствуют повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. считала, что дидактические игры вызывают к деятельности все умственные способности в их единстве, среди них первоначальными являются сенсорные способности. но не сами по себе, а в связи с речью. В дидактической игре развивается не одна какая-нибудь функция или способность, а вся личность ребенка в совокупности физических и психических сил, что очень важно для умственного воспитания.

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.

Пересказ- осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах И.Е.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой и других.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи,подражает ему. Тексты содержать образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Одним из самых дискуссионных направлений в вопросе приобщения детей к чтению во все времена было и остается изучение круга чтения дошкольника. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

Они должны иметь воспитательную ценность;

Полноценное и доступное содержание;

Разнообразие жанров;

Четкая композиция;

Простой, но богатый язык;

Небольшой размер.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Требования, указанным выше, отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина, В.Осеевой и других.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используются, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закреплении в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка.

Требования к пересказам детей таковы:

    Осмысленность

    Полнота передачи текста

    Последовательность и связность пересказа

    Плавность пересказа, отсутствие пауз.

6.Выразительная и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Грамматическая структура произведения.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста придумывают яркие описательные загадки (например, "Ярко-красная, душистая, сладкая, в траве растет, сама в рот просится"). Сравнивая знакомые предметы, дошкольники дают полноценные описания не только при наличии предметов, но и по представлению. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа.

Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка (Макарова В.Н).

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики» (Швайко, Г.С.).

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.

В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются животные (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа (животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля… В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных. В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа – древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом.

Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости – вот что утверждают сказки…

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка – голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость, смекалка соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза – дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы. Ведь те удивительней победа (Швайко, Г.С.).

В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин, Баба Яга – «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый», Змей Горыныч. Это может быть и «мужичок с ноготок – борода с локоток» и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.

Но злое начало нередко воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя.

Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию таинственности, страшного. Именно из-за этого волшебные сказки исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный», «идеальный» мир ребенка, нередко забывая, свой не только взрослый, но и детский интерес к этим сторонам жизни. Но разве это правильно? Хорошо писала М.И.Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Змея Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это – чистая стихия страха, без которой сказка не сказка и услада да не услада. Для ребенка, в сказке, должно быть зло».

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа (Макарова В.Н).

Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой, едят со скатерти-самобранки.

Волшебные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое государство». Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

Именно благодаря волшебным сказкам утвердилось мнение, что во всех сказках все несчастья героя заканчиваются счастливо. Но ведь это далеко не всегда так, особенно если иметь в виду социально – бытовые, сатирические сказки, о которых речь впереди.

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно в них проявилось сатирическое начало, выразившие симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат…

Осмеянию в социально-бытовых сказках, как и в сказках «Ерш Ершович», «Ворона-карабута», подвергались судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки («Шемякин суд»), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его не далекий, но богатый брат («Семилетка»).

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках «Горшеня», «Елевы шишки»), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке «Царь и портной» царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Значительная часть социально-бытовых сказок принадлежит к числу антицерковных. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла».

Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство. «В них, - писал в статье «О народных сказках» В.Г.Белинский, - виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве» (Ушакова, О.С). Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. – На острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны.

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет – улица, налево – переулочек». Так запечатлен бег богатырского коня: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного для нас классического стиха Пушкина, Лермонтова, Некрасова с определенным количеством слогов и ударений в стихах и нередко рифмы; слогов же может быть разное количество. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил-был царь…

Некоторые сказки рассказывались полностью сказовым стихом. Таковы, например, сказки о козе – белой бороде, вороне-праведнице.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк – «из-за кустов хап», лиса – «на поле краса», медведь – «всем пригнетыш»…

В художественном произведении поэтические средства всегда используются целесообразно и экономно. Они являются и приметами жанра. Именно поэтому мы не встретим, например, в сказках о животных вместо их привычного зачина «Жили – были…» развернутого, фантастического зачина волшебной сказки. Это было бы художественно не целесообразно. Именно поэтому пышные «формульные» диалоги, которые ведут между собой персонажи волшебных сказок, отличаются от диалогов персонажей новеллистических сказок: в последние диалоги приближены к нашей живой, бытовой речи, хотя и не копируют ее.

Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Если иметь в виду только сюжеты сказок, то их – более тысячи, а опубликованных записей сказок около пяти тысяч. А сколько хранится в архивах!

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие (Алексеева, М.М).

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность (Алексеева, М.М.)

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи. Восприятие литературных и фольклорных произведении на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек (Алексеева М.М.).

В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.

Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А.Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.

Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста, а для старших – те, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.

Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке»? И приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действий персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке» и ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое.

Если ребенок дает картинке название, выраженное одним – двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза. (Алексеева М.М.)

Методика пересказыванию в разных возрастных для старших дошкольников.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К.Д.Ушинского «Умей обождать», Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», Е.Пермяка «Как Маша стала большой» и другие (Короткова Э.П.).

Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение- помочь детям понять и осмыслить содержания произведения. Без такой беседы дети иногда не понимают идею и смысл произведения.

В старшей группе широко применяется план пересказа (Дьяченко О.М.) .Это может быть готовый план, предложенный воспитателем, и план составленный воспитателем вместе с детьми.

Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения. К оценке пересказов привлекаются дети. Слушая анализ пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга. Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известным остальным. В этом случае,ребенок старается четче выстроить свой рассказ, следит за своей речью, часто дополняет его деталями. (Карпова С.Н.)

В подготовительной к школе групп значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить не сложные описания. Пересказывают русские народные сказки: «Лиса и Козел», «Четыре желания», К.Д.Ушинского «Утренние лучи», Л.Н.Толстого «Косточка», В.Овсеевой «Сосулькина вода», «Плохо» и другие. Повышаются требования к пересказу. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, подходят к оценке пересказов по следующим критериям: самостоятельность, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

Подготовка детей к описанию тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов. Применяется выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, выбранные детьми или отмеченные воспитателем), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.